Решение суда 22.03.2012 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Алимова П.А. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации города Ставрополя, управлению образования администрации горо



№2-356/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Шевченко Ю.И.,

при секретаре Назаровой Н.С.,

с участием прокурора Онищенко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Алимова П.А. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации города Ставрополя, управлению образования администрации города Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, министерство финансов Ставропольского края) об обязании министерства строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить перечисление денежных средств, обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, обязании подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района города Ставрополя обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов Алимова П.А. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации города Ставрополя, управлению образования администрации города Ставрополя об обязании министерства строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить перечисление денежных средств на реализацию государственных полномочий по обеспечению Алимова П.А. жилым помещением; об обязании управления образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Алимову П.А. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном прядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании администрации города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Алимову П.А. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п.

В судебном заседании прокурора Онищенко О.И., действующая в интересах Алимова П.А. поддержала заявленные требования, пояснив, что в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Алимов П.А., … года рождения, относится к категории лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Алимов А.В. умер … года. Мать Алимова И.В. решением Грачевского районного суда от … года лишена родительских прав. Постановлением главы города Ставрополя № … от … года над несовершеннолетним Алимовым П.А. была установлена опека со стороны Иваненко Т.А. Постановлением администрации города Ставрополя от … года № … Алимов П.А. в соотвествии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Учитывая, что Алимов П.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации города Ставрополя у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления денежных средств, администрация города обязана предоставить ему изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. Алимов П.А. в … году окончил обучение в МОУ гимназия № … города Ставрополя. В настоящее время проходит военную службу по контракту в г. Иваново, администрацией города Ставрополя жильем не обеспечен. Субсидия на приобретение жилья ему не предлагалась, собственного жилья Алимов П.А. не имеет

В судебном заседании представитель ответчика – Управление образования администрации города Ставрополя, действующая по доверенности Антонова Л.В. против удовлетворения требований прокурора Октябрьского района города Ставрополя интересах Алимова П.А. не возражала.

Представитель ответчика – Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, действующая по доверенности Савченко С.И. в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требова­ний прокурора Октябрьского района г. Ставрополя к министерству строительства и архи­тектуры СК о перечислении денежных средств на реализацию государственных полно­мочий по обеспечению Алимова П.А. жилым помещением, отказать, так как в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномо­чиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам со­вместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслужи­вания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопро­сов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Феде­рации - законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских окру­гов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставрополь­ского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспече­ние жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полно­мочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попече­ния родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суб­сидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных обра­зований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставро­польского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставро­польского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджет­ной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком со­ставления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюд­жета Ставропольского края. Согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставрополь­ского края на 2012 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций мест­ным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Став­ропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»^ управлению образования администрации г. Ставрополя на обеспечение жилыми помеще­ниями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплён­ного жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в январе 2012 года выделено 19899660 рублей, что подтверждается платежным поручением № 14 от 18.01.2012 г. Кроме того, управление образования администрации г. Ставрополя отказалось от финансирования на февраль 2012 года социальных выплат на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что под­тверждается письмом от 20.01.2012 г. № 14/11-16-140. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного само­управления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денеж­ных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и де­тям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зареги­стрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмот­рено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдель­ных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей»» правильной признается позиция судов, которые, разрешая дела по искам о предоставлении детям-сиротам жилья, надле­жащим ответчиком признавали органы местного самоуправления.

Представители ответчика – администрация города Ставрополя, представитель третьего лица – Министерство финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по СК в судебное заседание не явились.

Алимов П.А., в защиту интересов которого подан настоящий иск, в судебное заседание не явился.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Алимов П.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не опровергалось сторонами.

Отец Алимов А.В. умер … года, что подтверждается свидетельством о смерти от … года серии … № …

Мать Алимова И.В. решением Грачевского районного суда Ставропольского края от … года лишена родительских прав.

Постановлением главы города Ставрополя № … от … года над несовершеннолетним Алимовым П.А. была установлена опека со стороны Иваненко Т.А.

Постановлением администрации города Ставрополя от … года № … Алимов П.А. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Алимов П.А. в … году окончил обучение в МОУ гимназия № … города Ставрополя, в настоящее время проходит военную службу по контракту в г. Иваново.

В настоящее время Алимов П.А. жилым помещением не обеспечен, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по СК об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимого имущества у Алимова П.А., справкой ГУП СК «Крайтехинвентаризация».

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение "жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее Положение).

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение" или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3, в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Алимов В.А.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Алимов П.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

В удовлетворении требований прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Алимова П.А. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обеспечении перечисления денежных средств на реализацию государственных полномочий по обеспечению Алимова П.А. жилым помещением надлежит отказать, так как органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края наделены в установленным порядке отдельными государственны­ми полномочиями в области социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежные средства за январь 2012 года в сумме … рублей Управлению образования администрации г. Ставрополя в качестве субвенций бюджета муниципальных расходов на обеспечение жильем детей-сирот. Следовательно, заявленные прокурором Октябрьского района г. Ставрополя в инте­ресах Алимова П.А. исковые требования к органам исполнительной власти субъекта Рос­сийской Федерации - министерству строительства и архитектуры СК, не подлежат удов­летворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Алимова П.А. – удовлетворить частично.

Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Алимову П.А. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п в соотвествии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном прядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Алимову П.А. в соотвествии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного Постановлением правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п.

В удовлетворении требований прокурора Октябрьского района города Ставрополя об обязании министерства строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить перечисление денежных средств на реализацию государственных полномочий обеспечению Алимова П.А. помещением - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И.Шевченко