№2-505/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 марта 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд в составе: председательствующей судьи Шевченко Ю.И., при секретаре Назаровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коваленко Н.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида К.М.Ю. о признании отказа администрации города Ставрополя в предоставлении земельного участка незаконным, обязании устранить допущенное нарушение закона, У С Т А Н О В И Л: Коваленко Н.Н., действующая в свои интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Коваленко М.Ю., обратилась в суд с заявлением о признании отказа администрации города г. Ставрополя о предоставлении земельного участка незаконным. В дальнейшем Коваленко Н.Н. уточнила заявленные требования, просила суд признать отказ администрации города Ставрополя в предоставлении ей в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ города Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации – незаконным, об обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, возложив на администрацию г. Ставрополя обязанность предоставить Коваленко Н.Н., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в установленный Законом срок. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Перепадя С.М. поддержал уточненные требования Коваленко Н.Н., пояснив, что Коваленко Н.Н. является родителем ребенка-инвалида К.М.Ю., … г.р. 21 октября 2011 года она обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях аренды. 09.11.2011 года Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя изготовил ответ на обращение Коваленко Н.Н., в котором ей отказано в предоставлении участка под ИЖС, мотивированный отсутствием правовых оснований для предоставления земельного участка под ИЖС. Т.е. получается, что администрация города Ставрополя отказала в предоставлении земельного участка под ИЖС по договору аренды, в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данный ответ был получен свекром заявительницы, Коваленко М.З. лично в администрации г. Ставрополя 20.11.2011 года под роспись. Регистрация выдачи ответов на обращения граждан в комитете градостроительства администрации г. Ставрополя, со слов вед. специалиста общего отдела Т.И. Тихомировой, началась 22.11.2011 года. До этого момента ответы не отсылались по причине отсутствия почтовых конвертов и выдавались исключительно на руки по запросам заявителей. На момент получения Коваленко М.З. ответа Коваленко Н.Н. с ребенком находилась в Москве на лечении, документ попал к ней в руки после 25 ноября 2011 года. Таким образом, срок подачи жалобы в суд не истек отказ в предоставлении земельного участка для ИЖС по договору аренды является незаконным, дискриминационным, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 10. Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) Рассмотрение обращения 1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления к приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы, медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно только заявления и справки МСЭ. В соответствии со ст. 28 ГК РФ «Дееспособность малолетних» - за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Причем никаким НПА форма указанного заявления не предусмотрена. В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 года, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается, также не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по своей сути является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-0-0, данная льгота реализуется гражданами на практике. При этом принцип платного пользования землей сохраняется. Отсутствие механизма правового регулирования вопросов, связанных с льготным предоставлением земельных участков под ИЖС инвалидам на уровне субъекта РФ не может являться условием ограничения прав граждан предусмотренных федеральным законодательством, в том числе прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации г. Ставрополя – Жукова М.В. возражала против заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что отказ Комитета градостроительства администрации от 9 ноября 2011 года не является отказом в предоставлении земельного участка в аренду Коваленко Н.Н., данный ответ всего лишь разъяснение заявительнице, что на тот момент разрабатывался порядок предоставления земельных участков. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок для обжалования данного ответа, нормативно-правовой акт на региональном уровне, который регулировал бы порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам, отсутствует. В судебном заседании представитель заинтересованного лица – КУМИ г. Ставрополя – Ткаченко Е.А. поддержал позиция представителя администрации г. Ставрополя, просил в заявлении отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст. 254 ГПК РФ). Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения или действие (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Судом установлено, что Коваленко Н.Н., … года рождения, является матерью «ребенка-инвалида» - Коваленко М.Ю., … года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении № … от … года рождения, справкой серии … № … от … года, дата освидетельствования с … года (л.д. 12-13). 21 октября 2011 года она обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях аренды (л.д. 7). 09.11.2011 года в письменном ответе Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя отказал Коваленко Н.Н. в предоставлении участка под ИЖС, мотивированный отсутствием правовых оснований для предоставления земельного участка под ИЖС, т.е. администрация города Ставрополя отказала в предоставлении земельного участка под ИЖС по договору аренды, в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 8-9). Согласно п.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Вышеуказанный ответ не был направлен 9 ноября 2011 заявительнице по почте по причине, как пояснил представитель заявителя, поскольку в Комитет градостроительства г. Ставрополя отсутствовало финансирование на почтовые расходы. Данный ответ получен заявительницей позднее, чем 9 ноября 2011 года, поскольку в период с 18 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года она находилась в Москве на лечении с ребенком-инвалидом. Представителем администрации г. Ставрополя не представлено суду реестра почтовой корреспонденции или журнала исходящей корреспонденции, в котором отражено, что именно 9 ноября 2011 года ответ направлен заявительнице. Суду представлено выписка из истории болезни № … о том, что заявительница с ребенком-инвалидом находилась на лечении в Московском НИИ глазных болезней детей в период с 18 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года. Поскольку заявительницей расторгнут брак с … года с отцом ребенка – инвалида Коваленко Ю.М., отец ребенка не мог получить ответ Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя. Как пояснил представитель заявительницы, обжалуемый заявительницей ответ получен по просьбе заявительницы свекром заявительницы Коваленко М.З. после 20 ноября 2011 года, а передан заявительницы после ее возражения из Москвы, т.е. после 23 ноября 2011 года. Представителем администрации г. Ставрополя не представлено суду доказательств в опровержение доводов представителя заявителя о начале исчисления трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим заявлением. Таким образом, суд считает, что установленный законом срок для обжалования отказа Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя начинает исчисляться с 24 ноября 2011 года. Учитывая, что настоящее заявление подано в суд 20 февраля 2012 года, установленный законом трехмесячный срок заявительницей не пропущен. По сути заявления Коваленко Н.Н. суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утвержденной Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 года, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду для индивидуального жилищного строительства не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Суд считает, что и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-О-О, данная льгота реализуется гражданами на практике. Согласно ст. 48 Устава г. Ставрополя администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом, а также муниципальными правовыми актами г. Ставрополя. Исходя из положений п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками в установленном порядке органами местного самоуправления. Из пояснений представителя администрации г. Ставрополя в судебном заседании следует, что нормативно-правовой акт на региональном уровне, который регулировал бы порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам, отсутствует. В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении заявления, возлагает на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. Исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела незаконность действий администрации г. Ставрополя, выраженных в отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлена, в связи с чем, заявление Коваленко Н.Н. в части признания указанных действий администрации г. Ставрополя незаконным, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, подлежит удовлетворению. Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и предоставить Коваленко Н.Н. в первоочередном порядке земельный участок в аренду под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с требованиями действующего законодательства. С учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Коваленко Н.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Коваленко М.Ю. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Заявление Коваленко Н.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Коваленко М.Ю. – удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации города Ставрополя в предоставлении Коваленко Н.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида К.М.Ю., в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ города Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 Федерального закона№181 «О социальной защите инвалидов РФ». Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона – обязать предоставить Коваленко Н.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида К.М.Ю., в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ города Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов РФ» в установленный законом срок. Мотивированное решение суда изготовлено 3 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И. Шевченко