Решение суда 24.04.2012 по заявлению Каминского В.И. к администрации г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Шуляковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Каминского В.И. к администрации г. Ставрополя о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л :

Каминский В.И. обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обосновав свои требования тем, что он, проживая в г. ---, --- 2008 года зарегистрировал брак с Мишиной О.В., взявшей его фамилию (Каминская). --- 2009 года у них родился сын Савва. В июне этого же года они всей семьей переехали в г. Ставрополь к их родителям. Место их постоянной регистрации было неизменным. В 2010 году он приобрел квартиру, общей площадью 33 кв.м. Переехав в квартиру, он и его семья зарегистрировались в ней. 23 января 2012 года он, действуя в собственных интересах и в интересах своей семьи в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, обратился с заявлением в Жилищное управление администрации г. Ставрополя для принятия на учет его и членов его семьи, как нуждающихся в жилых помещениях, с целью участия в Федеральной программе «Жилище» подпрограмме «Молодая семья». Участником программы может стать молодая семья, отвечающая следующим требованиям: семья, зарегистрировавшая брак, в которой возраст каждого из супругов на день включения семьи в список претендентов не превышает 35 лет, а также неполные семьи с детьми, которой возраст матери (или отца) на день включения семьи в список претендентов не превышает 35 лет (включительно); супруги являются гражданами Российской Федерации, проживают и зарегистрированы на территории г. Ставрополя; семья имеет возможность привлечь собственные средства для участия в Программе, в том числе, посредством принятых на себя кредитных (заемных) обязательств, в размере не менее 60 % от расчетной стоимости покупаемой квартиры; семья, признанная органами местного самоуправления по месту ее постоянного проживания нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.е. стоит на учете по жилью в администрации по месту прописки. Программа предусматривает оказание финансовой помощи молодой семье - участнику программы в виде социальной выплаты для покупки квартиры. Размер социальной выплаты составляет 40 % (35 % для семей без детей) от расчетной стоимости жилья или 10 % от расчетной стоимости жилья для тех семей, которые изъявят желание получить такую социальную выплату. Остальные средства, необходимые для приобретения квартиры, семья привлекает самостоятельно. В обоснование заявления (опись) были приложены все требуемые документы для подтверждения права на участие в данной программе: паспорт РФ; свидетельство о браке; свидетельство о рождении; справка о составе семьи; лицевой счет (ф-36); домовая книга; технический паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилье; справки ФГУ «Крайтехинвентаризации»; справка из Управления федеральной регистрационной службы по СК; договор приватизации; регистрационное удостоверение. Постановлением администрации г. Ставрополя от --- 2012 года за № --- ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Мотивированных объяснений, что с его стороны явилось намеренным ухудшением жилищных условий, в своем ответе ответчик не указал. В связи с переездом они не ухудшали свои жилищные условия, т.к. отдельное от родителей жилье это не ухудшение. Право на постановку на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий у них возникает в связи с учетной нормой жилого помещения, которая меньше 12 кв.м. на одного члена семьи (33:3=11). Другой собственности члены его семьи не имеют, а также не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением. Как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007 года № 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Буквальное толкование данного разъяснения Конституционного Суда РФ может привести к применению статьи 53 Жилищного кодекса РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены вышеуказанные умышленные действия. Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ. В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления. Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса. Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2007 года № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2007 года», которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Закона г. Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и Закона г. Москвы от 25.01.2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Однако в большинстве субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ не приняты законы, регламентирующие указанные выше действия. Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена прямая причинная связь. В случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака, а так же при приобретении семьей отдельной квартиры вопросов возникать не должно так, как совместное проживание, регистрация членов семьи это само собой разумеющееся действие, направленное на благополучие и укрепление семьи, что входит в обязанности супругов. В связи с тем, что ответчик должен мотивированно доказать, опираясь на факты, намеренность его действий, а так же основываться на нормах права и законодательстве Российской Федерации, считает отказ ответчика необоснованным. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения, не могут расцениваться, как намеренность и не должны быть препятствием для постановки на учет в качестве, нуждающихся в жилых помещениях. Просил суд признать отказ администрации г. Ставрополя в принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и обязать ответчика поставить их (семью) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Истец Каминский В.И. в судебном заседании поддержал свои исковые требования и просил признать необоснованным постановление администрации г. Ставрополя от ---2012 года № --- «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы», обязать устранить допущенное нарушение по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации г. Ставрополя по доверенности К.А.В. в судебном заседании не признал исковые требования Каминского В.И., поддержал свои письменные возражения, которые мотивировал тем, что заявленные требования семьей Каминских незаконны и необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Семья Каминских с составом 3 человека (муж Каминский В.И., 1983 года рождения, жена Каминская О.В., 1982 года рождения, сын Каминский С.В., 2009 года рождения) проживает в однокомнатной квартире ---, по ул. --- ---, ---, в г. Ставрополе, общей площадью 32,3 кв.м. В настоящее время семья Каминских обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако до 27.12.2010 года Каминская О.В. была зарегистрирована в двухкомнатной квартире ---, по ул. ---, ---, в г. Ставрополе, общей площадью 75,1 кв.м., где всего проживало 3 человека, что подтверждается копией домовой книги и финансовым лицевым счетом № ---, выданным ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» 22.11.2011. Таким образом, в период проживания в вышеуказанном жилом помещении Каминская О.В. была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Каминский В.И. и Каминский С.В. с ---2010 зарегистрированы в однокомнатной квартире ---, по ул. --- ---, ---, в г. Ставрополе, общей площадью 32,3 кв.м., где до регистрации по месту жительства Каминской О.В. проживало 2 человека. Таким образом, в период проживания в указанном жилом помещении Каминский В.И. и Каминский С.В. были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Считает, что Каминской О.В. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий. При этом федеральное и региональное законодательство не конкретизирует, какие именно умышленные действия граждан должны совершаться с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Однако, в акте тематической проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» за 2010 год в жилищном управлении администрации г. Ставрополя, проведенной специалистами Росфиннадзора в Ставропольском крае указано, что действия граждан, выразившиеся в перерегистрации по месту жительства, в результате которых ухудшены их жилищные условия, подпадают под ст. 53 ЖКРФ - «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий». В действиях Каминской О.В. сотрудниками жилищного управления администрации г. Ставрополя усмотрено намеренное ухудшение своих жилищных условий в связи с чем, постановлением администрации г. Ставрополя от ---2012 года № --- отказано семье Каминских в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011-2012 годы». Просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований Каминского В.И. отказать.

Третье лицо Каминская О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Каминского С.В., надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, а также в отсутствие её несовершеннолетнего сына, поэтому суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что --- 2008 года был зарегистрирован брак между Мишиной О.В. и истцом. --- 2009 года у них родился сын.

В 2010 году истец приобрел квартиру, общей площадью 33 кв.м., в которой он и его семья были зарегистрированы.

23 января 2012 года истец обратился с заявлением в Жилищное управление администрации г. Ставрополя для принятия на учет его и членов его семьи, как нуждающегося в жилых помещениях, с целью участия в Федеральной программе «Жилище» подпрограмме «Молодая семья».

Постановлением администрации г. Ставрополя от --- 2012 года № --- истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на п. 3, ч. 1, ст. 54 ЖК РФ.

Ст. 54 ЖК РФ является отсылочной статьей к статье 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании представителем ответчика был приведен довод о намеренном ухудшении жилищных условий женой истца, т.е. снятие с регистрационного учета из--, расположенной по ул. ---, ---, суд не может согласиться с данным доводом, поскольку, согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 (в ред. от 01.07.2011 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как установлено в настоящем судебном заседании Каминский В.И. и Каминская О.В. проживают единой семьей в квартире, которая приобретена ими в период брака и право собственности на которую, зарегистрировано за истцом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Таким образом, суд считает, что действия Каминской О.В. были направлены не на ухудшение жилищных условий, как утверждается администрацией г. Ставрополя, а на совместное проживание со своей семьей и выполнением своих обязанностей, предусмотренных Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 (в ред. от 01.07.2011 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В настоящее время на семью истца приходится площадь менее 12 кв.м. на человека. Другой собственности члены его семьи не имеют, а также не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением.

Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина.

Как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007 года № 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться, как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Установление перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления. Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса. Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2007 года № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2007 года», которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Закона г. Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и Закона г. Москвы от 25.01.2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В настоящее время на территории г. Ставрополя отсутствуют правовые акты, регламентирующие вышеуказанные действия.

С учетом изложенного суд считает отказ администрации г. Ставрополя в принятии истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года, в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в резолютивной части решения суда необходимо указать на возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В данном случае, суд считает правомерным возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Каминского В.И. и членов его семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каминского В.И. к администрации г. Ставрополя о признании необоснованным постановления администрации г. Ставрополя от ---2012 года № --- «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы», обязании устранить допущенное нарушение, - удовлетворить.

Признать необоснованным постановление администрации г. Ставрополя от ---2012 года № --- «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и принять семью Каминского В.И. и членов его семьи: Каминскую О.В., Каминского С.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 2 мая 2012 года.

Судья А.И. Эминов