№2-633/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 апреля 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующей судьи Шевченко Ю.И., при секретаре Назаровой Н.С., с участием прокурора Молодцовой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. (в интересах Дорофеевой Е.В.) к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации города Ставрополя (третьи лица – министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, министерство финансов Ставропольского края, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края) об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительства жилья, подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района города Ставрополя обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов Дорофеевой Е.В. к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации города Ставрополя (третьи лица – министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, министерство финансов Ставропольского края, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края) об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительства жилья, подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии. В судебном заседании истец Молодцова Н.М., действующая в интересах Дорофеевой Е.В., поддержала заявленные требования, пояснив, что в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Дорофеева Е.В., 07.04.1989 года рождения, относится к категории лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Дорофеевой Е.В. лишена родительских прав, сведений об отце не имеется. Постановлением главы города Ставрополя № … от … года над Дорофеевой Е.В. установлена опека со стороны Дебуновой Н.В. Постановлением администрации города Ставрополя от … года № …. Дорофеева Е.В. в соотвествии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Учитывая, что Дорофеева Е.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Ставрополя у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления денежных средств, администрация города обязана предоставить ему изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. Дорофеева Е.В. в 2011 году окончила обучение в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж». До настоящего времени администрацией города Ставрополя жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение ей жилья не предлагалась. Собственного жилья Дорофеева Е.В. не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: заявлением Дорофеевой Е.В. в прокуратуру района о нарушении ее жилищных прав, заявлением Дорофеевой Е.В. В администрацию города Ставрополя о принятии ее на учет в качестве нуждающегося, постановлением главы администрации города Ставрополя, актом обследования жилищно-бытовых условий, справкой ГУП СК «Крайтехинвентаризация», справкой ГУП «Ростехинвентаризация» об отсутствии недвижимого имущества и др. В судебном заседании Дорофеева Е.В., в защиту интересов которой подан настоящий иск, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика – Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, действующая по доверенности Савченко С.И., не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что 10 апреля 2012 года все денежные средства на реализацию переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилым помещением перечислены Управлению администрации города Ставрополя, в подтверждении чего суду представлено платежное поручение №. . от … года. Представители ответчика – администрация города Ставрополя по доверенности Салова З.Г., представитель управления образования администрации города Ставрополя по доверенности Антонова Л.В. в судебное заседание не явились, предоставив письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представители третьих лиц – министерство финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, министерство финансов Ставропольского края в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Дорофеева Е.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не опровергалось сторонами. Мать Дорофеевой Е.В. – Ткачева Ж.В., … года рождения, решением Ипатовского районного суда Ставропольского края лишена родительских прав в отношении своей дочери Дорофеевой Е.В. Постановлением главы администрации Октябрьского района города Ставрополя от … года № … установлено попечительство над несовершеннолетней Дорофеевой Е.В., … года рождения, в связи с тем, что мать – Ткачева Ж.В. решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от … года лишена родительских прав, сведения об отце Дорофеевой Е.В. отсутствуют, опекуном-попечителем назначена Дебунова Н.В. Постановлением администрации города Ставрополя от … года № … Дорофеева Е.В. в соотвествии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Дорофеева Е.В. в 2011 году окончила обучение в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж». В настоящее время Дорофеева Е.В. жилым помещением не обеспечена, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по СК об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимого имущества у Дорофеевой Е.В., справкой ГУП СК «Крайтехинвентаризация». Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение "жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края. На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя» (далее Положение). Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение" или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п. В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3, в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Дорофеева Е.В.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников). Учитывая то, что Дорофеева Е.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В настоящее время Дорофеева Е.В. жилым помещением не обеспечена, денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ей не выделялись, что не оспаривалось в судебном заседании ответчиками. При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Дорофеевой Е.В. – удовлетворить. Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Дорофеевой Е.В. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от … года №60-п в соотвествии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном прядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Дорофеевой Е.В. в соотвествии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного Постановлением правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И.Шевченко