Решение суда 07.02.2012 по иску Агафонова А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней А.В.А., Агафоновой И.К. к Федеральному государственному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения»



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 февраля 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Шуляковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Агафонова А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней А. В.А., Агафоновой И.К. к Федеральному государственному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации, третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, МУП «Жемчуг» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :

Агафонов А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней А. В.А., Агафонова И.К., обратились в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации, третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, МУП «Жемчуг» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, обосновав свои требования тем, что они с --- 2010 года зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, дом ---, корпус ---, квартира ---. Собственником данной квартиры является Министерство обороны Российской Федерации. На основании решения жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения от -- 2009 года протокол № 4 ему распределена данная квартира. 23 ноября 2009 года данная квартира была предоставлена ему по договору краткосрочного найма жилого помещения. 8 сентября 2011 года между ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» действующая от имени собственника - Министерства обороны РФ и им заключен договор социального найма жилого помещения ---, по условиям которого ему и членам его семьи предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, площадью 76,8 кв.м., находящееся в Федеральной собственности по адресу: г. Ставрополь, ---, дом ---, корпус ---, квартира ---. Статьей 2 Федерального законом Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 предусмотрено право гражданина Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Они решили приватизировать данную квартиру, так как раньше право бесплатной приватизации они не использовали. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения он обратился к руководителю Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ с просьбой о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры, в которой ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Он получил ответ, что в соответствии с законом Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Югрегионжильё не является собственником указанной ими квартиры, а также не является организацией, за которой закреплена указанная жилая площадь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В настоящее время вопрос возможности передачи квартир в собственность граждан Министерством обороны Российской Федерации законодательством не урегулирован. Дополнительно сообщают, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. Ранее они не участвовали в приватизации жилых помещений, однако фактически они не могут воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным Законном РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку жилое помещение является государственной собственностью и находится в ведении Минобороны, которое уклоняются от оформления передачи квартиры в собственность, в которой они проживают. В установленном законом порядке наймодатель ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не имеет полномочий на отчуждение федерального имущества, находящегося на его балансе, что они считают, служит препятствием в реализации их прав. При изъявлении желания приватизировать квартиру (подаче заявления о приватизации) им не могло быть и не должно быть отказано в приватизации и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязано принять документы для оформления передачи квартиры в собственность.

Квартира, в которой они зарегистрированы и проживают, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, не является служебным жилым помещением. В связи с этим, ограничений для приватизации квартиры, в которой они проживают, законом не установлено. Платежи за жилищно-коммунальные услуги они производят ежемесячно. Поскольку они имеют волеизъявление на приватизацию данной квартиры, а в настоящее время возможности передачи квартир в собственность граждан Министерством обороны Российской Федерации законодательством не урегулирован, в силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Считают, что нарушены их права, предоставленное ст. 11 Федерального законно от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. На основании ст. 8 данного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилья, они вправе обратиться в суд. В связи с вышеизложенным, на основании статей 2, 4, 7, 8 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 4 июля 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", статьи 131 ГПК РФ, просили суд признать права общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру (жилое помещение) литер А, с инвентарным номером ---, общей площадью 76,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, дом ---, корпус ---, квартира ---, в равных долях каждому за Агафоновым А.А., Агафоновой И.К., Агафоновой В.А. по 1/3 доли каждому.

Истец Агафонов А.А., извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения его представителя, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие с участием его представителя по доверенности Б. В.А.

Истец Агафонова И.К., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Агафоновой В.А., извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения её представителя, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в её отсутствие с участием её представителя по доверенности Б. В.А.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Б.В.А. поддержал исковые требования истцов и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором так же просил вынести решение на усмотрение суда, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного ответчика.

Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в суд, которые могли быть судом признаны уважительными, не сообщил, не настаивал о рассмотрении дела с их участием, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного ответчика.

Представитель третьего лица – Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного третьего лица.

Так же представителем третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК были представлены пояснения, которые он обосновал тем, что в соответствии с п. 4.9 раздела 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 года ---78 (Положение), Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. Квартира ---, расположенная по адресу: г. Ставрополь, пр. ---, ---, является федеральной собственностью и составляет государственную казну Российской Федерации. Согласно п. 4.1 раздела 2 Положения, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции. В соответствии с п. 4.8 раздела 2 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества только по поручению Росимущества. Соответствующее поручение в адрес Территориального управления не поступало.

Представитель третьего лица - МУП «Жемчуг», извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в суд, которые могли быть судом признаны уважительными, не сообщил, не настаивал о рассмотрении дела с их участием, поэтому суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного третьего лица.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Статья 2 названного Закона устанавливает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе, несовершеннолетних.

Согласно статье 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем недвижимого имущества - двухкомнатной квартиры ---, общей площадью 76,8 кв.м., расположенной по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, ---, является Российская Федераций. Ограничение права, в том числе, право оперативного управления не зарегистрированы. Следовательно, спорная квартира --, расположенная по проспекту ---, ---, г. Ставрополя, является государственным жилым фондом.

Как установлено в судебном заседании истец и члены его семьи вселились в жилое помещение на основании заключенного договора социального найма от 23 ноября 2009 года. 08.09.2011 года между Агафоновым А.А. и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ был заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которого истцы приобрели право на бессрочное владение и проживание (пользование) в изолированном жилом помещении - квартире --, расположенной в доме ---, по проспекту ---, в г. Ставрополе.

Материалы данного гражданского дела свидетельствуют о том, что истцы постоянного проживают по вышеуказанному адресу, по данному адресу имеют регистрацию. Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что между истцом и ответчиком сложились правоотношения по использованию жилого помещения на постоянной основе.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является изолированным и согласно статье 62 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть как предметом договора найма, так и предметом договора приватизации (статьи 1, 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, к категории жилых помещений, указанных в статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», не подлежащих приватизации, занимаемая истцами квартира не относится. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом и имеющимися в материалах дела письменными доказательствами и документами.

Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (ст. 2) предусмотрено право граждан РФ, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В судебном заседании установлено, что ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» не может передать в собственность истцов указанную квартиру, поскольку законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир в собственность граждан Министерством обороны.

В соответствии со статьей 6 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В материалах дела имеется справка, выданная муниципальным унитарным предприятием «Жемчуг» от 30.11. 2011 года о том, что правом бесплатной приватизации в г. Ставрополе истцы не использовались.

В соответствии со статьей 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Суд считает, что установленное законом право граждан на приватизацию занимаемого им жилого помещения не может быть нарушено, в связи с чем, находит обоснованными доводы истцов о нарушении их прав на приватизацию.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём признания права. Защита жилищных прав осуществляется путём признания жилищного права (статья 11 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить исковое требование о признании за истцами в равных долях права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, в связи с чем, читает необходимым прекратить право собственности и исключить запись о регистрации права за Российской Федерацией на двухкомнатную квартиру ---, площадью 76,8 кв.м., расположенную по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, ---, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Агафонова А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Агафоновой В.А., Агафоновой И.К. к Федеральному государственному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - удовлетворить.

Признать за Агафоновым А.А., Агафоновой И.К., Агафоновой В.А. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение – двухкомнатную квартиру ---, площадью 76,8 кв.м., расположенную по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, ---, по 1/3 доли за каждым.

Прекратить право собственности Российской Федерацией на двухкомнатную квартиру ---, площадью 76,8 кв.м., расположенную по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, ---.

Исключить запись о регистрации за Российской Федерацией права собственности на двухкомнатную квартиру ---, площадью 76,8 кв.м., расположенную по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, ---, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности по 1/3 доли за Агафоновым А.А., Агафоновой И.К., Агафоновой В.А. на жилое помещение – двухкомнатную квартиру ---, площадью 76,8 кв.м., расположенную по адресу: г. Ставрополь, проспект ---, ---, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 февраля 2012 года.

Судья А.И.Эминов