Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 апреля 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Эминова А.И., с участием прокурора Князевой Е.Г., при секретаре Шуляковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора --- района г. Ставрополя в интересах Приходько С.Ю. о признании действий администрации г. Ставрополя незаконными, признании постановления администрации г. Ставрополя в части недействительным, обязании устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор --- района г. Ставрополя в интересах Приходько С.Ю. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации г. Ставрополя незаконными, признании постановления администрации г. Ставрополя в части недействительным, обязании устранить допущенные нарушения, обосновав свое заявление тем, что прокуратурой --- района г. Ставрополя проведена проверка по обращению Приходько С.Ю. о нарушении его жилищных прав администрацией г. Ставрополя, выразившееся в исключении его из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в жилом помещении. В ходе проведения проверки установлено, что согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации № --- от ---1992 года лейтенант Приходько С.Ю. уволен в запас по статье 59 пункту «в» (сокращение штатов). ---1993 года Приходько С.Ю. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. Пунктом 12 приложения 2 к постановлению администрации г. Ставрополя от ---2011 года № --- лейтенант запаса Приходько С.Ю., --- года рождения, исключен из списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. Указанное постановление в части исключения Приходько С.Ю. из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку является незаконным по следующим основаниям. Основанием для исключения Приходько С.Ю. из списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, указаны п. 2.1 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», подпункт «а» п. 6 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054. Согласно указанным нормам законодательства, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы. Однако, на дату увольнения Приходько C.Ю. c военной службы в запас и на дату принятия его па учет в администрации --- района г. Ставрополя действовала Директива Министерства обороны РФ от 04.08.1993 года № д-74 «О порядке решения вопросов по обеспечению жилой площадью военнослужащих, изъявивших желание изменить место жительства после увольнения с военной службы», согласно которой постановка на учет осуществлялась органами местного самоуправления по избранному месту жительства в год увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями. В соответствии с п. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 193, с последующими изменениями и дополнениями Совета Министров СССР и Правительства РФ, право на постановку на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении условий, для получения жилой площади за счет средств федерального бюджета на льготных основаниях предусматривается только за лицами, уволенными с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями. В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Придание тем или иным законам обратной силы, если это прямо не запрещено или не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, вопрос, относящийся к исключительной компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 16.04.2009 года № 504-О-О). Часть 1 ст. 6 ЖК РФ также закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Положение Закона № 76-ФЗ и Правил учета военнослужащих, которыми установлено, что жилыми помещениями обеспечиваются граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, вступили в законную силу только в 1998 году, и не имеют указания на распространение действия их норм на правоотношения, возникшие до введения их в действие. Таким образом, постановление главы администрации г. Ставрополя от ---2011 года № ---, в части исключения Приходько С.Ю. из списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку за № 12, является незаконным и нарушает конституционные права Приходько С.Ю. на жилище. ---2012 года в прокуратуру района поступило обращение Приходько С.Ю., в котором он просит защитить нарушенные социальные права. Обращение в суд прокурора в интересах Приходько С.Ю. предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку администрацией г. Ставрополя нарушены его социальные права, а именно право на получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилья. Одним из способов защиты гражданских прав является в соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 12 Гражданского кодекса РФ восстановление положения, существовавшего до нарушения нрава, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 48, ч. ч. 1 и 2 ст. 51 Устава г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 года № 81, глава г. Ставрополя обеспечивает осуществление органами местного самоуправления г. Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Ставрополя федеральными законами и законами Ставропольского края, издает в пределах своих полномочий правовые акты. Администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя. Глава г. Ставрополя возглавляет администрацию г. Ставрополя и руководит ею на принципах единоначалия. Просили суд на основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45, ст. ст. 254, 247, 131 и 132 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, и. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», признать действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в исключении Приходько С.Ю. из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку - незаконными. Признать постановление администрации г. Ставрополя от ---2011 года № --- в части исключения Приходько С.Ю. из списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку согласно приложению 1 и снятия Приходько С.Ю. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно приложению 2, пункту 12 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от ---2011 года № ---, недействительным. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение социальных прав Приходько С.Ю., проживающего по адресу: г. Ставрополь, ул. ---, --- а, восстановить Приходько С.Ю. в списке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в жилом помещении с даты его исключения - с ---2011 года. Представитель заявителя - прокуратуры --- района г. Ставрополя К.Е.Г. в судебном заседании поддержала заявление и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Приходько С.Ю. в судебном заседании поддержал заявление прокурора --- района г. Ставрополя и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя по доверенности --- З.Г. в судебном заседании заявление прокурора --- района г. Ставрополя не признала, пояснив суду, что на основании постановления администрации г. Ставрополя от ---2011 года № --- и в приложении к постановлению под пунктом № 12, Приходько С.Ю. принят на учет ---1993 года. На учет нуждающихся администрацией --- района г. Ставрополя, составом семьи из двух человек исключены из списка военнослужащих в связи с отсутствием оснований для обеспечения его жилым помещением как гражданина уволенного в запас или отставку. При этом его исключили из списка военнослужащих под № 30, но при этом оставлено право на обеспечение жилым помещением, так как он остался на общей очереди граждан нуждающихся в жилом помещении. Основанием для исключения из списка военнослужащих послужил пункт 2.1 части 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а так же подпункта «а» пункта 6 правил учета военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054. Так же Приходько С.Ю. администрацией г. Ставрополя 23.06.2011 года было направлен ответ, где указаны основания снятия его с учета ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих» соответственно, старое законодательство утратило силу, когда его поставили на учет. В соответствии с новым законодательством, граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста, либо по состоянию здоровья или в связи с оргштатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы, составляющая 10 и более лет, подлежат обеспечению жилыми помещениями органами исполнительной власти субъекта РФ. Учитывая, что у Приходько С.Ю. в календарном исчислении срок составляет менее 10 лет, оснований для обеспечения жильем на льготной основе отсутствует. В связи, с чем было принято решение администрацией г. Ставрополя об исключении его из льготной очереди, но при этом за ним сохранено право на жилище в порядке общей очереди. Приходько С.Ю. исключили в 2011 году, а не в 1998 году, когда был принят закон № 76 ФЗ, на основании которого его исключили из льготного списка военнослужащих в связи с тем, что закон был принят в 1998 году, однако в данном законодательстве было указанно, что должен быть утвержден порядок и способ обеспечения данной категории граждан на уровне субъекта РФ, учитывая, что в соответствующий порядок был разработан правительством Ставропольского края – постановление от 07.07.2011 года № 59П, которым утвержден порядок по предоставлению жилыми помещениями и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение и строительство жилых помещений. Некоторые категории граждан в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 года № 342 о внесении изменений в закон о статусе военнослужащих в соответствии с которым обеспечение идет категории граждан, выслуга которых составляет более 10 лет, при этом Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. так же утратило силу в соответствии с которой обеспечивается данная категория граждан, которая так же предусматривает обеспечение жильем военнослужащих запаса с выслугой 10 и более лет. Просила суд отказать в удовлетворении заявления Прокурора --- района г. Ставрополя в полном объеме. Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности С.С.И. в судебном заседании заявление Прокурора --- района г. Ставрополя не признала, поддержала свои письменные возражения, которые обоснованы тем, что в соответствии со ст. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 193, а также Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Ставропольском крае, утвержденным решением исполнительного комитета СК Совета народных депутатов и президиумом краевого совета профсоюзов от 21.11.1990 года № 325, постановлением главы администрации --- района г. Ставрополя от ---1993 года № 131 Приходько С.Ю., уволенный из рядов ВС РФ в ---1992 года, был принят на жилищный учет. В связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указанное выше положение фактически утратило силу. Согласно ст. 29 Закона, не приведенные в соответствие с ФЗ «О статусе военнослужащих» нормативные правовые акты, регулирующие данные вопросы, могут применяться лишь постольку, поскольку они не противоречат вышеназванному Закону. Согласно п. 1 ст. 15 Закона гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатным мероприятием, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с п. 2.1. ст. 15 Закона, жилыми помещениями обеспечиваются граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Поскольку срок прохождения военной службы Приходько С.Ю. менее 10 лет, то он не может быть отнесен к категории военнослужащих, имеющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, данный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Постановлением администрации г. Ставрополя от ---2011 года № --- Приходько С.Ю. исключен из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. По данным жилищного управления администрации г. Ставрополя Приходько С.Ю. оставлен в общей очереди граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. На основании изложенного просила в удовлетворении заявления прокурора в интересах Приходько С.Ю. отказать в полном объеме. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Приходько С.Ю. уволен в запас по ст. 59 п. «в», что подтверждается выпиской из приказа Министра обороны РФ от ---1992 года № ---. 01.03.1993 года Приходько С.Ю. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. Приходько С.Ю. постановлением администрации г. Ставрополя от ---2011 года № --- был исключен из списка военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Основанием для исключения явились положения п. 2.1 ч. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», подпункта «а» п. 6 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054. Согласно указанным нормам законодательства обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы. На момент его увольнения Приходько С.Ю. в запас и постанове на учет в администрации г. Ставрополя действовала Директива Министерства обороны РФ от 04.08.1993 года № Д-74 «О порядке решения вопросов по обеспечению жилой площадью военнослужащих, изъявивших желание изменить место жительства после увольнения с военной службы», в соответствии с которой постановка на соответствующий учет осуществлялась по избранному постоянному месту жительства за три года до увольнения либо в год увольнения по состоянию здоровья или в связи с оргшатаными мероприятиями. В соответствии с п. 19 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденных Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 года N 193 (в ред. от 20.04.2000 года), право на постановку на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении условий, для получения жилой площади за счет средств федерального бюджета на льготных основаниях предусматривается только за лицами, уволенными с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями. В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Следовательно, положение Федерального закона № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» и Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, не имеют указаний на распространение действия их норм на правоотношения, возникшие до введения их в действие. В связи с чем, суд считает, что постановление главы администрации г. Ставрополя от ---2011 года № --- в части исключения Приходько С.Ю. из списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку за № 12, является незаконным и нарушает конституционное право Приходько С.Ю. на жилище. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года, в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в резолютивной части решения суда необходимо указать на возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя конкретные действия. В данном случае, суд считает правомерным возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность устранить допущенные нарушения действующего законодательства и восстановить Приходько С.Ю. в списке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас, нуждающихся в жилом помещении с даты его исключения – с ---2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора --- района г. Ставрополя в интересах Приходько С.Ю. о признании действий администрации г. Ставрополя незаконными, признании постановления администрации г. Ставрополя в части недействительным, обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить. Признать незаконным действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в исключении Приходько С.Ю. из льготного списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, - незаконными. Признать недействительным постановление администрации г. Ставрополя № --- от ---2011 года в части исключения Приходько С.Ю. из списка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку согласно приложению 1 и снятия Приходько С.Ю. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно приложению 2, пункту 12 приложения к постановлению главы г. Ставрополя от ---2011 года № ---. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и восстановить Приходько С.Ю. в списке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в жилом помещении с даты его исключения – с ---2011 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца. Мотивированное решение суда изготовлено 2 мая 2012 года. Судья А.И.Эминов