№2-540/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 марта 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейникова А.А., при секретаре Умаровой А.М., с участием помощника прокурора Промышленного района г.Ставрополя -----, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах -----, к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации города Ставрополя, Управлению образования администрации города Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерство финансов Ставропольского края) об обязании обеспечить перечисление денежных средств, об обязании предоставить денежные средства, об обязании подготовить проект правового акта о предоставлении субсидии, УСТАНОВИЛ: Прокурор Промышленного района города Ставрополя обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов ------- к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации города Ставрополя, Управлению образования администрации города Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерство финансов Ставропольского края) об обязании обеспечить перечисление денежных средств, об обязании предоставить денежные средства, об обязании подготовить проект правового акта о предоставлении субсидии, обосновав свои требования тем, что по данным жилищного управления администрации г. Ставрополя по состоянию на 24.02.2012 года на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя по Промышленному району г. Ставрополя состоит Ветров В.А. у которого в настоящее время возникло право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства. Органами государственной власти и муниципального образования не в полном объеме исполняются требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ). ------- состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в администрации города Ставрополя из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы города Ставрополя № ----- от ----- года. Данным постановлением он восстановлен и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Промышленного района г. Ставрополя составом семьи 3 человека: он, жена – В.И.П., дочь-Ветрова Анастасия Валерьевна, в списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 28.01.2000 года. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. До настоящего времени ------ не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края. Статья 7 указанного закона предусматривает, что указанная категория граждан имеет право на внеочередное обеспечение жильем по их выбору: по договору социального найма; предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах установленных норм, исходя из общей площади жилья ----- квадратных метра и средней рыночной стоимости ---- квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г, № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением "Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008г. № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона). На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 №1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее - Положение). Согласно п. 2 п.п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя выступает муниципальным заказчиком при приобретении жилых помещений в муниципальную собственность (для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). После приобретения жилого помещения необходимые документы предоставляет в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя для включения в реестр муниципальной собственности (далее - КУМИ). С учетом п. 2 п.п. 2.3 Положения КУМИ осуществляет регистрацию права собственности на приобретенные жилые помещения. На основании п.2 п.п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя разрабатывает проект постановления о предоставлении жилых помещений укачанной категории граждан. ------- обратился с заявлением в прокуратуру Промышленного района г. Ставрополя для защиты своих прав и законных интересов с подачей искового заявления в суд в его интересах о предоставлении ему субсидии (денежных средств) для приобретения или строительства жилья. Предъявление прокурором Промышленного района г. Ставрополя иска в интересах ----- вызвано тем, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в защите со стороны государства. В судебном заседании помощник прокурора Промышленного районного суда города Ставрополя ------- поддержала заявленные исковые требования и просила обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить перечисленные денежные средства на реализацию государственных полномочий по обеспечению --------- жилым помещением, обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья --------- согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 " № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект В судебном заседании ------- требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности ------ пояснила, что согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», управлению образования администрации г. Ставрополя на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в январе, марте 2012 года выделено ------- рублей, что подтверждается платежными поручениями № 14 от 18.01.2012 г., № 287 от 02.03.2012 г. Кроме того, управление образования администрации г. Ставрополя отказалось от финансирования на февраль 2012 года социальных выплат на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается письмом от 20.01.2012 г. № 14/11-16-140. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»» правильной признается позиция судов, которые, разрешая дела по искам о предоставлении детям-сиротам жилья, надлежащим ответчиком признавали органы местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края - администрация г. Ставрополя наделена в установленным порядке отдельными государственными полномочиями и финансированием, предоставленным министерством строительства и архитектуры СК в области социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство строительство и архитектуры СК надлежащим образом исполнило обязательства, возложенные на него законодательством по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, заявленные прокурором Промышленного района г. Ставрополя в интересах ----- исковые требования к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации - министерству строительства и архитектуры СК, не подлежат удовлетворению. В судебное заседание не явились представители ответчиков – администрации г. Ставрополя и управления образования администрации г. Ставрополя, а также представитель третьего лица – Министерство финансов Ставропольского края, представитель третьего лица – Министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили и не просили о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие. Суд с учетом мнения сторон посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что по данным жилищного управления администрации г. Ставрополя по состоянию на ------ года на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя по Промышленному району г. Ставрополя состоит -------- у которого в настоящее время возникло право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства. Органами государственной власти и муниципального образования не в полном объеме исполняются требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ). ------- состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в администрации города Ставрополя из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы города Ставрополя № 245 от 02.02.2012 года. Данным постановлением он восстановлен и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Промышленного района г. Ставрополя составом семьи ---- человека: он, жена - ------, дочь-------, в списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 28.01.2000 года. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. До настоящего времени -------- не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края. Статья 7 указанного закона предусматривает, что указанная категория граждан имеет право на внеочередное обеспечение жильем по их выбору: по договору социального найма; предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах установленных норм, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г, № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением "Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008г. № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона). На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее - Положение). Согласно п. 2 п.п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя выступает муниципальным заказчиком при приобретении жилых помещений в муниципальную собственность (для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). После приобретения жилого помещения необходимые документы предоставляет в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя для включения в реестр муниципальной собственности (далее - КУМИ). С учетом п. 2 п.п. 2.3 Положения КУМИ осуществляет регистрацию права собственности на приобретенные жилые помещения. На основании п.2 п.п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя разрабатывает проект постановления о предоставлении жилых помещений укачанной категории граждан. Учитывая то, что ------- состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья ----- квадратных метра и средней рыночной стоимости --- квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В настоящее время ------ жилым помещением не обеспечен, денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ему не выделялись, что не оспаривалось в судебном заседании, в связи с чем требования прокурора в части обязания управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья -------. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 " № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии ------ в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п подлежат удовлетворению. Согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», управлению образования администрации г. Ставрополя на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в январе, марте 2012 года выделено 36616 960 рублей, что подтверждается платежными поручениями № 14 от 18.01.2012 г., № 287 от 02.03.2012 г. Органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края - администрация г. Ставрополя наделена в установленным порядке отдельными государственными полномочиями и финансированием, предоставленным министерством строительства и архитектуры СК в области социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство строительство и архитектуры СК надлежащим образом исполнило обязательства, возложенные на него законодательством по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, заявленные прокурором Промышленного района г. Ставрополя в интересах ------------ исковые требования к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации - министерству строительства и архитектуры СК, не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах ------------ к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации города Ставрополя, Управлению образования администрации города Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерство финансов Ставропольского края) об обязании обеспечить перечисление денежных средств, об обязании предоставить денежные средства, об обязании подготовить проект правового акта о предоставлении субсидии – удовлетворить частично. В удовлетворении требований обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить перечисленные денежные средства на реализацию государственных полномочий по обеспечению Ветрова В.А. жилым помещением – отказать. Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья ----------- согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение отпечатано в совещательной комнате. Судья А.А. Коробейников
муниципального правового акта о предоставлении субсидии ------- в
соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение
или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.
муниципального правового акта о предоставлении субсидии ----------------в
соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение
или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.