Решение суда 20.01.2012 г. по заявлению Пушечкина В.П.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2012 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кочетковой С.А.

при секретаре Марчукове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пушечкина В.П. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л :

Администрацией г. Ставрополя Пушечкину В.П. уведомлением от 20.09.2011 г. № ** было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 900 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-офисного здания по ул. Э. в квартале ** г. Ставрополя.

Считая отказ незаконным, Пушечкин В.П. обжаловал его в суд, просил признать решение об отказе незаконным и возложить на Администрацию г. Ставрополя обязанности устранить допущенные нарушения путем издания постановления об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании ему места размещения торгово-офисного здания по указанному адресу.

В судебном заседании Пушечкин В.П. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что 31 августа 2010 года он обратился в уполномоченный орган муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе» в соответствии с Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным Постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 № 691 с заявлением на имя главы города Ставрополя о выделении земельного участка для строительства торгово- офисного здания с предварительным согласованием места размещения объекта. В заявлении были указаны сведения, предусмотренные п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ по результатам рассмотрения такого заявления и осуществления процедур выбора земельного участка, предусмотренных п. 2-5 названной статьи, уполномоченным органом должно быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

Администрацией города Ставрополя подготовлены: градостроительное заключение № 3364 о возможности предоставления земельного участка для размещения торгово-офисного здания; распоряжение заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства) от 21.01.2011 № 62-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 26:12:031002; схема нанесения участка на дежурный и адресный план города с присвоением земельному участку почтового адреса: город Ставрополь, улица Э., **; выдан и согласован с функциональными органами администрации города Ставрополя (комитет городского хозяйства, комитет по управлению муниципальным имуществом, комитет градостроительства) акт выбора земельного участка от 24.02.2011 № 21; осуществлено согласование места размещения объекта с администрацией Ленинского района г. Ставрополя; по заявлению от 18.02.2011 № 09/02-01/1-658 заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства), согласованного с вице-мэром г.Ставрополя **, осуществлена заблаговременная публикация информационного сообщения о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 900 кв.м для размещения торгово-офисного здания по адресу: улица Э., **, опубликованная в газете «Вечерний Ставрополь» № * от 25.02.2011.

Им получены: положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от 25.03.2011 № 470-рег; положительное заключение министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 25.03.2011 № 05/11-115-зу; согласования акта выбора с иными установленными лицами; осуществлены кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка; оплачены землеустроительные работы, изготовлен межевой план.

Администрацией города Ставрополя, в лице уполномоченного органа комитета градостроительства, подготовлен и направлен на согласование проект постановления о предварительном согласовании ему места размещения торгово-офисного здания на испрашиваемом земельном участке. Проект согласован уполномоченными органами и службами в период 14.07.2011 по 26.08.2011г..

Однако, ему уведомлением от 20.09.2011 № ** исх. отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, со ссылкой на то, что, согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ.

Однако, заявление о предоставлении вышеуказанных услуг было подано им 31 августа 2010 года, а решение Ставропольской городской Думы № 84 принято 29 июня 2011 г. то есть, только через 10 месяцев после подачи его заявки.

Согласно Регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 г. № 691, администрация должна принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и вручить его заказчику через 85 рабочих дней с момента подачи заявления.

Таким образом, на момент подачи им заявления и срока, в который администрацией должно было быть принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, решение Думы принято не было и в силу ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения в действие принятого акта.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя в судебном заседании просила заявление оставить без удовлетворения, пояснив, что администрацией г. Ставрополя заявителю обосновано отказано в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения, поскольку согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, оснований для оформления документов о выборе земельного участка, не имеется.

Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела (л.д. 38).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что требования Пушечкина В.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). При этом, законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по формированию земельного участка.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции от 21.07.2011 г.) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ для их формирования: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 1.2 ч. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а так же земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ Администрации г. Ставрополя является незаконным.

Согласно Регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 г. № 691 администрация должна принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и вручить его заказчику через 85 рабочих дней с момента подачи заявления, то есть, не позднее 25 ноября 2010 года.

Судом, с достоверностью установлено, что 31 августа 2010 года Пушечкин В.П. обратился с заявлением в администрацию г. Ставрополя о предоставлении земельного участка, для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. Э. в квартале ** г. Ставрополя.

23 ноября 2010 года управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя было утверждено градостроительное заключение № ** о возможности предоставления земельного участка для вышеуказанного вида использования площадью 900,0 кв.м. при условии согласования с заинтересованными службами города.

21.01.2010 г. распоряжением заместителя Главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя № 62-р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала **.

Кроме того, была подготовлена схема нанесения участка на дежурный и адресный план города с присвоением земельному участку почтового адреса: город Ставрополь, улица Э., *; выдан и согласован с функциональными органами администрации города Ставрополя (комитет городского хозяйства, комитет по управлению муниципальным имуществом, комитет градостроительства) акт выбора земельного участка от 24.02.2011 № 21; осуществлено согласование места размещения объекта с администрацией Ленинского района г. Ставрополя; по заявлению от 18.02.2011 № ** заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства), согласованного с вице-мэром г. Ставрополя *, осуществлена заблаговременная публикация информационного сообщения о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 900 кв.м для размещения торгово-офисного здания по адресу: улица Э., *, опубликованная в газете «Вечерний Ставрополь» № * от 25.02.2011.

Пушечкиным В.П. получены: положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от 25.03.2011 № 470-рег; положительное заключение министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 25.03.2011 № 05/11-115-зу; согласования акта выбора с иными установленными лицами; осуществлены кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка; оплачены землеустроительные работы, изготовлен межевой план.

До принятия решения Думы от 29 июня 2011 года, заявителю акт выбора земельного участка был согласован всеми инженерно-техническим службами.

Однако, после оформления указанных документов и их согласований заявителю 20.09.2011 г. было отказано в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения земельного участка, площадью 900 кв.м. для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. Э., * г. Ставрополя.

Судом установлено, что администрацией г. Ставрополя в установленный регламентом срок, то есть, до 25 ноября 2010 года не принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, и он не вручен заявителю.

Решение Думы принято 29 июня 2011 года, то есть, позже срока, отведенного для принятия решения по заявлению Пушечкина В.П. о согласовании акта выбора земельного участка.

По смыслу содержания Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.

Принимая во внимание, что решение Думы от 29 июня 2011 г. № 84 вступило в законную силу после официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь» № ** от 05.07.2011 года, суд считает, что оспариваемый отказ администрации г.Ставрополя обоснован нормами права, несуществующими (неопубликованными) на дату реализации заявителем права на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года № 456-0 разъяснено: «...в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо Данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм...».

В связи с изложенным, суд считает, что отказ администрации г. Ставрополя Пушечкину В.П. в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-офисного здания, является незаконным.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховною суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В связи с чем, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность оформить Пушечкину В.П. документы о предоставлении земельного участка и согласовании места размещения объекта.

Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать уведомление Администрации города Ставрополя от 29.09.2011 г. № ** об отказе в предоставлении Пушечкину В.П. муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 900 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-офисного здания по ул. Э., 61 в квартале ** г. Ставрополя – незаконным.

Обязать Администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения, путем рассмотрения, в установленный Законом срок, заявления Пушечкина В.П. об утверждении акта выбора земельного участка и согласовании Пушечкину В.П. места размещения объекта торгово-офисного здания по ул. Э., 61 в квартале ** г. Ставрополя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 января 2012 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.