Решение суда 28.11.2011 г. по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

С участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Онищенко О.И.,

При секретаре Марчукове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Демоновой К.А., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о предоставлении денежных средств на приобретение жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Демоновой К.А., обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о возложении обязанности предоставить по договору социального найма Демоновой К.А., изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения спора прокурор Октябрьского района г. Ставрополя уточнил требования и просил возложить на Управление образования администрации города Ставрополя обязанность предоставить Демоновой К.А. денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; возложить на администрацию города Ставрополя обязанность подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении Демоновой К.А. субсидии в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Демонова К.А., 25.07.1990 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 31.07.2006 г. Д. и Д. лишены родительских прав.

Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Ставрополя № 51 от 27.03.2006 г. над Демоновой К.А. установлено попечительство со стороны Демоновой З.А..

Демонова К.А. с 26.05.2006 г. зарегистрирована и проживает по месту жительства попечителя по адресу: г. Ставрополь, пер. Ч., *. В настоящее время Демонова К.А. имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь Д., ххх года рождения.

Постановлением Администрации города Ставрополя от 23.10.2008 г. № 11 Демонова К.А. в соответствии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Учитывая то, что Демонова К.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

Демонова К.А. в 2007 г. окончила обучение в МОУ гимназия № 12 г. Ставрополя. В настоящее время обучается на заочном отделении в НОУ ВПО «Институт Дружбы народов Кавказа». До настоящего времени администрацией города Ставрополя Демонова К.А. жильем не обеспечена, субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Собственного жилья Демонова К.А. не имеет.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные в интересах Демоновой К.А. требования поддержала и просила их удовлетворить.

Демонова К.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что согласна на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что Демонова К.А., 19** года рождения, 23.10.2008 г. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя. По состоянию на 01.04.2011 г. – дату ежегодной перерегистрации очередности граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, ее номер 116.

Однако, в связи с недостаточностью бюджетных средств, предоставить Демоновой К.А. в 2011 г. жилое помещение по договору социального найма или субсидию на приобретение или строительство жилья не представляется возможным.

Представитель ответчика Управления образования Администрации г. Ставрополя и третьего лица Министерства финансов Ставропольского края в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по СК в судебном заседании просил заявленные исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что предоставление истцу субсидий на приобретение жилья вне очереди нарушит права других лиц данной категории, то есть, детей сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей, которые поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, ранее истца.

Представитель третьего лица Министерства архитектуры и строительства СК в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства образования СК в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражая против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Демонова К.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации города Ставрополя от 23.10.2008 г. № 11 Демонова К.А. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с п. 5 ст. 52 ЖК РФ, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по общему списку порядковый номер 6880, по льготному списку № 199.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение" или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства -участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Демонова К.А.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Демонова К.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

В настоящее время Демонова К.А. жилым помещением не обеспечена, денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ей не выделялись, что не оспаривал в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя.

Судом установлено, что Демонова К.А. выразила согласие на получение ею денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Демоновой К.А., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя – удовлетворить.

Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Демоновой К.А. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Демоновой К.А. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 ноября 2011 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.