Решение суда 08.02.2012 г. по заявлению Коджакова М.Х.



дело 2-37/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2012 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кравченко З.Л.,

при секретаре Губановой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Коджакова М.Х., заинтересованные лица: администрация г.Ставрополя, о признании незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Коджаков М.Х. обратился в суд с заявлением о признании незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, мотивируя свои требования следующим.

Постановлением Администрации города Ставрополя Ставропольского края от 21.06.2011 года № *** был утвержден акт выбора земельного участка площадью 1700 кв.м. согласовании Коджакову М.Х. места размещения лечебно-оздоровительного центра в районе жилого дома № *** по ул. *** в квартале ***.

Пунктом 2 указанного Постановления было разрешено проектирование и строительство лечебного оздоровительного центра на земельном участке площадью 1700 кв.м.

Постановлением Администрации города Ставрополя Ставропольского края № *** от 21.07.2011 года Коджакову М.Х. был предоставлен под строительство лечебно -оздоровительного центра земельный участок площадью 1700 кв.м. в аренду на три года. Этим же Постановлением земельному участку был присвоен почтовый адрес: г. Ставрополь, ул. *** *** *** в квартале ***.

На основании Постановления от 21.07.2011 года № *** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Коджаковым М.Х. 28.07.2011 года был заключен договор аренды земельного участка за № ***, сроком на три года.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 19.09.2011 года № регистрации ***.

Постановлением Администрации города Ставрополя Ставропольского края № *** от 06.10.2011 года были отменены Постановления администрации города Ставрополя:

от 21.06.2011 года № *** «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Коджакову М.Х. места размещения лечебно-оздоровительного центра в районе жилого дома № *** по ул. *** в квартале ***»;

от 21.07.2011 года № *** «О предоставлении Коджакову М.Х.» земельного участка для строительства лечебно - оздоровительного центра по ул. *** *** *** в квартале ***».

Считает постановление № *** от 06.10.2011 года «Об отмене некоторых постановлений администрации города Ставрополя» незаконным и подлежащим отмене как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьям 606, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушающее права заявителя. Администрация не вправе в порядке самоконтроля отменять постановление об утверждении акта выбора земельного участка при наличии заключенного и зарегистрированного в установленном порядке договора аренды.

Как видно из материалов дела, на основании постановления главы города Ставрополя от 21.08.2006 № 2821 утвержден акт выбора земельного участка, Коджакову согласовано место размещения лечебно - оздоровительного центра и предоставлен земельный участок площадью 1700 кв. м в аренду на три года для проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса по ул. *** *** *** в городе Ставрополе.

В связи с протестом межрайонной природоохранной прокуратуры от 22.09.2011 года № 7-14-2011/977 постановление главы города Ставрополя от 21.06.2011 N *** "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Коджакову М.Х. места размещения лечебно - оздоровительного центра в районе жилого дома № *** по улице *** в квартале ***» и Постановление от 21.07.2011 года № *** «О предоставлении Коджакову М.Х. земельного участка для строительства лечебно - оздоровительного центра по ул. ***, *** *** в квартале постановлением от 06.10.2011 г N *** отменены.

При наличии зарегистрированного права аренды на спорный земельный участок публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке. Следовательно, оспариваемый акт (постановление от *** от 06.10.2011 г) принят администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения.

В сложившейся ситуации рассмотрение вопроса о правомерности предоставления Коджакову М.Х. земельного участка возможно лишь при проверке существующего основания владения (гражданско-правовой сделки), законность которой не должна (и не может) оцениваться судом в рамках данного процесса.

Заявитель просил признать незаконным Постановление Администрации г.Ставрополя Ставропольского края № *** от 06.10.2011 года «Об отмене некоторых постановлений Администрации г.Ставрополя».

В судебном заседании представитель Коджакова М.Х., по доверенности Колпикова Г.Н., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель администрации г.Ставрополя, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст. 11, 29-32 ЗК РФ, п. 21 ст. 48 Устава города Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому, предоставление производится по заявлению заинтересованного лица на основании решения органа местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по оформлению земельного участка.

В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации города Ставрополя Ставропольского края от 21.06.2011 года № *** был утвержден акт выбора земельного участка площадью 1700 кв.м. согласовании Коджакову М.Х. места размещения лечебно-оздоровительного центра в районе жилого дома № *** по ул. *** в квартале ***.

Пунктом 2 указанного Постановления было разрешено проектирование и строительство лечебного оздоровительного центра на земельном участке площадью 1700 кв.м.

Постановлением Администрации города Ставрополя Ставропольского края № *** от 21.07.2011 года Коджакову М.Х. был предоставлен под строительство лечебно -оздоровительного центра земельный участок площадью 1700 кв.м. в аренду на три года. Этим же Постановлением земельному участку был присвоен почтовый адрес: г. Ставрополь, ул. *** *** *** в квартале ***.

На основании Постановления от 21.07.2011 года № *** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Коджаковым М.Х. 28.07.2011 года был заключен договор аренды земельного участка за № ***, сроком на три года.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 19.09.2011 года № регистрации ***.

Постановлением Администрации города Ставрополя Ставропольского края № *** от 06.10.2011 года были отменены Постановления администрации города Ставрополя:

от 21.06.2011 года № *** «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Коджакову М.Х. места размещения лечебно-оздоровительного центра в районе жилого дома № *** по ул. *** в квартале ***»;

от 21.07.2011 года № *** «О предоставлении Коджакову М.Х.» земельного участка для строительства лечебно - оздоровительного центра по ул. *** *** *** в квартале ***».

Таким образом, постановление № *** от 06.10.2011 года «Об отмене некоторых постановлений администрации города Ставрополя» незаконным и подлежащим отмене как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьям 606, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушающее права заявителя. Администрация не вправе в порядке самоконтроля отменять постановление об утверждении акта выбора земельного участка при наличии заключенного и зарегистрированного в установленном порядке договора аренды.

Как видно из материалов дела, на основании постановления главы города Ставрополя от 21.08.2006 № 2821 утвержден акт выбора земельного участка, Коджакову согласовано место размещения лечебно - оздоровительного центра и предоставлен земельный участок площадью 1700 кв. м в аренду на три года для проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса по ул. *** *** *** в городе Ставрополе.

В связи с протестом межрайонной природоохранной прокуратуры от 22.09.2011 года № 7-14-2011/977 постановление главы города Ставрополя от 21.06.2011 N *** "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Коджакову М.Х. места размещения лечебно - оздоровительного центра в районе жилого дома № *** по улице *** в квартале ***» и Постановление от 21.07.2011 года № *** «О предоставлении Коджакову М.Х. земельного участка для строительства лечебно - оздоровительного центра по ул. ***, *** *** в квартале постановлением от 06.10.2011 г N *** отменены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт (пункт 1 статьи 48 Закона).

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности, путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.

Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта. При наличии зарегистрированного в установленном порядке договора аренды земельного участка орган местного самоуправления в силу статей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и 46 Кодекса не вправе во внесудебном порядке признать утратившим силу постановление, послужившее одним из оснований для заключения договора аренды (пункт 8 статьи 31 Кодекса).

Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий по распоряжению земельными участками не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. В соответствии с главой IX Кодекса признание прав на земельный участок и защита прав на него осуществляются только в судебном порядке. Признание утратившим силу ненормативного акта, являющегося основанием для заключения договора аренды, до истечения срока действия договора нарушает права и законные интересы заявителя.

При наличии зарегистрированного права аренды на спорный земельный участок публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке. Следовательно, оспариваемый акт (постановление от *** от 06.10.2011 г) принят администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения.

В сложившейся ситуации рассмотрение вопроса о правомерности предоставления Коджакову М.Х. земельного участка возможно лишь при проверке существующего основания владения (гражданско-правовой сделки), законность которой не должна (и не может) оцениваться судом в рамках данного процесса.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные Коджаковым М.Х. требования подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление администрации г.Ставрополя Ставропольского края № *** от 06.10.2011 года «Об отмене некоторых постановлений Администрации г.Ставрополя» нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Коджакова М.Х. – удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Администрации г.Ставрополя Ставропольского края № *** от 06.10.2011 года «Об отмене некоторых постановлений Администрации г.Ставрополя».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья З.Л.Кравченко