№2-653/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 мая 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующего судьи Шевченко Ю.И. при секретаре Назаровой Н.С., с участием прокурора Чепурной Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Кодаш Н.В. и Кодаш В.И. к администрации г. Ставрополя о признании права на внеочередное получение жилого помещения, об обязании предоставить вне очереди жилое благоустроенное помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в Октябрьский суд с иском в интересах Кодаш Н.В., Кодаш В.И., Кодаш Ю.А., Кодаш Я.В., Кодаш В.И., Кодаш И.А. о признании за семьей Кодаш Н.В. составом шесть человек право на внеочередное получение жилого помещения; об обязании предоставить семьи Кодаш Н.В. составом шесть человек: она - Кодаш Н.В., Кодаш В.И., Кодаш Ю.А., Кодаш Я.В., Кодаш И.А., Кодаш В.И., не очереди жилое благоустроенное помещение по договору социального найма по нормам, предусмотренным жилищным законодательством. В ходе настоящего судебного рассмотрения прокурор Октябрьского района уточнил исковые требования, а именно: исковые требования заявлены прокурором Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Кодаш Н.В. и Кодаш В.И.; прокурор Октябрьского района г. Ставрополя просил признать за семьей Кодаш Н.В. составом 2 человека право на внеочередное получение жилого помещения, об обязании администрации г. Ставрополя предоставить семьи Кодаш Н.В. составом 2 человека: она – Кодаш Н.В. и Кодаш В.И., вне очереди жилое благоустроенное помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению 58,7 кв.м. В настоящем судебном заседании представитель прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, помощник прокурора Чепурная Н.В. поддержала уточненные исковые требования, пояснив, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что Кодаш Н.В. проживает в домовладении № …, жилой площадью 35 кв.м., общей площадью 40,8 кв.м, по ул. … в г. Ставрополе с 1979 года и является собственником 1/2 части домовладения. По информации жилищного управления администрации г. Ставрополя домовладение, в котором проживает Кодаш Н.В. представляет собой дом на два хозяина, имеющий общую кровлю. Домовладение находится в оползневой зоне. При комиссионном выходе на место и визуальном осмотре установлено, что дом № … по ул. … в г. Ставрополе в связи с его расположением в активной оползневой зоне, находится в неудовлетворительном техническом состоянии вследствие процесса деформации, приводящего к снижению уровня надежности дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Ставрополя от 04.09.1990 утвержден акт технического состояния жилого дома по ул. …, в соответствии с которым указанный жилой дом отнесен к категории непригодных для постоянного проживания граждан. В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.3 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 № 529 к непригодным для проживания домам относятся дома, расположенные в опасных зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий. Таким образом, согласно подпункту «б» пункта 2.3 Положения и Акту жилой дом № … а по ул. … в г. Ставрополе относится к категории домов, непригодных для постоянного проживания. Дом № … по ул. … г. Ставрополя за № … включен в перечень домов, деформированных оползневыми процессами на территории г. Ставрополя за период с 10.08.1961 по 30.03.2003 в соответствии с заключением ГУП «Ставропольский Центр государственного мониторинга природных ресурсов» Министерства природных ресурсов № 56 от 31.03.2003 «О развитии оползневых процессов на территории г. Ставрополя» отнесен к зоне 4-й степени оползневого риска. Кодаш Н.В. на основании решения исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов от 09.10.1990 № 430 принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях составом 5 человек: Кодаш Н.В., ее мать - Васильева Т.Г., супруг - Кодаш И.А., сын -Кодаш В.И., дочь- Кодаш - В.И. В настоящее время в указанном домовладении, признанном непригодным для проживания, зарегистрированы и проживают Кодаш Н.В., 1948 года рождения, сын - Кодаш В.И., 1984 года рождения, невестка - Кодаш Ю.А., 1984 года рождения, внучка – К.Я.В., 2008 года рождения. Иного жилья Кодаш Н.В. и члены ее семьи не имеют, что подтверждено информацией, полученной из Управления Росреестра по Ставропольскому краю и ГУП СК «Крайтехинвентаризация». Согласно ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшем на дату принятия Кодаш Н.В. и ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилые помещения предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания. Однако до настоящего времени Кодаш Н.В. и члены ее семьи в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим требования Жилищного кодекса РФ, не обеспечены. По состоянию на 01.04.2011 номер очереди Кодаш Н.В. по общей городской очереди 2754. По информации, полученной из жилищного управления администрации г. Ставрополя Кодаш Н.В. будет предоставлено жилое помещение на состав семьи 5 человек из расчета от 15 до 18 кв.м. общей площади жилья на каждого члена семьи согласно норме предоставления, установленной решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения» только при подходе очереди в соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Однако, согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. В соответствии с позицией Верховного суда РФ, высказанной 03.05.2011 по делу № 85-В11-1, от 06.09.2011 по делу № 46-В11-19 данная норма закона (п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Иное толкование указанных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции. Однако администрацией г. Ставрополя при рассмотрении обращений Кодаш Н.В. данные нормы законодательства учтены не были, что привело к нарушению права Кодаш Н.В. и членов ее семьи на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ. Истица Кодаш Н. В. поддержала исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, пояснив, что жилой дом находится в зоне 4 степени риска, высшей степени. Дом постоянно разрушается. Акт 1990 года это подтверждает. С 1990 г. у истицы с администрацией г. Ставрополя ведется переписка вплоть до 2000 – х годов. В 2009 году администрация г. Ставрополя дает ответ, что дом аварийный, администрация г. Ставрополя обещала все это время предоставить жилье. Сейчас администрация г. Ставрополя заявляет, что все это ерунда, все было неправильно, дом не аварийный и в нем можно жить, хотя администрация г. Ставрополя призвана защищать интересы народа. Представитель ответчика - администрации г. Ставрополя по доверенности Васильев М.Ю.: с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что администрация г. Ставрополя не оспаривает нахождение дома истицы в оползневой зоне. Однако с 2007 года признание дома непригодным для проживания осуществляется согласно положения № 47. Представленные заключения не могут признать дом, находящийся в частной собственности, непригодным для проживания, они дают рекомендательный характер для собственников имущества по содержанию домов. Собственник должен нести бремя содержания дома. Считаем недоказанным факт непризнания дома пригодным для проживания, так как нет указания, что данный дом не подлежит ремонту или реконструкции. В акте нет реквизитов решения райисполкома, на основании которого дом был признан непригодным для проживания. В соответствие со ст. 14 Жилищного кодекса на орган самоуправления возложена обязанность по содержанию муниципального и государственного имущества. Администрацией г. Ставрополя жилые помещения могут быть предоставлены малоимущим семьям, детям– сиротам и т.д. Такая категория граждан, как собственники жилья, которое было признано аварийным, органом местного самоуправления не обеспечивается. Это отдельное финансирование, которое ведется на краевом уровне. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» – обязанность по признанию муниципального и государственного имущества непригодным для проживания возложена на органы местного самоуправления. Согласно п. 7 абзац 1-4 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" право, но не обязанность органа местного самоуправления признать дом, находящийся в частной собственности, непригодным для проживания. Иного органа на территории г. Ставрополя, кроме МВК, полномочного признавать частные жилые дома непригодными для проживания, нет. Частный жилой фонд находится на специальном обеспечении, которое находится в компетенции правительства края. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд по сути исковых требований приходит к следующему. Судом установлено, что Кодаш Н.В. на основании свидетельства о праве на наследство от … года и на основании договора от … года является собственницей 2/5 доли вправе общей долевой собственности на жилое строение, расположенное на земельном участке площадью 300 кв.м. по ул. … г. Ставрополя (л.д. 37 т.1); на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 11 февраля 2012 года - является собственницей 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом № … по ул. … г. Ставрополя (л.д. 242 т.1). 27 сентября 1990 года Кодаш Н.В. обратилась к председателю Октябрьского районного Совета народных депутатов с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она с семьей проживает в жилом доме, который находится под угрозой разрушения в результате оползней, составом семьи она - Кодаш Н.В., Кодаш И.А.- муж, Кодаш В.И.- сын, Васильева Т.Г.- мать ( л.д. 27 т.1). Комиссией администрации Октябрьского района г. Ставрополя по состоянию на 9 августа 1990 года составлен акт технического состоянию жилого дома по ул. … г. Ставрополя, согласно которому данный жилой дом относится к категории непригодных для постоянного проживания (л.д. 32 т.1). В соответствии с действующим на момент составления указанного акта Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985г № 529 рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещении для постоянного проживания возлагалось на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. В соответствии с п. 3.5 Положения решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. Согласно архивной выписки ГКАУ «Государственный архив Ставропольского края» № 1744 от 20 апреля 2012 года, из протокола заседания исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов города Ставрополя от 4 сентября 1990 года №14 (л.д. 26 т.2) следует, что принято решение № 382/22 исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Ставрополя утвержден акт технического состояния на жилые дома, непригодные для постоянного проживания, руководствуясь положением по оценке непригодности жилых домов для постоянного проживания -0 пункт 3 от 9 апреля 1990 года ул. … ( основание для выписки фр-38977, оп.1, д. 1006, лл.6,132). Согласно этой же выписки №1744 от 20 апреля 2012 года, из протокола заседания исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов города Ставрополя от 9 октября 1990 года №16 следует, что принято решение № 430, которым рассмотрено заявления граждан и предложения жилищной комиссии (протокол №36 от 26 сентября 1990 года, №37 от 3 октября 1990 г.) исполнительный комитет Октябрьского районного Совета народных депутатов, и принято решение: а) принять на учет для получения жилой площади граждан на общих основания … 8. Кодаш Н.В., 1948 года рождения, преподавателя медицинского училища. Состав семьи 5 человек: она, муж- Кодаш И.А., 1955 года рождения, дочь – Кодаш В.И., 1980 года рождения, сын – Кодаш В.И., 1984 года рождения, мать – Васильева Т.Г., 1916 года рождения; проживает в домовладении № … по ул. … (согласно акта междуведомственной комиссии от 4 сентября 1990 года дом непригоден для постоянного проживания); в г. Ставрополе проживает с 1979 года, очередной № 1825 (л.д. 27 т.2). Таким образом, в суде нашло свое подтверждение, что жилой дом по ул. … в установленном на 1990г. порядке был признан не пригодным для проживания или нет. Согласно информации ГУП «Ставропольский центр государственного мониторинга природных ресурсов» при составлении инженерно-геологических заключений для оценки степени оползнеопасности территорий и объектов, необходимой для рационального использования земель, разработки мероприятий инженерной защиты от оползневых процессов и принятия решений об их эксплуатации ГУП «Ставропольский ЦГМПР» используется градация оползневого риска, которая состоит из четырех степеней оползневого риска. К 4-й степени оползневого риска относится зона очень высокого оползневого риска, к которой относятся территории, уже пораженные оползневыми процессами и расположенные непосредственно на теле современного оползня. Без проведения мероприятий инженерной защиты территории, относящиеся к 4-й степени оползневого риска для строительства и освоения не пригодны. Для объектов, существующих на таких участках в зависимости от состояния конкретного оползня и режима его активизаций, требуется оценка целесообразности проведения мероприятий защиты. Оптимальным вариантом является вынос объектов из опасной зоны. Дом № … по ул. … г. Ставрополя за № … включен в перечень домов, деформированных оползневыми процессами на территории г. Ставрополя за период с 10.08.1961 по 30.03.2003г. в соответствии с заключением ГУП «Ставропольский Центр государственного мониторинга природных ресурсов» Министерства природных ресурсов № 56 от-31.03.2003 «О развитии оползневых процессов на территории г. Ставрополя» отнесен к зоне 4-й степени оползневого риска. Согласно ч.4 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на дату принятия Кодаш Н.В. и ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилые помещения предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания. Из материалов дела следует, что до настоящего времени Кодаш Н.В. и члены ее семьи в установленном законом рядке жилым помещением, отвечающим требования Жилищного кодекса РФ, не обеспечены, несмотря на многочисленную переписку ее с администраций г. Ставрополя за период 1997-2012гг. По состоянию на 01.04.2011 номер очереди Кодаш Н.В. по общей городской очереди 2754. По сведения УФМС по Ставропольскому краю по состоянию на 2 декабря 2011 года по ул. … г. Ставрополя зарегистрированы 8 человек, из них Кодаш Н.В.(истица по делу), Кодаш И.А. (бывший супруг, брак с которым расторгнут в установленном законом порядке, Кодаш Н.В. (не проживающая по данному месту жительства), Кодаш В.И.(сын истицы) Кодаш Ю.А. (супруга Кодаш В.И.), Кодаш Я.В. (дочь Кодаш В.И., внучка истицы) (л.д. 160-161 т.1). Согласно технического и кадастрового паспортов по состоянию на 1 февраля 2010 года на жилой дом по ул. … г. Ставрополя, общая площадь данного жилого дома составляет 153,3 кв.м., жилая площадью -81,8 кв.м. (л.д. 178 т.1). В акте обследования жилищных условий по ул. … г. Ставрополя от 19 октября 2011 года, истица Кодаш Н.В. составом семьи сын Кодаш В.И., жена сына- Кодаш Ю.А., дочь сына – Кодаш Я.В.( л.д. 67-68 т.1). Занимаемое помещение состоит из 5 комнат, общей площадью 66,6 кв.м., жилой площадью 46,4. Согласно договора об определении долей в жилом строении от 4 апреля 1992 года в пользование Кодаш Н.В. перешли в лит. А жилая комната №1 пл. 16,1 кв.м., №2- пл. 8,3 кв.м., №3 – 10,3 кв.м. кухня №4, подвал под лит. А №9 и №10, сарай; в пользование Васильевой Т.Г. поступает в лит.А комната №7 пл. 6,6 кв.м., №8- пл. 5,7 кв.м.( л.д. 37). С учетом свидетельства по праве на наследство по завещанию от 11 февраля 2012 года и переходе к истице права собственности на помещения, в которых ранее проживала Васильева Т.Г., общая площадь жилых помещений в доме по ул. … г. Ставрополя составляет 58,7 кв.м. Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Р.В….» разъяснено, что «ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания». В соответствии с позицией Верховного суда РФ, высказанной 03.05.2011 по делу № 85-В11-1, от 06.09.2011 по делу № 46-В11-19 данная норма закона (п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Иное толкование указанных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ) В соответствии с ч.1 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и ЖК РФ вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органов местного самоуправления. Из изложенного следует, что действующее законодательство не требует нахождения гражданина, проживающего в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания, на какой-либо льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения независимо от номера очередности. Между тем, материалами дела подтверждается, что Кодаш Н.В. продолжает находится с 1992 года на общей очереди нуждающихся в жилых помещениях. С доводами представителя администрации г. Ставрополя о том, что действовавшее на 1990 г. законодательство не предусматривало признание непригодными для проживания жилых домом, находящихся в личной собственности, в соответствии с действующим в настоящее время Положением о признании жилых помещений непригодными для проживания и положениями ЖК РФ администрации г. Ставрополя предоставлено право, но не обязанность признавать непригодными для проживания жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан, кроме того, по действующему Положению и ЖК РФ жилые помещение могут предоставляться граждан, чьи помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими, чего в данном случае не установлено; - суд не может согласиться по следующим основаниям. Как было установлено в суде, жилой дом по ул. … г. Ставрополя в соответствии с Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985г № 529, был признан непригодным для проживания. Акт о непригодности дома для проживания составлен уполномоченной комиссией и утвержден в установленном порядке, о чем в материалах дела имеются письменные подтверждения. Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)предусматривает основания для признания многоквартирного жилого дома, жилого помещения непригодным для проживания либо аварийным и подлежащим сносу. Пункт 7 данного Положения предусматривает, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Пункт 8 Положения предусматривает, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Как подтверждено в суде, иной комиссии, кроме созданной при администрации г. Ставрополя МВК в соответствии с вышеуказанным Положением, органом местного самоуправления не образовывалось. Пункт 2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, устанавливает, что «граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части». Из приведенных положений закона следует, что Кодаш Н.В. продолжает оставаться нуждающейся в жилом помещении в связи с непригодностью жилого дома по ул. … г. Ставрополя для проживания, повторного обращения в орган местного самоуправления для признания данного жилого дома непригодным для проживания не требуется. Таким образом, с учетом положений ч.2 ст. 57 ЖК РФ орган местного самоуправления обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма гражданину, жилое помещение которого признано непригодным для проживания. Доводы представителя администрации г. Ставрополя, что на собственника жилого помещения, в данном случае на Кодаш Н.В., возлагается обязанность по содержанию принадлежащего ей помещения, в том числе и обеспечения его сохранности, суд не может принять во внимание, поскольку из письменных материалов дела следует, что жилой дом по ул. … г. Ставрополя признан непригодным для проживания вследствие природных явлений- оползней; доказательств того, что непригодность жилого дома для проживания возникла вследствие ненадлежащей эксплуатации жилого дома и отсутствии контроля за техническим состоянием, ремонта или иных действий со стороны собственника помещения - Кодаш Н.В., суду не представлено. Кроме того, тот факт, что жилой дом, признанный в установленном законом порядке непригодным для проживания, принадлежит истице на праве собственности, не может повлиять (лишить) ее предусмотренном законом права на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного жилья. При этом суд обращает внимание, что решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 7 февраля 2008 года, вступившем в законную силу, признано незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в не утверждении реестра аварийного и ветхого жилищного фонда, принадлежащего гражданам на праве собственности и не включении граждан в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005гг. и на период до 2010 года», утвержденную постановлением Главы г. Ставрополя № 6114 от 16 декабря 2004 года; на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность утвердить Реестр аварийного и ветхого жилищного фонда, принадлежащего гражданам на праве собственности и включить таких граждан в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 гг. и на период до 2010 года», утвержденную постановлением Главы г. Ставрополя № 6114 от 16 декабря 2004 года. Указанным решением установлено, что «согласно ст.19 ЖК РФ, жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ: частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд. В соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам РФ на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.06.07 года № 344, жилые помещения, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, предоставляются: нанимателям, переселяемым из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, собственникам, переселяемым из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также собственникам – в случае, предусмотренном ч.8 ст.32 ЖК РФ. Пунктом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.06 года, предусмотрено, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ. Следовательно, не включение органом местного самоуправления в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 года и на период до 2010 года», граждан, имеющих на праве собственности жилые помещения, признанные аварийными, ветхими и непригодными для проживания нарушает их право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Действие вышеуказанных программ распространяется в целом на ветхий и аварийный жилищный фонд независимо от формы собственности». Согласно п.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления… являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления … и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных уточенных исковых требований прокурора Октябрьского района г. Ставрополя. Руководствуясь ст.ст. 57, 87,89 ЖК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Кодаш Н.В. и Кодаш В.И. удовлетворить. Признать за семьей Кодаш Н.В. составом два человека: она, Кодаш Н.В., сын Кодаш В.И., право на внеочередное получение жилого помещения. Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить семье Кодаш Н.В. составом два человека: она, Кодаш Н.В., сын Кодаш В.И., вне очереди жилое благоустроенное помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению общей площадью 58,7 кв.м. Мотивированное решение составлено 10 мая 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И.Шевченко