Решение суда 11.04.2012 по заявлению Шевченко О.Н.



дело 2-770/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2012 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кравченко З.Л.,

при секретаре Губановой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Шевченко О.Н., заинтересованные лица: администрация г.Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя, о признании незаконным решения (уведомления) об отказе в предоставлении муниципальной услуги,

У С Т А Н О В И Л:

Шевченко О.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения (уведомления) об отказе в предоставлении муниципальной услуги, мотивируя свои требования следующим.

Постановлением администрации города Ставрополя от 10.05.2011 года № 1249, Шевченко О.Н. предоставлен в аренду сроком на 3 (три) года земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1413 кв.м для строительства офисного здания по ул. ***, ***, в квартале ***.

На основании вышеуказанного постановления администрации города Ставрополя, между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Шевченко О.Н. заключен договор аренды земельного участка от 28.06.2011 № 9086, который прошел государственную регистрацию, о чем 25.07.2011 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***.

Шевченко О.Н. было получено Разрешение на строительство от 18.10.2011 года № RU 26309000-«008-3-С», данным документом разрешено строительство офисного здания поз.1 по ГП (общая площадь - 248,35 м2; площадь земельного участка -1414 м2; количество этажей - 2 ед.; строительный объем - 1046,50 мЗ), по адресу: город Ставрополь, улица ***, *** в квартале ***.

Решением Ставропольской городской Думы № 97 от 27.10.2010 г. утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя. Правила предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Ставрополя на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Земельный участок по улице ***, *** города Ставрополя, предоставленный Шевченко О.Н., согласно настоящим Правилам, на карте градостроительного зонирования территории города Ставрополя был отнесен к зоне жилой застройки усадебного типа - Зона Ж-3. Данное обстоятельство подтверждается также и наличием градостроительного плана земельного участка изготовленного Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя.

Зона Ж-3 предназначена для жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения.

Основными видами разрешенного использования для данной зоны являются:

Усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками;

Объекты органов местного самоуправления;

Детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения;

Общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения;

Гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки;

Жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств;

Временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли;

Парки, скверы.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что земельный участок по ул. ***, ***, с кадастровым номером ***, площадью 1413 кв.м, принадлежащий на праве аренды Шевченко О.Н., расположен в глубине квартала, Шевченко О.Н. решил изменить установленный вид использования земельного участка «для строительства офисного здания» на следующий вид: «для строительства усадебного жилого дома».

Для получения соответствующего разрешения Шевченко О.Н. обратился с заявлением в Муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе в соответствии с Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования утвержденным Постановлением администрации г.Ставрополя от 10.09.09 № 691. К заявлению были приложены все необходимые документы.

Уведомлением администрации от 03.02.2012 г. № 09/2-07/1-310 Шевченко О.Н. было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство.

Отказ мотивирован тем, что «Пунктами 1 и 2 статьей 30.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта;


продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах».

Шевченко О.Н. вышеуказанное Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 03.02.2012 г. № 09/2-07/1-310 считает незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.

Согласно вышеуказанным Правилам землепользования и застройки города Ставрополя основной вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства – это вид использования, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны.

В соответствии со статьей 35 Правил правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка при условии соблюдения требований технических регламентов.

Земельный участок по улице ***, ***, предоставленный Шевченко О.Н., отнесен к зоне Ж-3, предназначенной для жилой застройки усадебного типа, выделенной для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения. Как существующий вид разрешенного использования «строительство офисного здания», так и запрашиваемый «строительство усадебного жилого дома» являются основными видами разрешенного использования для данной территориальной зоны.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При таких обстоятельствах, Шевченко О.Н. по своему усмотрению вправе выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка. При этом орган местного самоуправления не должен и не вправе требовать проведения любых согласительных процедур, как-то: проведение публичных слушаний, рассмотрение вопроса на заседаниях каких-либо комиссий, требования предъявления заключений государственных органов и т.п.

Заявитель Шевченко О.Н. просил признать отказ Администрации города Ставрополя от 03.02.2012 г. исх. № 09/2-07/1-310, в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1413 кв.м с кадастровым номером *** по улице *** ***, г.Ставрополя – с использования «для строительства офисного здания» на использование «для строительства усадебного жилого дома» – незаконным;

обязать администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 1413 кв.м с кадастровым номером *** по улице *** ***, г.Ставрополя – с использования «для строительства офисного здания» на использование «для строительства усадебного жилого дома».

В судебном заседании представитель заявителя Шевченко О.Н., по доверенности Шарко И.П., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Ставрополя, по доверенности Жукова М.В., в судебном заседании требования Шевченко О.Н. не признала и пояснила, что на основании пунктов 5.15 и 15.3 Регламента подготовки документов
в области градостроительства и землепользования, утвержденного
постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 № 691
(далее – Регламент) отказано в предоставлении муниципальной услуги
по оформлению документов для принятия решения об изменении вида
разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером
***, площадью 1413 кв.м, расположенного по ул. ***, *** в квартале *** с «для строительства офисного здания» на «для строительства усадебного жилого дома» по следующим основаниям.

Регламентом предусмотрен порядок оформления документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в соответствии с которым основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для вышеуказанных целей являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.

Постановлением администрации города Ставрополя от 10.05.2011 № 1249 Шевченко О.Н. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровыми номером ***, площадью 1413 кв.м для строительства офисного здания по ул. ***, ***, в квартале ***.

На основании вышеуказанного постановления администрации города Ставрополя, между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Шевченко О.Н. заключен договор аренды земельного участка от 28.06.2011 № 9086, который прошел государственную регистрацию, о чем 25.07.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***.

В соответствии с пунктом 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ
предоставление земельных участков для строительства из земель,
находящихся в государственной и муниципальной собственности,
осуществляется с проведением работ по их формированию – без
предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности», вступившей в законную силу 01.10.2005.

Пунктами 1 и 2 статьей 30.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.

Ранее, данный земельный участок был предоставлен для строительства офисного здания без проведения аукциона. Следовательно, при предоставлении данного земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход установленной законодательством процедуры, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ – недопустимо.

В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1413 кв.м, расположенного по ул. ***, *** в квартале *** с «для строительства офисного здания» на «для строительства усадебного жилого дома» не имеется.

Представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Постановлением администрации города Ставрополя от 10.05.2011 года № 1249, Шевченко О.Н. предоставлен в аренду сроком на 3 (три) года земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1413 кв.м для строительства офисного здания по ул. ***, ***, в квартале ***.

На основании вышеуказанного постановления администрации города Ставрополя, между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Шевченко О.Н. заключен договор аренды земельного участка от 28.06.2011 № 9086, который прошел государственную регистрацию, о чем 25.07.2011 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***.

Шевченко О.Н. было получено Разрешение на строительство от 18.10.2011 года № RU 26309000-«008-3-С», данным документом разрешено строительство офисного здания поз.1 по ГП (общая площадь - 248,35 м2; площадь земельного участка -1414 м2; количество этажей - 2 ед.; строительный объем - 1046,50 мЗ), по адресу: город Ставрополь, улица ***, *** в квартале ***.

Решением Ставропольской городской Думы № 97 от 27.10.2010 г. утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя, предусматривающие систему регулирования землепользования и застройки, основанной на градостроительном зонировании – делении всей территории в границах города Ставрополя на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Как установлено судом, земельный участок по улице ***, *** г. Ставрополя, предоставленный Шевченко О.Н., согласно настоящим Правилам на карте градостроительного зонирования территории города Ставрополя был отнесен к зоне жилой застройки усадебного типа - Зона Ж-3. Данное обстоятельство подтверждается также и наличием градостроительного плана земельного участка, изготовленного Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя.

Зона Ж-3 предназначена для жилой застройки усадебного типа, выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения.

Основными видами разрешенного использования для данной зоны являются:

Усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками;

Объекты органов местного самоуправления;

Детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения;

Общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения;

Гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки;

Жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств;

Временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли;

Парки, скверы.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что земельный участок по ул. ***, ***, с кадастровым номером ***, площадью 1413 кв.м, принадлежащий на праве аренды Шевченко О.Н., расположен в глубине квартала, его решение об изменении установленного вида использования земельного участка «для строительства офисного здания» на следующий вид: «для строительства усадебного жилого дома» является мотивированным и интересов третьих лиц не нарушает. Для получения соответствующего разрешения Шевченко О.Н. обратился с заявлением в Муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе в соответствии с Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным Постановлением администрации г.Ставрополя от 10.09.09 № 691. К заявлению были приложены все необходимые документы.

Отказ Администрации г.Ставрополя от 03.02.2012 г. № 09/2-07/1-310, мотивированный тем, что: «Пунктами 1 и 2 статьей 30.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах», судом не может быть признан законным и обоснованным, поскольку нарушает права заявителя и его законные интересы.

Согласно вышеуказанным Правилам землепользования и застройки города Ставрополя основной вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства это вид использования, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны.

В соответствии со статьей 35 Правил правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка при условии соблюдения требований технических регламентов.

Земельный участок по улице ***, ***, предоставленный Шевченко О.Н., отнесен к зоне Ж-3, предназначенной для жилой застройки усадебного типа, выделенной для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения. Как существующий вид разрешенного использования «строительство офисного здания», так и запрашиваемый «строительство усадебного жилого дома» являются основными видами разрешенного использования для данной территориальной зоны.

Таким образом, действия заявителя охватываются понятием: основные виды разрешенного использования для данной территориальной зоны.

Исходя из нормы ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, Шевченко О.Н. по своему усмотрению вправе выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка. При этом орган местного самоуправления не должен и не вправе требовать проведения любых согласительных процедур, как-то: проведение публичных слушаний, рассмотрение вопроса на заседаниях каких-либо комиссий, требования предъявления заключений государственных органов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Шевченко О.Н. – удовлетворить.

Признать отказ Администрации города Ставрополя от 03.02.2012 г. исх.. № 09/2-07/1-310, в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1413 кв.м с кадастровым номером *** по улице ***, *** г.Ставрополя – с использования «для строительства офисного здания» на использование «для строительства усадебного жилого дома» – незаконным.

Обязать администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 1413 кв.м с кадастровым номером *** по улице ***, *** г.Ставрополя – с использования «для строительства офисного здания» на использование «для строительства усадебного жилого дома».

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда в течение одного месяца.

Судья З.Л.Кравченко