Решение суда 18.04.2012 по заявлению Стороженко Н.С., Стороженко Л.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2012 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

С участием адвоката Беляевой О.В.

При секретаре Марчукове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Стороженко Н.С., Стороженко Л.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением администрации г. Ставрополя от 16.01.2012 г. № 15 семье Стороженко отказано в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011-2012 годы» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Заявители Стороженко Н.С. и Стороженко Л.А., считая постановление администрации г. Ставрополя от 16.01.2012 г. № 15 незаконным и нарушающим их законные интересы на получение денежной субсидии, обжаловали его в суд, ссылаясь на то, что 14 ноября 2011 года они обратились в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в указанной программе, однако, оспариваемым постановлением им было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении, тогда как никаких умышленных действий по ухудшению жилищных условий ими не совершалось, в связи с чем, нарушены их права. Кроме того, просили возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность отменить обжалуемое постановление.

В судебном заседании заявитель Стороженко Н.С. и адвокат Беляева О.В. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Заявитель Стороженко Л.А. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил требования заявителей оставить без удовлетворения, пояснив, что оспариваемым постановлением семье Стороженко составом три человека отказано в признании нуждающимися в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Семья Стороженко составом 3 человека (муж - Стороженко Н.С., 19** года рождения, жена Стороженко Л.А., 19** года рождения, дочь С., 20** года рождения) проживает в двухкомнатной квартире № * по проезду Э., * в городе Ставрополе общей площадью 46,0 кв.м. где всего проживает 9 человек. В настоящее время семья Стороженко обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Однако, до 01.12.2010 г. Стороженко Н.С. был зарегистрирован по месту жительства в домовладении № ** по улице П. в селе Овощи Туркменского района Ставропольского края общей площадью 57,8 кв. м, где всего проживало 4 человека, что подтверждается копией домовой книги и справкой, выданной администрацией муниципального образования Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края от 14.10.2011 № 1063.

Учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края решением Думы Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края от 21 апреля 2009 года № 170 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма па территории Овощинского сельсовета» установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, в период проживания в вышеуказанном жилом помещении Стороженко Н.С. был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Считают, что Стороженко Н.С. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий.

При этом федеральное и региональное законодательство не конкретизирует, какие именно умышленные действия граждан должны совершаться с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Однако, в акте тематической проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» за 2010 год в жилищном управлении администрации города Ставрополя, проведенной специалистами Росфиннадзора в Ставропольском крае указано, что действия граждан, выразившиеся в перерегистрации по месту жительства, в результате которых ухудшены их жилищные условия, подпадают под ст. 53 ЖКРФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий».

В действиях Стороженко Н.С. сотрудниками жилищного управления администрации города Ставрополя усмотрено намеренное ухудшение своих жилищных условий в связи с чем, постановлением администрации города Ставрополя от 16.01.2012 № 15 отказано семье Стороженко в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы».

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Судом установлено, что 14 ноября 2011 года заявители обратились в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011-2012 годы» с приложением документов в обоснование заявленных требований.

Постановлением администрации г. Ставрополя от 16.01.2012 г. № 15 Стороженко Н.С. составом семьи из трех человек: муж - Стороженко Н.С., жена Стороженко Л.А., дочь С., 20** года рождения, отказано в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011 год» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не истек предусмотренный, ст. 53 Жилищного кодекса РФ, срок.

Суд считает, что отказ является незаконным, по следующим основаниям.

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 учетная норма общей площади жилого помещения в Ставрополе, приходящегося на одного гражданина, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Судом установлено, что Стороженко Н.С. до 02 декабря 2010 г. был зарегистрирован в домовладении № ** по улице П. в селе Овощи Туркменского района Ставропольского края, общей площадью 57,8 кв. м, где всего проживало 4 человека.

Стороженко Л.А. до 06 апреля 2006 года была зарегистрирована в домовладении № ** по улице У. в селе Овощи Туркменского района Ставропольского края.

08 апреля 2006 года по указанному адресу снята с регистрационного учета и до 02 декабря 2010 г. имела лишь временную регистрацию в г. Ставрополе.

20 ноября 2004 года между Стороженко Н.С. и Шевченко (Стороженко) Л.А. был заключен брак.

07 мая 2005 года в семье заявителей родилась дочь А..

02 декабря 2011 года семья Стороженко составом 3 человека (муж - Стороженко Н.С., жена Стороженко Л.А., дочь С.) зарегистрировалась и проживает в двухкомнатной квартире № * по проезду Э.,* в городе Ставрополе общей площадью 46,0 кв. м.

В указанной квартире, принадлежащей дальнему родственнику Стороженко Н.С. – М., кроме семьи заявителя, состоящей из трех человек, так же зарегистрированы и проживают еще шесть человек.

Таким образом, в данной квартире зарегистрированы всего девять человек, в настоящее время семья заявителя обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено, что своего жилья в г. Ставрополе, на территории муниципального образования Овощинского сельсовета Туркменского района СК, а так же Туркменского района СК, семья Стороженко не имеет, что подтверждается справками ГУП СК «Крайтехинвентаризация» и Управления Росреестра по Ставропольскому краю.

В соответствии п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2012 годы», и п.6 Программы, применительно к Правилам и Программе, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ст. 51 нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

В силу п. 3 ч.1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Положение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированного в Определение от 19.04.2007 №258-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Судом установлено, что регистрация семьи Стороженко в двухкомнатной квартире № * по проезду Э., ** в городе Ставрополе общей площадью 46,0 кв.м., является не умышленным ухудшением жилищных условий, а связана с созданием семьи, совместным проживанием членов семьи и переездом к другому месту жительства и работы в г. Ставрополь.

В связи с изложенным, Администрацией г. Ставрополя не представлено доказательств того, что заявители умышленно ухудшили свои жилищные.

Таким образом, семья Стороженко, составом три человека, в соответствии с положениями ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2012 годы», имеет право состоять на учете нуждающихся в жилом помещения для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых ей в городе Ставрополе на период 2011-2012 годы».

Поскольку, решением суда оспариваемое постановление органа местного самоуправления признано незаконным, оснований для дополнительной его отмены органом местного самоуправления не имеется, в связи с чем, требования о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности отменить постановление являются излишне предъявленными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 16.01.2012 г. № 15 об отказе Стороженко Н.С. составом семьи из трех человек в признании нуждающимися в жилом помещении, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011-2012 годы».

Обязать администрацию города Ставрополя принять семью Стороженко составом из трех человек: Стороженко Н.С., Стороженко Л.А., несовершеннолетняя дочь С., 20** года рождения на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011-2012 годы».

В остальной части заявление Стороженко Н.С., Стороженко Л.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 апреля 2012 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна

Судья Кочеткова С.А.