Решение суда 27.12.2011 г. по заявлению Бондаревой Г.Т



дело № 2-2652/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кравченко З.Л.,

при секретаре Губановой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Бондаревой Г.Т., заинтересованные лица: администрация г.Ставрополя, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК, о признании недействительным акта государственного органа местного самоуправления о переводе земель из одной категории в другую,

У С Т А Н О В И Л:

Бондарева Г.Т. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным акта государственного органа местного самоуправления о переводе земель из одной категории в другую, мотивируя свои требования следующим.

Постановлением главы администрации города Ставрополя от 28.12.2010 № 4131 ей, предоставлен в аренду земельный участок площадью 663 кв.м с кадастровым номером *** по проезду ***, *** – для строительства магазина.

На основании данного постановления между комитетом по управлению муниципального имущества города Ставрополя и нею заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 11.03.2011 № 8886, который зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись государственной регистрации от 01.04.2011 № 26-26-01/049/2011-007.

03.08.2011 она обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по пр. ***, ***, с использования «для строительства магазина» на использование «под индивидуальное жилищное строительство».

01.09.2011 уведомлением № 09/02-01/1-4329 ей отказано в оказании муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Данный отказ мотивирован тем, что в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Ранее земельный участок был предоставлен ей для строительства магазина без проведения аукциона.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, предусматривающий жилищное строительство в обход установленной процедуры проведения аукционов недопустимо.

С данными доводами администрации города Ставрополя она категорически не согласна, считает их нарушающими ее права и интересы по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты Правила землепользования и застройки города Ставрополя, действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя.

В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.

Статьей 37 настоящих Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования.

Так, согласно градостроительному заключению, подготовленному управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя земельный участок площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона блокированной и усадебной застройки).

В соответствии со ст. 42 Правил землепользования и застройки зона Ж-3 жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3-х этажей с набором услуг местного значения.

К основным видам разрешенного использования данной зоны относятся:

- усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроено-
пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными
участками;

- объекты органов местного самоуправления;

Детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения;

общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения -общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения;

гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки;

- жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских
служб, связи, охраны порядка и иных технических средств;

временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли;

парки, скверы.

Вид разрешенного использования земельного участка площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, что подтверждается градостроительным заключением от 19.08.2011 № 3187, соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка.

То есть, отказ администрации города Ставрополя противоречит правилам землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденным самой же администрацией города Ставрополя, так как согласно данным правилам она по своему усмотрению вправе выбирать и изменять основной вид разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Бондарева Г.Т. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила признать незаконным отказ администрации города Ставрополя, в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** – с использования «для строительства магазина» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». Обязать администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** – с использования «для строительства магазина» на использование «под индивидуальное жилищное строительство».

Представитель администрации г.Ставрополя, по доверенности Гуторова И. В., требования не признала и пояснила, что на основании пунктов 5.15 и 15.3 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 № 691 (далее - Регламент) Бондаревой Г.Т. отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** площадью 663 кв.м, расположенного по проезду ***, *** в квартале 540, с «для строительства магазина» на «индивидуальное жилищное строительство» по следующим основаниям.

Регламентом предусмотрен порядок оформления документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в соответствии с которым основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для вышеуказанных целей являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.

Постановлением администрации города Ставрополя от 28.12.2010 № 4131 Бондаревой Г.Т. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровыми номером *** площадью 663 кв.м – для строительства магазина по проезду ***, ***.

На основании вышеуказанного постановления администрации города Ставрополя, между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Бондаревой Г.Т. заключен договор аренды земельного участка от 11.03.2011 № 8886, который прошел государственную регистрацию, о чем 01.04.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 26-26-01/049/2011-007.

В соответствии с пунктом 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию – без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности», вступившей в законную силу 01.10.2005.

Пунктами 1 и 2 статьей 30.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.

Ранее, данный земельный участок был предоставлен для строительства магазина без проведения аукциона. Следовательно, при предоставлении данного земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной статьей 30 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход установленной законодательством процедуры, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, недопустимо.

В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** площадью 663 кв.м, расположенного по проезду ***, *** в квартале 540, с «для строительства магазина» на «индивидуальное жилищное строительство» не имеется.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Представитель Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, по доверенности Беляев С.И., поддержал пояснения представителя администрации г.Ставрополя, просил отказать в удовлетворении требований Бондаревой Г.Т.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст. 11, 29-32 ЗК РФ, п. 21 ст. 48 Устава города Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому, предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения органа местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по оформлению земельного участка.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации города Ставрополя от 28.12.2010 № 4131 Бондаревой Г.Т. предоставлен в аренду земельный участок площадью 663 кв.м с кадастровым номером *** по проезду ***, *** – для строительства магазина.

На основании данного постановления между комитетом по управлению муниципального имущества города Ставрополя и Бондаревой Г.Т. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 11.03.2011 № 8886, который зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись государственной регистрации от 01.04.2011 № 26-26-01/049/2011-007.

03.08.2011 г. Бондарева Г.Т. обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по пр. ***, *** – с использования «для строительства магазина» на использование «под индивидуальное жилищное строительство».

01.09.2011 уведомлением № 09/02-01/1-4329 Бондаревой Г.Т. отказано в оказании муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Данный отказ мотивирован тем, что в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Ранее земельный участок был предоставлен Бондаревой Г.Т. для строительства магазина без проведения аукциона.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, предусматривающий жилищное строительство в обход установленной процедуры проведения аукционов не допустимо.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми пактами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты Правила землепользования и застройки города Ставрополя, действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя.

В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.

Статьей 37 настоящих Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования.

Так, согласно градостроительному заключению, подготовленному управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя земельный участок площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона блокированной и усадебной застройки).

В соответствии со ст. 42 Правил землепользования и застройки зона Ж-3 жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3-х этажей с набором услуг местного значения.

К основным видам разрешенного использования данной зоны относятся:

- усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроено-
пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными
участками;

- объекты органов местного самоуправления;

детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения;

общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения -общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения;

гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки;

- жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских
служб, связи, охраны порядка и иных технических средств;

временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли;

парки, скверы.

Вид разрешенного использования земельного участка площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, что подтверждается градостроительным заключением от 19.08.2011 № 3187, соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, оценив доказательства, представленные сторонами, отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов третьих лиц – в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что заявленные Бондаревой Г.Т. требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Бондаревой Г.Т. – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города Ставрополя, в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** с использования «для строительства магазина» на использование «под индивидуальное жилищное строительство».

Обязать администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 663 кв.м с кадастровым номером ***, по пр. ***, *** – с использования «для строительства магазина» на использование «под индивидуальное жилищное строительство».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья З.Л.Кравченко