Решение суда 25.01.2012 г. по заявлению Бычковой Е. К.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 января 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бычковой Е. К. об оспаривании действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Бычкова Е.К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, обосновав свои требования тем, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ----- по адресу: ------. Земельный участок площадью 477 кв.м., категория земельного участка: земли-поселений. 21.03.2007 г. заявитель обратилась МУ «Архитектурно-строительного заказа» с заявлением о возможности предоставления ей смежного с ее земельным участком для использования под огород площадью 868 кв.м. 10.04.2007 г. было подготовлено градостроительное заключение № 648, о том, что предоставление запрашиваемого земельного участка под огород возможно дополнительно к домовладению без права строительства. 08.10.2008 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ставропольскому краю было подготовлено санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что земельный участок соответствует санитарным нормам и правилам. 16.09.2009 г. Бычкова Е.К. обратилась к главе города Ставрополя с заявлением о возможности предоставления ей смежного с ее земельным участком для использование под огород площадью 868 кв.м. 18.12.2009г. было подготовлено и утверждено градостроительное заключение № 1913 о том, что предоставление земельного участка с кадастровым номером ------ площадью 868 кв.м. возможно для использования под огород без права строительства.

02.08.2010 года распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя (директора Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) № 1101-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» была утверждена схемы расположения запрашиваемого Бычковой Е.К. земельного участка на кадастровом плане категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под огород, то есть указанный земельный участок распоряжением № 1101-р был сформирован с достаточной точностью.

29.09.2010 года был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером ------ из земель, находящихся в муниципальной собственности. Собственники смежных земельных участков против выделения Бычковой Е.К. земельного участка под огород не возражали.

28.09.2011 г. администрация города Ставрополя уведомила Бычкову Е.К. об отказе в предоставлении муниципальной услуги для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером ------ для использования под огород площадью 868 кв.м. Основанием для отказа послужило то, что запрашиваемый Бычковой Е.К. земельный участок является вспомогательным и не может быть сформирован как самостоятельный. Бычкова Е.К. полагает, что указанный отказ незаконный и нарушает ее права и законные интересы, так как ею выполнены все действия указанные в требованиях закона, получены необходимые заключения, утвержден градостроительный план, проведены работы по межеванию земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, ему присвоен кадастровый номер и вид разрешенного использования – под огород без права строительства. Просила суд признать незаконным действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в принятии решения № 09/02-01/1-4686 от 28.09.2011 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером ------ для использования под огород без права строительства площадью 868 кв.м. и обязать администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении в аренду Бычковой Е.К. земельного участка с кадастровым номером ----- для использования под огород без права строительства площадью 868 кв.м., расположенного по адресу: ------

В судебном заседании представитель Бычковой Е.К. - Бычков В.Ю., действующий на основании доверенности от 18.01.2011 года, требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд об их удовлетворении.

Представитель Администрации города Ставрополя Жукова М.В., действующая на основании доверенности от 17.01.2012 года требования Бычковой Е.К. не признала по основаниям изложенным в оспариваемом заявителем отказе от 28.09.2011 г. и просила суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - комитета градостроительства администрации города Ставрополя, извещенный судом о дне, месте, времени слушания дела в суд не явился, письменный отзыв на заявление Бычковой Е.К. не представил.

Заявитель Бычкова Е.К. просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Бычкова Е.К. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ----- по адресу: -----Земельный участок площадью 477 кв.м., категория земельного участка: земли- поселений.

21.03.2007 г. Бычкова Е.К. обратилась МУ «Архитектурно-строительного заказа» с заявлением о возможности предоставления ей смежного с ее земельным участком для использование под огород площадью 868 кв.м.

10.04.2007 г. было подготовлено градостроительное заключение № 648, о том, что предоставление Бычковой Е.К.запрашиваемого земельного участка под огород возможно дополнительно к домовладению без права строительства.

08.10.2008 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ставропольскому краю было подготовлено санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что земельный участок соответствует санитарным нормам и правилам.

16.09.2009 г. Бычкова Е.К. обратилась к главе города Ставрополя с заявлением о возможности предоставления ей смежного с ее земельным участком для использования под огород площадью 868 кв.м.

18.12.2009 г. было подготовлено и утверждено градостроительное заключение № 1913 о том, что предоставление земельного участка с кадастровым номером ----- площадью 868 кв.м. возможно для использования под огород без права строительства.

02.08.2010 года распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя (директора Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) № 1101-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» была утверждена схема расположения запрашиваемого земельного участка на кадастровом плане категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под огород.

29.09.2010 года был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером ------ из земель, находящихся в муниципальной собственности. Собственники смежных земельных участков против выделения Бычковой Е.К. земельного участка под огород не возражали.

28.09.2011 г. администрация города Ставрополя уведомила Бычкову Е.К. об отказе в предоставлении муниципальной услуги для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером ----- для использования под огород площадью 868 кв.м. Основанием для отказа послужило то, что запрашиваемый Бычковой Е.К. земельный участок является вспомогательным и не может быть сформирован как самостоятельный.

Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу пункта 4 названной статьи Кодекса, уполномоченные органы рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории.

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

Доводы отказа в части того, что запрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-3, является вспомогательным и не может быть сформирован как самостоятельный не основаны на нормах действующего законодательства.

Статья 34 Земельного кодекса РФ определяет, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Учитывая, обстоятельства дела, суд считает, что Бычковой Е.К. выполнены все действия указанные в настоящей статье, получены необходимые заключения, утвержден градостроительный план, проведены работы по межеванию земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, ему присвоен кадастровый номер и вид разрешенного использования – под огород без права строительства.

Часть 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ указывает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (ч. 6 ст. 34 Земельного кодекса).

Администрация города, принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка, нарушила не только сроки, указанные в настоящей статье (заявление подано Бычковой Е.К. 10.09.2009 г.), но и приняла решение, не основанное на нормах действующего законодательства, нарушающее права и законные интересы заявителя.

Так, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.

Часть 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.07.2011) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Часть 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.07.2011) установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 21.07.2011) указано, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Статьей 34 решения Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя" (подписано 08.12.2010)) предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков, содержащиеся в регламентах, разделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные. Часть 2 вышеуказанной нормы предусматривается, что основной вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства - вид использования, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 решения Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя" (подписано 08.12.2010) вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка - вид использования, допустимый только в качестве дополнительного по отношению к основному виду разрешенного использования и условно разрешенному виду использования и осуществляемый совместно с ними, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны.

Таким образом, указанный земельный участок со вспомогательным видом использования в соответствии с действующим законодательством может использоваться вместе с основным, принадлежащим Бычковой Е.К. на праве пользования, вид разрешенного использования – под строительство.

Кроме того, согласно полученным заявителем градостроительным заключением, указанный участок относится к категории земли: земли поселений, неугодья.

В ч. 6 ст. 34 решения Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя" указано, что для земельных участков может быть определено сочетание основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны.

Постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 N 691 "Об утверждении Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования" предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются:- отрицательное градостроительное заключение;- заключение комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории;- поступление иных заявлений от лиц, желающих приобрести указанный в информационном сообщении земельный участок, в случаях, установленных законодательством;- отрицательное заключение управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение);- отрицательное заключение министерства культуры Ставропольского края;- отрицательное заключение ГИБДД;- непредставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда заявителю стало известно о необходимости представления таких документов;- обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.

Бычковой Е.К. получены все необходимые документы с положительным результатом о возможности предоставления ей запрашиваемого земельного участка под огород в соответствии с Регламентом.

Доводы отказа администрации в части того, что в настоящее время стали известны обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги не соответствуют действительности.

Как указано выше, 02.08.2010 года распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя (директора Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) № 1101-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» была утверждена схема расположения запрашиваемого земельного участка на кадастровом плане категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под огород. То есть указанный земельный участок распоряжением № 1101-р был сформирован с достаточной точностью, как вспомогательный со вспомогательным видом разрешенного под огород без права строительства, что соответствует нормам ст. 42 решения Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя" (подписано 08.12.2010)).

В вышеназванной статье указано, что Ж-3 - зона жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы. Вспомогательные виды разрешенного использования: объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилых домов, хозяйственные постройки (сараи, летние кухни, бани и т.д.), индивидуальные резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, индивидуальные колодцы (при условии организации зоны санитарной охраны не менее 30 - 50 метров выше по потоку грунтовых вод); постройки для содержания мелких домашних животных (при условии содержания их только в границах собственного земельного участка); сооружения, связанные с выращиванием цветов, овощей, фруктов (теплицы, парники, оранжереи), сады, огороды, палисадники.

Таким образом, администрации для рассмотрения по существу заявления о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями, как заявитель будет фактически использовать истребуемый земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов.

Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Исходя из положений п. 2 ст. 83, п. 1 ст. 84 ЗК РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.

Поскольку границы г. Ставрополя утверждены генеральным планом, указанный земельный участок может быть выделен Бычковой Е.К. под огород.

В суде представитель администрации города Ставрополя Жукова М.В. не оспаривала того, что Бычкова Е.К. по вопросу предоставления ей земельного участка обращалась в 2007 году и пояснила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными 27.10.2010 года №97 указанный земельный участок со вспомогательным видом использования не может быть сформирован как самостоятельный, вне границ основного земельного участка. Указанные возражения суд находит не законными, так как согласно ст. 4 Гражданского кодекса, нормы введенные в действие не распространяются на правоотношения, возникшие до введение их в действие (закон обратной силы не имеет). В суде было установлено, что рассматриваемые правоотношения возникли в 2007 году.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

Ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Ст. 61 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых действий органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые совершили оспариваемые действия.

Учитывая изложенные выше обстоятельства по делу, суд критически относится к доводам представителя администрации города Ставрополя в части возражений против требований, признавая эти возражения не законными и не обоснованными, нарушающими законные права Бычковой Е.К.

Таким образом, действия администрации г.Ставрополя, выразившиеся в принятии решения № 09/02-01/1-4686 от 28.09.2011 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером ---- для использование под огород без права строительства площадью 868 кв.м. не соответствуют закону, нарушают гражданские и конституционные права Бычковой Е.К.

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, в связи с чем, суд, находит правовые основания для удовлетворения требований Бычковой Е.К. в полном объеме и считает необходимым обязать администрацию города Ставрополя принять решение о предоставлении в аренду Бычковой Е. К. земельного участка с кадастровым номером ----- для использования под огород без права строительства площадью 868 кв.м., расположенного по адресу:------ в аренду.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Бычковой Е. К. об оспаривании действий органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать незаконным действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в принятии решения № 09/02-01/1-4686 от 28.09.2011 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером ------ для использование под огород без права строительства площадью 868 кв.м. и обязать администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении в аренду Бычковой Е.К. земельного участка с кадастровым номером ------- для использования под огород без права строительства площадью 868 кв.м., расположенного по адресу: ------- в аренду.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда отпечатано в совещательной комнате.

Судья А.А. Коробейников