№2-394/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 марта 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующего судьи Шевченко Ю.И. при секретаре Назаровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Понтилеева Р.М. к администрации г. Ставрополя о восстановлении пропущенного срока на постановку на учет нуждающихся в получении жилья, признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, обязании поставить на льготную очередь нуждающихся в предоставлении жилья, УСТАНОВИЛ: Понтилеев Р.М. обратился в Октябрьский райсуд г. Ставрополя с иском к администрации г. Ставрополя о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока на постановку на льготную очередь на получение жилья; о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившегося в не принятии своевременных мер к постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья ребенка, оставшегося без попечения родителей; об обязании поставить на льготную очередь как нуждающегося в предоставлении жилья. В судебном заседании истец Понтилеев Р.М. поддержал заявленные требования, пояснив, что … года Октябрьским райнарсудом г. Ставрополя вынесено решение об отобрании истца и его несовершеннолетних братьев и сестёр у матери – Пантелеевой Н.Ф. Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ставрополя № … от … г. истец определен в детское государственное учреждение для несовершеннолетних. Также, данным постановлением было закреплено право на обеспечение жильём по избранному месту жительства по достижению совершеннолетия. … года Октябрьский районный суд г. Ставрополя принял решение о лишении Пантелеева Н.Ф. родительских прав в отношении истца. Истец был определен сначала Ессентукскую школу-интернат, а позже в МОУ «Спецшкола-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Невинномысска, где находился по … г. Истец неоднократно пытался встать на учёт на получение жилья как для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в Жилищном управлении администрации г. Ставрополя, однако устно ему отказывали в этом, поскольку не имелось прописки на территории г. Ставрополя. После получения прописки истцу отказали письменно в связи с достижением мною возраста 23 лет. Согласно ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ). Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 08.02.98 N 17-ФЗ). При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Однако, администрация города Ставрополя требование Законодательства РФ не выполнила, чем нарушила законные права и интересы истца. Истец не имеет своего жилого помещения и вынужден проживать на квартире. Представитель ответчика – администрации г. Ставрополя – Салова З.Г. возражала против заявленных требований, пояснив, что Понтилеев Р.М. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о постановке на льготную очередь (как сирота). Постановлением администрации города Ставрополя от … года № … истцу было отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) так как на момент обращения его возраст превысил 23 года (установленный законом). Так в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Понтилееву Р.М. правомерно было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список граждан имеющих право на внеочередное улучшение жилищных на основании постановления администрации города Ставрополя от 06.12.2011 №3410. Также прокуратурой Промышленного района города на обращение Понтилеева Р.М. указано о превышении им предельного возраста, в связи с чем, он не может быть отнесен к указанной категории граждан. Также, во время обучения и после окончания лицея № … в городе Ставрополе (до достижения им возраста 23 лет) Понтилеевым Р.М. не предпринимались меры направленные на постановку на учет граждан в жилье. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Понтилеев Р.М. родился … года (справка о рождении № … от …. г.- л.д. 19). Его родителями в записи о рождении № … от … года указаны Понтилеев М.А. и Понтилеева Н.Ф.; сведения об отце указаны со слов матери. Решением Октябрьского районного суда от … года у Понтилеевой Н.Ф. отобраны дети, в том числе Понтилеев Р.М., … года рождения (л.д. 11-12). Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Ставрополя № … от … года Понтилеев Р.М. определен в государственное учреждение несовершеннолетних (л.д. 13). Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от … года Понтилеева Н.Ф. лишена родительских прав в отношении Понтилеева Р.М. (л.д. 14). Понтилеев Р.М. с … года по … года являлся воспитанником ГОУ «Специализированная (коррекционная) школа-интернат №23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии VIII вида» г. Невинномысска (л.д. 15). Данное учреждение на запрос суда сообщило в ответе от 21 февраля 2012 года, что Понтилеев Р.М. за время обучения в г. Невинномысске прописан не был и не состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилья в администрации г. Невинномысска (л.д.30). Администрация г. Ставрополя сообщила в своем ответе от 22 февраля 2012 года, что Понтилеев Р.М. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, жилыми помещения из муниципального жилищного фонда не обеспечивался (л.д. 33). Понтилеев Р.М. согласно сведений ГУП СК «Крайтехинвентаризации» и Управления Росреестра по СК в картотеке собственников г. Ставрополя не значится (л.д. 37). В период с … года по … года Понтилеев Р.М. значился временно зарегистрированным по месту пребывания - ул. … г. Ставрополя на основании свидетельства № …. Понтилеев Р.М. проживает на основании договора найма от … года в квартире № … по ул. … г. Ставрополя ( л.д. 36). По сведениям паспорта гражданина РФ Понтилеев Р.М. с … года зарегистрирован в квартире № … по ул. … г. Ставрополя ( л.д. 25). Постановлением главы администрации г. Ставрополя № … от … года Понтилееву Р.М. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениям как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ему исполнилось более 23 лет (л.д. 22-23). Данное постановление не оспорено, не отменено и не признано недействительным. Прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проведена проверка по заявлению Понтилеева Р.М. о нарушении его жилищных прав администраций г. Ставрополя, в ответе от 19 мая 2011 года указано об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования (л.д. 20-21). Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. (в ред. 17.12.2009 г.) N 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу ст. 4 ФЗ N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В соответствии со ст. 5 ФЗ N 159-ФЗ, предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). До принятия Федерального закона N 159-ФЗ право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением было установлено ст. 37 ЖК РСФСР, согласно которой учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялся по месту жительства, также мог осуществляться по месту работы. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субсидии). В соответствии с п. 2 Правил, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов РФ). В целях реализации полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят Закон Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение "жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Таким образом, согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющей круг лиц, относящихся к понятию "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке пользуются лица в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку на момент подачи Понтилеевым Р.М. – 31 октября 2011 года - в администрацию г. Ставрополя заявления о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как сирота, исполнилось 24 года, он, безусловно, утратил статус лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилым помещением. Обеспечение жилой площадью гарантируется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вставших на жилищный учет до 18 лет. Из материалов дела также усматривается, что Понтилеев Р.М. до достижения им возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию г. Ставрополя не обращался. Каких-либо доказательств наличия любого обращения в любое структурное подразделение администрации г. Ставрополя суду не представлено. В связи с чем, суд не может прийти к выводу, что администрацией г. Ставрополя допущено незаконное бездействие, выразившегося в не принятии своевременных мер к постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. В судебном заседании установлено, что Понтилеев Р.М. до достижения им возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении к ответчику не обращался. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования об обязании поставить Понтилеева Р.М. на льготную очередь как нуждающегося в предоставлении жилья Доводы истица Понтилеева Р.М. о том, что он обращался в жилищное управление администрации г. Ставрополя с устными просьбами о постановке его на учет нуждающихся в получении жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако его сотрудниками было разъяснено о невозможности постановке на учет в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории г. Ставрополя, т.е. из- за незаконного бездействия сотрудников жилищного управления администрации г. Ставрополя на учет поставлен не был, суд не может принять во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для постановки Понтилеева Р.М. на учет для предоставления жилого помещения на основании статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как установленные этим законом условия выполнены не были. Федеральный закон N 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличием статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствием закрепленного жилого помещения; окончанием пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо окончанием службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста, как следует из преамбулы и статьи 1 упомянутого Закона. Вышеперечисленными нормами правами не предусматривается возможность восстановления пропущенного срока – обращение с заявлением до достижения возраста 23 лет, т.е. установление данного срока (возраста) для возможности реализации гарантий, предусмотренных федеральным законом № 159-ФЗ, является пресекательным. При таких обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требовании Понтилеева Р.М. к администрации г. Ставрополя о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока на постановку на льготную очередь на получение жилья; о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившегося в не принятии своевременных мер к постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья ребенка, оставшегося без попечения родителей; об обязании поставить на льготную очередь как нуждающегося в предоставлении жилья,- оставить без удовлетворения. Мотивированное решение составлено 26 марта 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И.Шевченко