Р Е Ш Е Н И Е 26 апреля 2012 года город Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующего судьи Кочетковой С.А., При секретаре Марчукове М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Солонович И.В., Солоновича Н.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего С., об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления. У С Т А Н О В И Л : Постановлением администрации г. Ставрополя от 06.04.2012 г. № ** отказано в признании семьи Солонович, состоящей из трех человек, нуждающейся в жилом помещении, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на период 2011-2012 г.г.» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Заявители Солонович И.В. и Солонович Н.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С., 20** года рождения, считая постановление администрации г. Ставрополя от 06.04.2012 г. № ** незаконным и нарушающим их законные интересы на получение денежной субсидии, обжаловали его в суд, ссылаясь на то, что 19 марта 2012 года Солонович И.В. обратилась в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в указанной программе, однако, оспариваемым постановлением им было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении, тогда как никаких умышленных действий по ухудшению жилищных условий ими не совершалось, в связи с чем, нарушены их права. Кроме того, просили возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность отменить обжалуемое постановление. В судебное заседание заявители Солонович И.В. и Солонович Н.В. не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил требования заявителей оставить без удовлетворения, пояснив, что оспариваемым постановлением семье Солонович составом три человека отказано в признании нуждающимися в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок. Семья Солонович составом 3 человека (жена Солонович И.В., 19** года рождения, муж Солонович Н.В., 19** года рождения, сын С., 20** года рождения) проживает в однокомнатной квартире № * по улице ХХ, ** в городе Ставрополе общей площадью 28,7 кв. м., где всего проживает 4 человека. В настоящее время семья Солонович обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако, до 10.02.2012 Солонович И.В. была зарегистрирована в четырехкомнатной квартире № * по улице ХХ, ** в городе Ставрополе общей площадью 74,6 кв. м, где всего проживало 5 человек, что подтверждается копией домовой книги и свидетельством о государственной регистрации права серия 26 АБ № **, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы но Ставропольскому краю 01.06.2006. Солонович Н.В. до 07.06.2011 был зарегистрирован в однокомнатной квартире № ** но улице ХХ, ** в городе Ставрополе общей площадью 29,7 кв. м. где всего проживало 2 человека, что подтверждается копиями лицевых счетов, выданных ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», по состоянию на 01.02.2008 г., на 01.03.2008 г. на 01.06.201 1, на 01.03.2012 г. № 5513. Таким образом, в период проживания в вышеуказанных жилых помещениях Солонович И.В. и Солонович Н.В. были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Считают, что Солонович И.В. и Солонович Н.В. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий. При этом федеральное и региональное законодательство не конкретизирует, какие именно умышленные действия граждан должны совершаться с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Однако, в акте тематической проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» за 2010 год в жилищном управлении администрации города Ставрополя, проведенной специалистами Росфиннадзора в Ставропольском крае указано, что действия граждан, выразившиеся в перерегистрации по месту жительства, в результате которых ухудшены их жилищные условия, подпадают под ст. 53 ЖКРФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий». В действиях Солонович И.В. и Солонович Н.В. сотрудниками жилищного управления администрации города Ставрополя усмотрено намеренное ухудшение своих жилищных условий в связи с чем, постановлением администрации города Ставрополя от 06.04.2012 г. № ** отказано семье Солонович в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы». Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Постановлением администрации г. Ставрополя от 06.04.2012 г. № ** отказано в признании семьи Солонович, составом семьи три человека, нуждающимися в жилом помещении, для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на период 2011-2012 г.г.» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Суд считает, что отказ является незаконным, по следующим основаниям. Судом установлено, что Солонович И.В. до 10.02.2012 г. была зарегистрирована в четырехкомнатной квартире № ** по улице ХХ,** в городе Ставрополе, общей площадью 74,6 кв. м, где всего проживало 5 человек. Солонович Н.В. до 07.06.2011 был зарегистрирован в однокомнатной квартире № **по улице ХХ, ** в городе Ставрополе общей площадью 29,7 кв. м. где всего проживало 2 человека. 05 ноября 2010 года между Солонович Н.В. и Солонович (Толопиной) И.В. был заключен брак и ** 20** года в их семье родился сын С.. Солонович Н.В. 07.06.2011 г., Солонович И.В. 10.02.2012 г. зарегистрировались в однокомнатной квартире № ** по улице ХХ в городе Ставрополе общей площадью 28,7 кв. м., принадлежащей на праве собственности матери мужа Солонович Н.В.- С.. В настоящее время в указанной квартире проживают 4 человека. Таким образом, в данной квартире зарегистрированы 4 человека, в настоящее время данная семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно представленным сведениям из Управления Росреестра по Ставропольскому краю и справок ГУП СК «Крайтеинвентаризация» Солонович Н.В., Солонович И.В. и несовершеннолетний С. не имеют в собственности жилого помещения в г. Ставрополе. В соответствии п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2012 годы», и п.6 Программы, применительно к Правилам и Программе, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с п. 2 ст. 51 нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников. В силу п. 3 ч.1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Положение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированного в Определение от 19.04.2007 №258-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. То обстоятельство, что Солонович Н.В. снялся с регистрационного учета в квартире № ** дома № ** по ул. В. г. Ставрополя и зарегистрировался в квартире № ** по улице ХХ г. Ставрополя, не свидетельствует об умышленном ухудшении им жилищных условий, поскольку квартира № ** дома № ** по ул. ХХ г. Ставрополя принадлежала на праве собственности его матери С., квартира на основании договора купли-продажи от 05 марта 2008 г. была продана другому лицу и за Солонович Н.В. не было сохранено право на проживание в указанной квартире, в связи с чем, он был зарегистрирован в новой квартире № **, приобретенной его матерью, по улице ХХ г. Ставрополя. Судом установлено, что регистрация Солонович И.В. в квартире № ** по улице ХХ в городе Ставрополе общей площадью 28,7 кв. м., так же не является умышленным ухудшением жилищных условий, а связана с созданием семьи и совместным проживанием членов семьи по месту жительства мужа. В связи с изложенным, Администрацией г. Ставрополя не представлено доказательств того, что заявители умышленно ухудшили свои жилищные. Таким образом, семья Солонович составом три человека, в соответствии с положениями ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2012 годы», имеет право состоять на учете нуждающихся в жилом помещения для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых ей в городе Ставрополе на период 2011-2012 годы». Поскольку, решением суда оспариваемое постановление органа местного самоуправления признано незаконным, оснований для дополнительной его отмены органом местного самоуправления не имеется, в связи с чем, требования о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности отменить постановление являются излишне предъявленными и не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 06.04.2012 г. № ** об отказе Солонович И.В. составом семьи из трех человек в признании нуждающимися в жилом помещении, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011-2012 годы». Обязать администрацию города Ставрополя принять семью Солонович составом из трех человек: Солонович И.В., Солонович Н.В., несовершеннолетний С., 20** года рождения на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, для участия в ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2011-2012 годы». В остальной части заявление Солонович И.В., Солоновича Н.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего С. - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 27 апреля 2012 года. Судья Кочеткова С.А. Копия верна Судья Кочеткова С.А.