дело 2-2532/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 декабря 2011 года г.Ставрополь Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кравченко З.Л., с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Ставрополя Чепурной Н.А., при секретаре Губановой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Денисенко Н.Н., заинтересованное лицо: Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 62, об установлении факта нарушения избирательных прав незаконными действиями участковой избирательной комиссии № 62 г.Ставрополя и признании незаконным решения комиссии № 13 от 04.12.2011 года, УСТАНОВИЛ: Денисенко Н.Н. обратился в суд с заявлением об установлении факта нарушения избирательных прав незаконными действиями участковой избирательной комиссии № 62 г.Ставрополя и признании незаконным решения комиссии № 13 от 04.12.2011 года, мотивируя свои требования следующим. Он является наблюдателем от Коммунистической партии Российской Федерации (КП РФ) на избирательном участке №62 г. Ставрополя, расположенном по пр. Карла Маркса, 11. 04.12.2011 г. в 07.00 часов он прибыл ко входу в указанный участок, чтобы войти в помещение участка до начала голосования для осуществления своих прав (присутствие на осмотре пустых переносных и стационарных ящиков для голосования и при их опечатывании) в силу ч.3 и п.б ч.9 ст.30, ч.3 ст. 64 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г., и ч.5 ст.29, п.2 ч.6 ст.30 и ч.4 ст.75 Федерального закона №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. и ч.2. ст47 Закона Ставропольского края №68-КЗ «О выборах депутатов Думы Ставропольского края, в их взаимосвязи, однако двери в помещение участка были заперты, и, несмотря на его многочисленные законные требования о незамедлительном обеспечении ему входа в помещение, участковая избирательная комиссия во главе с председателем так и до начала голосования (08.00 часов) его в помещение не впустила. Когда же его и двоих других наблюдателей вместе с собравшимися у входа избирателями пустили в помещение для голосования, ящики для голосования уже были опечатаны, и сразу началось голосование. По данному поводу он представил соответствующую жалобу в комиссию в 14.00 часов. Однако комиссия посчитала свои действия законными и признала его жалобу необоснованной. Факт совершения вышеуказанных незаконных действий могут подтвердить свидетели М.А.С. (наблюдатель) и К.М.А. (наблюдатель), которым комиссия также препятствовала присутствовать в помещении избирательного участка при осмотре и опечатывании ящиков для голосования. Они также представили соответствующие жалобы в комиссию. В судебном заседании Денисенко Н.Н. свои требования поддержал, просил признать незаконными: 1. Действия участковой избирательной комиссии избирательного 2. Решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №62 от 04.12.2011 г. №13. Как уточнил заявитель, он в помещение для голосования вошел после 08 часов, один ящик для голосования уже был опечатан, затем при нем опечатали второй ящик, третий ящик не был опечатан, и сразу началось голосование. Представители участковой избирательной комиссии избирательного участка № 62, по доверенности Теплюкова И.Ю., Вишнякова Н.Ю., в судебном заседании требования Денисенко Н.Н. не признали и пояснили, что в соответствии со ст. 75 Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» до начала голосования и при наличии более 2/3 (13 членов УИК) от общего числа членов комиссии, председатель комиссии предъявила к осмотру пустые переносные и стационарный ящики для голосования и опломбировала их с помощью членов комиссии и части прибывших наблюдателей. Часть наблюдателей к началу осуществления указанных действий опоздала. В соответствии со ст. 75 Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва» время голосования составляет 12 часов и проводится в период с 08-00 до 20-00 по местному времени, устанавливая, таким образом, принцип непрерывности процедуры голосования. К моменту поступления жалобы на участке проголосовало 3 человека. Вскрытие ящика для голосования неизбежно повлекло бы нарушение основополагающих принципов избирательного права: тайны голосования и непрерывности голосования и нарушение положений ст. 75 вышеуказанного закона, а также ст. 68 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», согласно которой вскрытие ящиков допускается после завершения процедуры голосования. Контрольное соотношение данных о числе проголосовавших устанавливается протоколом УИК об итогах голосования. Данные о числе проголосовавших устанавливаются комиссией по числу лиц, принявших Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля К.М.А., поддержавшего пояснения заявителя, в том числе и о наличии вывесок с указанием места расположения и номеров избирательных комиссий заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 64 п.3 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. в день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Согласно п.3 ст. 30 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. В силу ч.5 ст.29 Федерального закона №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 1 настоящей статьи, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. В соответствии с п.2 ч.6 ст.30 Федерального закона №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. наблюдатель вправе находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона. Согласно ч.4 ст.75 Федерального закона №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. в день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в части 5 статьи 29 настоящего Федерального закона, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные (опломбированные) переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в соответствии с частями 2 - 9 статьи 76 настоящего Федерального закона проголосовавшими досрочно избирателями, если таковые имеются. Как установлено в судебном заседании, Денисенко Н.Н. является наблюдателем от Коммунистической партии Российской Федерации на избирательном участке №62 г. Ставрополя, расположенном по пр. Карла Маркса, 11. 04.12.2011 г. Денисенко Н.Н. прибыл на указанный участок для осуществления своих прав. 04.12.2011 г. в 14 час. 00 мин. наблюдатель Денисенко Н.Н. предоставил жалобу председателю участковой комиссии избирательного участка № 62, в которой указал, что 04.12.2011 года в ходе голосования (в ходе подведения итогов голосования) на избирательном участке № 62 были допущены нарушения законодательства, выразившиеся в том, что наблюдателей запустили на выборный участок после 8 час. 00 мин. после досмотра представителями милиции. Ящики были уже опломбированы без их осмотра. В 10 час. 00 мин. УИК объявила, что проголосовало 89 человек, по их данным проголосовало 62 человека; в 11 час. 30 мин. УИК объявила, что проголосовало 237 человек, по их данным проголосовало 154 человек. Как пояснил заявитель, его расчеты не являются достоверными, а фотографии места нахождения избирательного участка сделаны им на следующий день 05.12.2011 года Участковой избирательной комиссией избирательного участка № 62 было вынесено решение № 13 от 04 декабря 2011 года, в котором указано следующее. 1. В соответствии со ст. 75 Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» комиссия до начала голосования и при наличии более 2/3 (13 членов УИК) от общего числа членов комиссии председатель комиссии предъявила к осмотру пустые переносные и стационарные ящики для голосования и опломбировала их с помощью членов комиссии. Наблюдатели к началу осуществления указанных действий опоздали, в связи с чем, комиссия считает, что в ее действиях отсутствует нарушение закона. 2. В соответствии со ст. 75 Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва» время голосования составляет 12 часов и проводится в период с 08-00 до 20-00 по местному времени, устанавливая, таким образом, принцип непрерывности процедуры голосования. Кроме того, к моменту поступления жалобы на участке проголосовало 3 человека. Вскрытие ящика для голосования неизбежно повлекло бы нарушение основополагающих принципов избирательного права: тайны голосования и непрерывности голосования и нарушение положений ст. 75 вышеуказанного закона, а также ст. 68 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», согласно которой вскрытие ящиков допускается после завершения процедуры голосования. 3. Контрольное соотношение данных о числе проголосовавших Листы отметок количества проголосовавших на избирательном участке, заполняемые членами комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателями не имеет юридической силы, поскольку не являются документами, составленными избирательной комиссией или в соответствии законом. На основании вышеизложенного участковая избирательная комиссия решила: 1. Признать жалобу необоснованной. 2. Отказать в удовлетворении жалобы. Как следует из пояснений заявителя Денисенко Н.Н., он прибыл на избирательный участок в день голосования – 04 декабря 2011 года в 07 час. 00 мин., но появился он на участке № 62 только после 08.05 часов. Достоверных сведений о том, что на начало голосования переносные и стационарный ящики для голосования уже были осмотрены и опечатаны, суду им не предоставлены. Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит запрет на осмотр и опечатывание ящиков для голосования в случае отсутствия кого-либо из наблюдателей. Заявителем Денисенко Н.Н. не предоставлено сведений о том, что он заранее обращался в Участковую избирательная комиссию избирательного участка № 62, чтобы уточнить время начала работы участковой избирательной комиссии в день выборов 04 декабря 2011 года и время осмотра и опечатывания ящиков для голосования. Кроме того, жалоба Денисенко Н.Н. о несогласии с процедурой опломбирования избирательных ящиков в Участковую избирательная комиссию избирательного участка № 62 была подана в 14 час. 00 мин., то есть по истечении 6 часов после начала процедуры голосования. В судебном заседании подтвержден факт участия в избирательной комиссии представителей партии «Яблоко» и ЛДПР как в период голосования, так и в период подведения итогов голосования. Каких-либо сведений об оспаривании ими действий избирательной комиссии суду не предоставлено. Более того, с их участием подписаны итоговые результаты голосования. Оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований Денисенко Н.Н., поскольку заявитель, явившись на избирательный участок № 62 г.Ставрополя согласно – его заявлению – за час до начала голосования, имел реальную возможность до начала процедуры голосования заявить о своем несогласии с действиями участковой избирательной комиссии избирательного участка № 62 по процедуре опломбирования избирательных ящиков в установленном законом порядке. Иных доказательств заявителем в судебном заседании не предоставлено. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Денисенко Н.Н. о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии избирательного В удовлетворении требований Денисенко Н.Н. о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №62 от 04.12.2011 г. №13 – отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней. Судья З.Л.Кравченко
участка №62, препятствующие присутствовать наблюдателям при осмотре и
опечатывании ящиков для голосования перед началом голосования;
участие в голосовании в соответствии со списком избирателей. Листы отметок количества проголосовавших на избирательном участке, заполняемые членами комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателями не имеет юридической силы, поскольку не являются документами, составленными избирательной комиссией или в соответствии законом.
устанавливается протоколом УИК об итогах голосования. Данные о числе
проголосовавших устанавливаются комиссией по числу лиц, принявших
участие в голосовании в соответствии со списком избирателей.
участка№62, препятствующие присутствовать наблюдателям при осмотре и
опечатывании ящиков для голосования перед началом голосования – отказать.