Решение суда 20.03.2012 по иску Шевченко ИИ к администрации г.



Дело № 2-285 /12

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

20 марта 2012 года г.

районный суд г. в составе:

председательствующего судьи Гусевой С.Ф.,

при секретаре Абрамян Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шевченко ИИ к администрации г. о признании незаконным действия администрации, признании права на приватизацию жилых помещений и возложении обязанности по заключению договора на передачу жилых помещений в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Шевченко И.И. обратилась в суд с иском к администрации города о признании незаконным действия администрации, признании права на приватизацию жилых помещений и возложении обязанности по заключению договора на передачу жилых помещений в собственность.

В обоснование своих требований истец указывает, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г., пр., д., к., состоящее из одной жилой комнаты площадью 9,7 кв.м., на основании договора социального найма от г. №, регулярно производит оплату за коммунальные услуги. Совместно с ней в указанном жилом помещении проживает ее сын, Шевченко ИА года рождения. Она вместе с сыном проживает в жилом помещении 9,7 кв.м., никакого иного жилого помещения, принадлежащем на праве собственности она не имеет. Она обратилась в администрацию г. с заявлением о предоставлении разрешения на приватизацию комнаты по проспекту, д. г. 17.01.2012 г. ею было получено письмо администрации г. № 01/11-06-28 по результатам рассмотрения заявления, согласно которого ей отказано в предоставлении разрешения на приватизацию. Считает действия администрации незаконными и необоснованными по следующим основаниям. 22.01.2005 г. вступил в силу Федеральный закон № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в соответствии со ст.7 которого к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. При этом в ст.7 указанного федерального закона речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления. После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ утрачивают статус общежитий в силу закона. В свою очередь, согласно ст. 94 ЖК РФ под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения работников, служащих, учащихся и в отношении них действует особый правовой режим (возможности обмена, поднайма и т.д.). Соответственно, изменение законом оснований использования таких помещений, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о социальном найме, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, но если в отношении них действует особый правовой режим (невозможности обмена, поднайма и т.д.) Соответственно, изменение законом оснований использования таких помещений, когда к соответствующим отношениям распространены нормы ЖК РФ о социальном найме, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, но если в отношении них действует правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма). С учетом изложенного, жилые дома, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.

В данном случае ч,1 ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивает такую возможность и отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанном доме по проспекту, г. не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по существованию документарного оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующего дома, использовавшегося ранее в качестве общежития завода «». Кроме того, она постоянно проживает и зарегистрирована на постоянной основе в общежитии, находящемся в собственности муниципального образования г., на занимаемые помещения она имеет поквартирную карточку, отдельный лицевой счет, производит оплату коммунальных услуг в зависимости от площади комнаты. Таким образом, у спорного помещения фактически отсутствует статус специализированного жилого помещения, предназначенного для временного проживания. Следовательно, действия администрации г., выразившиеся в отказе в приватизации спорных помещений нарушают конституционное право ее на жилище и являются незаконными. Просит признать незаконным отказ администрации г. от г. № в приватизации жилого помещения № по просп. г.. Признать право на приватизацию используемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: г., проспект, д.комната. Обязать администрацию г. заключить с ней договор передачи жилого помещения по адресу: г., проспект, д. комната в собственность, с учетом проживающих в ней лиц.

В судебное заседание истец Шевченко И.И. извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия с участием ее представителя по доверенности Булахова Р.В.

В судебном заседании представитель истца Булахов Р.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г., по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в связи с введением в действие с 1.03.2005г. ЖК РФ. в соответствии с которым порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, указанные в ст.49 КК РФ, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. На основании ч.2 и 3 ст.49 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, а так же иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. Законом края от 10.11.2009г. №72 -кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда края по договорам социального найма». К ним относятся лица: пострадавшие от политических репрессий, лица подвергшиеся воздействию радиации-вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭс, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, ветераны ВОВ и лица, приравненные к ним, многодетные родители, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лег. При наличии указанных оснований администрацией г. может быть рассмотрен вопрос о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч.2 ст. 71 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Актом МВК по признанию помещений жилыми, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу г., утвержденным постановлением главы г. от г. №, помещение по пр. в г. признано непригодным для проживания в связи с нахождением в непосредственной близости от опасного производственного объекта. Однако, в нем не содержится сведений о невозможности проведения капитального ремонта и реконструкции.

Представитель третьего лица Отдела по охране прав детства района г. в судебное заседание не явилась, извещенная о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия и просила вынести решение в соответствии с законодательством РФ и в интересах несовершеннолетнего года рождения.

Представитель третьего лица МУП «Жемчуг» в судебное заседание не явилась, извещенная о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.

Статья 2 Закона РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном"" жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятии или оперативном управлении упреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 7 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым полномочными органами с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации) в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Как следует из представленных в суд документов, Шевченко И.И. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г., пр., д., к., состоящее из одной жилой комнаты площадью 9,7 кв.м., на основании договора социального найма от г. №, регулярно производит оплату за коммунальные услуги. По указанному адресу Шевченко И.И. и ее сын, Шевченко ИА года рождения, зарегистрированы с 04.08.2000 года.

В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что истица до настоящего времени не может оформить договор приватизации занимаемой ею комнаты в общежитии и зарегистрировать право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краю.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лица, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную или долевую.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. «К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются кормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает праве граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

Таким образом, по независящей от истицы причине она не может реализовать право на приватизацию жилого помещения, в котором проживает по договору социального найма.

Указанное жилое помещение не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Таким образом, имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действия администрации, признании права на приватизацию жилых помещений.

Вместе с тем требование о возложении обязанности по заключению договора на передачу жилых помещений в собственность является излишне заявленным и не подлежит удовлетворению, поскольку признание права на приватизацию в судебном порядке является основанием для заключения с истицей договора приватизации занимаемого ею жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевченко ИИ - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации г. от г. № в приватизации жилого помещения № по просп., г..

Признать право на приватизацию используемого Шевченко ИИ жилого помещения, расположенного по адресу: г., проспект, д. комната.

В удовлетворений требования о возложении обязанности на администрацию г. заключить с Шевченко ИИдоговор передачи жилого помещения по адресу: г., проспект, д. комната в собственность, с учетом проживающих в ней лиц -отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд г. в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Ф. Гусева