Р Е Ш Е Н И Е № 2-2206/11 Именем Российской Федерации 25 ноября 2011 года г. районный суд г. в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А., при секретаре Лукьянец В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Онегина ЕЕ, заинтересованное лицо: администрация г., Министерство строительства и архитектуры СК о признании незаконным действия (бездействия), решения, органа местного самоуправления, возложении обязанности У С Т А Н О В И Л: Онегин Е.Е. обратился в районный суд г. с заявлением о признании незаконным бездействие администрации г., выразившиеся в отказе в постановке на учет качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности на администрацию г. поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве гражданина, уволенного с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его военной службы составляет более 10 лет (22 года). Ссылаясь на то, что основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении послужило то обстоятельство, что в настоящее время администрацией города Ставрополя на принимаются определенные категории граждан. Принятие на учет граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы данным законом не предусмотрено. Заявителем неоднократно подавались заявления в администрацию города Ставрополя о восстановлении его в списке на получение жилья, в котором состоял с 2000 года. В связи с изменение законодательства данный список был аннулирован, было отказано. Заявителю разъяснялось в ответах, что в настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы», участвовать в данной подпрограмме имеют право граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органе местного самоуправления на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г..На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя заявитель не состоит. При этом, по мнению заявителя, он имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как военнослужащий, выслуга которого составляет более десяти лет. В обоснование указывает, что в соответствии с ч. 2 с. 15 закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (редакции от 21.04.2011 г., с изменениями от 17.05.2011 г.) "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Пунктом 2.1 Закона предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. . членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина. По ссылке заявителя, администрация обязана поставить Онегина Е.Е. на очередь в получении жилья, так как списки, где он стоял в очереди были уничтожены администрацией в 2004 году, узнал об этом только в 2006 году. Определением районного суда г от 09.11.2011 года приняты и приобщены к материалам дела уточненное заявление Онегина Е.Е. о признании незаконными действия (бездействие) администрации г., выразившееся в вынесении Постановления от 06.02.2004г. № 471 «О передаче полномочий по распределению жилой площади в муниципальных общежитиях общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. и признании утратившими силу постановлений, ранее регулировавших порядок учета граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях и предоставления в них жилой площади»,возложении обязанности администрацию г. восстановить Онегина Е.Е. в очереди от 25.09.2000 г. (протокол № 73) в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы по выработки срока выхода на пенсию. Заявитель Онегин Е.Е., извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 09.11.2011 г. Онегин Е.Е. пояснил суду, что в 2006 году он демобилизовался с работы УФСИН и когда выходил должен был получить жилье. С 1999 года живет на частной квартире, генерал УФСИН сказал, что квартира ему не положена и что он из списка вычеркнут. В 2007 году ему сказали, что он снят с очереди, на очереди стоял в администрации она аннулирована по постановлению № 471. О данном постановлении он узнал, примерно в 2006 году. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Онегина Г.Т. требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, при этом пояснила суду, что ее доверителя-сына нужно поставить в военную льготную очередь, 6 лет оказывают, так как нет такой очереди. Заявитель стоит в общей очереди с 2001 года. Заявление о принятии на учет по какому- либо основанию не писали, список документов для приложения к этому заявлению в администрации г. Ставрополя им не давали, а они не просили. В администрации сказали, что он может стать как малоимущий, а как военному нет. В судебном заседании представитель администрации г. по доверенности требования Онегина Е.Е. не признала, просила отказать по следующим основаниям. Заявитель просит его восстановить в очереди на получение общежития с 2000 г., но данной очереди нет, она отменена постановлением от 21.01.2008 г. в соответствии с несоответствием требований законодательства и представлением прокуратуры. Вопрос о признании постановления № 471 незаконным, не должен рассматриваться, поскольку данное постановление отменено. К тому же пропущен срок давности по обращению с такими требованиями в суд, прошло 6 лет, заявитель не был лишен возможности обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. Постановлением главы г. от 08. 09.1998 г. № 3136 создано МУП «Бюро по обмену жилых помещений», на которое возложено ведение учета и вселению в общежитие, выдачу ордеров на вселение. Но ЖК РСФСР, как и ЖК РФ в 2005 году не регламентируют правовой учет органами местного самоуправления, общежития являются жильем муниципальных организаций и имеют отношение к предприятиям, в чьей собственности они находятся ( учеба, работа). Общежитие – жилой муниципальный фонд. Администрация только ставила таких граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, а в последствии данные граждане должны были обращаться в те органы, где они служили.Если говорить о постановке или состоянии на учете Онегина в администрации г., он на учете не состоит и документы, а именно заявление по установленной форме и необходимые документы, для постановки на учет он в администрацию не сдавал и с таким вопросом не обращался. По поводу очереди военнослужащих, по программе «Жилище», по государственной программе по обеспечению жильем военнослужащих, предоставления им субсидий, право на постановку на данную очередь, могут военнослужащие, уволенные с военной службы по выслуге лет до 01.01.2005 г. Онегин в этой очереди не состоит, поскольку им так же не собран и сдан необходимый для постановки пакет документов Заявителю необходимо собрать пакет документов, написать заявление по установленной форме и сдать в приемную администрации. Суд с учетом мнения сторон полагает возможным слушание дела в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно представленным документам, заявитель Онегин Е.Е. с 31.01.2003 года зарегистрирован и проживает составом семьи 1 человек по адресу: г, ул. снимает жилье (комнату- 7 кв.м.) по настоящее время. Собственником этого домовладения является иное лицо. Имеет на иждивении детей: 1996 и 2004 года рождения. На имя Онегина Е.Е. 10.08.2006 г. выдано удостоверение за № - является пенсионером по выслуге лет в соответствии с законом « О пенсионном обеспечении… органах уголовно-исполнительной системы РФ», награжден медалью. Онегин Е.Е. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы России с 23.02.1993 года по 18.07.2006 года. Уволен со службы с должности младшего инспектора ФГУ ИК -5 УФСИН России по СК 17.07.2006 года согласно приказу от 17.07.2006 г. № 212 л/с по ст. 58 п. «В» по выслуге срока службы, дающей право на пенсию согласно Положения о службе в органах внутренних дел с выслугой 15 лет 05 месяцев 24 дня.. В июле 2005 года решением ЖБК ФГУ ИК-5 УФСИН России по СК (выписка из протокола от 29.07.2005 № 1) семья Онегина Е.Е. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 22.07.2005 г. Решением заседания жилищной комиссии данного учреждения (протокол от 12.07.2007 № 6) Онегин Е.Е. был снят с жилищного учета. Решением районного суда г., вступившем в законную силу 19.05.2009 г. иск заявителя об отмене протокола ЖБК ФБУ ИК-5 УФСИН России по СК от 12.07.2007 г. № 6, как незаконного в части снятии Онегина Е.Е. с жилищного учета, о восстановлении в списках очередников ИК-5 с 17.06.2005г. и о предоставлении ему государственного жилищного сертификата –оставлен без удовлетворения. 15.12.2008 г. на обращение заявителя по жилищному вопросу Жилищным управлением администрации г. сообщено, что в соответствии с постановлением главы г.Ставрополя от г. № решение вопроса о приеме граждан на учет и выделение жилой площади в муниципальных общежитиях было возложено на межведомственную комиссию. На основании решения комиссии от 25.09.2000 г. Онегин. Е. был поставлен на учет на общую очередь. постановлениями главы г. от г. № и от г. № был установлен порядок учета граждан. .в муниципальных общежитиях. Постановлением главы г. от г. № «О передаче полномочий по распределению жилой площади в муниципальных общежитиях общественной. .признаны утратившими силу постановления, ранее регулировавших порядок учета граждан,..», очередь на получение жилья в муниципальных общежитиях упразднена. 01.10.2010 г. жилищным управлением администрации г. в адрес представителя Онегиной Г.Т. на обращение по жилищному вопросу было об отсутствии оснований принятия на учет граждан, уволенных в запас со службы в органах уголовно- исполнительной системы. Аналогичные сведения были направлены ЖУ администрации г.в адрес Онегиной Г.Т. 08.02.2011 г., 12.10.2011 г., Главным Управление министерства юстиции РФ по СК от 22.12.2010 г. по жилищному вопросу ее сына Онегина Е.Е. Кроме того, предложено представить в органы местного самоуправления документы, указанные в постановлении Правительства СК от 05.09.2006 г. для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма как малоимущему гражданину. В материалам дела представлен ответ на обращение Онегиной Г.Т. по вопросу получения государственного жилищного сертификата сыном Онегиным Е.Е. 17.06.2010г., в котором УФСИН России по СК было сообщено, что на учете на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФГУ ИК-5 УФСИН России по СК не состоит, правовых оснований для улучшения его жилищных условий, выдачи жилищного сертификата по линии УИС не имеется. Аналогичный ответ был направлен в адрес представителя Онегина Е.Е Федеральной службой исполнения наказаний ФБУ центра жилищно-коммунального хозяйства России. В адрес Онегина Е.Е. о нарушении его жилищных прав, 29.04.2011 г. Генеральной прокуратурой РФ было разъяснено, что он не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в администрацию г.Ставрополя в порядке ст. 52 ЖК РФ. При этом ни в одном ответе органа местного самоуправления не указано об обращении заявителя с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, принятии на учет, а заявителем такие обращения в суд не представлены. По сведениям ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 07.11.2011 г. Онегин Е. в картотеке собственником г. не зарегистрирован. В соответствии с пунктом 11 постановления Совета министров РСФСР от 11.08.1988 № 328 «Об утверждении примерного положения об общежитиях», а также на основании постановления главы города Ставрополя от 08.09.1998 № 3163 «О совершенствовании работы по учету граждан и предоставлении им жилых помещений в муниципальных общежитиях города Ставрополя» были утверждены правила учета граждан, нуждающихся в предоставлении комнат, койко-мест в общежитиях (далее Правила). Пунктом 3 Правил было предусмотрено, что учет нуждающихся граждан в общежитиях осуществляет МУП «Бюро по обмену жилых помещений» на которое возложено ведение учета заявлений, прием и проверка необходимой документации, вынесение заключений об отказе по принятию на учет и вселению в общежития, выдачу ордеров на вселение. данная очередь и правила, осуществлялись в соответствии с ЖК РСФСР. Постановлением главы № г. от г. создана общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации г.. Заявитель состоял на учете граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях, в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления главы города № от и № от утратили силу и ведение соответствующий очереди граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях не предусмотрено. Как установлено судом, протоколом № 73 от 25.09.2000 года, существующим в администрации г. в электронном виде, заседания комиссии по рассмотрению заявлений на предоставление жилых помещений –комнат (койко-мест) в муниципальных общежитиях г. по рассмотрению таких заявлений под № 24 общей очереди указан Онегин Е.Е.. Постановлением № главы г. от года постановление № главы г. от г. «О передаче полномочий по распределению жилой площади в муниципальных общежитиях общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. и признании утратившими силу постановлений, ранее регулировавших порядок учета граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях и предоставления в них жилой площадь» утратили силу. Как пояснял представитель администрации очередь на получение жилья в муниципальных общежитиях упразднена и каким образом велся дальнейший учет таких граждан не может пояснить, заявитель на жилищном учете в администрации г. не состоит. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявляя требования о признании незаконными действия (бездействие) администрации г., выразившееся в вынесении Постановления от г. №, в подтверждение их Онегин Е.Е. доводов не приводит и не указывает каким образом оспариваемым постановлением нарушены его права( свободы) либо незаконно возложена обязанность. Отмененное постановление № главы г. от г. не порождает каких-либо правовых последствий, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя. Незаконных действий (бездействие) администрации г., как указывает заявитель, выразившиеся в вынесении Постановления от г. №. судом не установлено. По мнению заявителя, он имеет право на постановку на учет и, как следствие, получение жилья по двум основаниям: до 1 января 2005 года состоял на учете в администрации города Ставрополя и, соответственно, подлежит постановке на учет (льготную очередь ) в качестве уволенного в запас с выслугой более 10 лет. В 1993 года законом "О статусе военнослужащих"(абз.3 п. 1 ст.23) и Федеральным закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с последующими изменениями и дополнения предусмотрено, что условием для получения жилого помещения военнослужащими являлось их увольнение по одному из трех оснований: состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, а увольнение истца с военной службы было связано с выслугой лет, дающей право на пенсию. Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" с 1 января 2011 года военнослужащим,. . не будут выдаваться государственные жилищные сертификаты (будет предоставляться единовременная денежная выплата ). Правовой статус заявителя не соответствует требованиям закона, предъявляемым для данной категории граждан, требование о возложении обязанности на администрацию г.Ставрополя поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве гражданина, уволенного с военной службы по выслуге более 10 лет -не подлежит удовлетворению. Возложение обязанности на администрацию г. восстановить Онегина Е.Е. в очереди от 25.09.2000 г. (протокол № 73) в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы по сроку выхода на пенсию, не может быть удовлетворено, поскольку в 2000 году заявитель был включен в список по общей очереди как нуждающийся в получении жилого помещения ( койко-места) в муниципальном общежитии, а не как военнослужащий, уволенный с военной службы и на тот период времени еще не был уволен (уволен в июле 2006 года). С 1 января 2005 г. военнослужащие перестали относиться к тем категориям граждан, которым гарантируется предоставление жилых помещений по договору социального найма, за исключением лиц, ранее принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда. Однако предоставление жилых помещений будет осуществляться в порядке, установленном ЖК РФ, а не ЖК РСФСР, т. е. не сохраняется прежний порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Вводного закона). Вводный закон предусматривает сохранение действия статей ЖК РСФСР, касающихся оснований принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, к жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г., будут ограниченно применяться нормы ЖК РСФСР, несмотря на то, что Вводным законом он признается утратившим силу. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма, и имеют право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении по месту работы. Порядок учета военнослужащих признанных нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) установлен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. В частности, в соответствии со ст. 26 упомянутой Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). Кроме того, ст. 28 названной Инструкции устанавливает, что военнослужащие, поставленные на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), включаются в списки очередников на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. На таком жилищном учете по месту работы заявитель не состоял. Каких-либо требований по вопросу снятия заявителя с общей очереди нуждающихся на предоставление жилого помещения, не заявлялось. Суд принимает во внимание, что такая очередность (на предоставление муниципального общежития) велась в органе местного самоуправления в электронном виде, соответствующие документы в отношении Онегина Е. о принятии его на жилищный учет, иные документы в приложение, в администрацию г. не представлялись. Как установлено судом в судебном заседании, на жилищном учете Онегин Е. в администрации г. не состоит и документы: заявление по установленной форме с приложением соответствующих документов ( в том числе по пункту 19 Правил для участия в подпрограмме «Жилище» для военнослужащих, уволенных по указанному в законе основанию..) не представлял, данные обстоятельства не оспаривал его представитель, поясняя что обращались с заявлениями-письмами, ответы на которые представлены в суд, заявления о принятии на учет с приложением перечня документов в администрацию не представляли, полагают что в администрации есть все необходимые документы и представлять не будут. Незаконного бездействия администрации г., по мнению заявителя, выразившиеся в отказе в постановке на учет качестве нуждающихся в жилом помещении администрацией г. не допущено. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Таких оснований в судебном заседании не установлено. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод и суд находит убедительными доводы представителя администрации о пропуске заявителем срока давности по обращению с такими требованиями, что не противоречит материалам дела, поскольку о нарушении своих прав заявитель узнал в 2006-2007 году, уважительных причин пропуска срока (его восстановлении) не указывалось, что также является основанием для отказа в заявленных требованиях. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Онегина ЕЕ о признании незаконным бездействие администрации г., выразившиеся в отказе в постановке на учет качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности на администрацию г. поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве гражданина, уволенного с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его военной службы составляет более 10 лет –оставить без удовлетворения. Уточненные требования Онегина ЕЕ о признании незаконными действия (бездействие) администрации г., выразившиеся в вынесении Постановления от. № «О передаче полномочий по распределению жилой площади в муниципальных общежитиях общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. и признании утратившими силу постановлений, ранее регулировавших порядок учета граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях и предоставления в них жилой площади»,возложении обязанности администрацию г.восстановить Онегина Е.Е. в очереди от 25.09.2000 г. (протокол № 73) в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы по выработке срока выхода на пенсию –оставить без удовлетворения. Составлено мотивированное решение 01 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Л.А. Шурлова