Решение суда 22.05.2012 по заявлению прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах инвалида ---- группы Дмитрука Н. Т.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 мая 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Чепурной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах инвалида ---- группы Дмитрука Н. Т. о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившегося в отказе начальника жилищного управления администрации г.Ставрополя в 2007 году в принятии инвалида -- группы Дмитрук Н.Т. на учет граждан, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязании администрацию г. Ставрополя поставить инвалида --- группы Дмитрук Н.Т., ---- года рождения, проживающего по ул. --------- на учет граждан, состоящих в администрации г. Ставрополя в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, с даты подачи Дмитрук Н.Т. в администрацию г. Ставрополя заявления 26.09.2007; признании за Дмитрук Н. Т. право на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшего на учет до 1 января 2005 года, посредством предоставления субсидии

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района города Ставрополя в интересах инвалида --- группы Дмитрука Н. Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившегося в отказе начальника жилищного управления администрации г.Ставрополя в 2007 году в принятии инвалида ---группы Дмитрук Н. Т. учет граждан, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязании администрацию г. Ставрополя поставить инвалида второй группы Дмитрук Н. Т., ----- года рождения, проживающего по ул. ------ в г. Ставрополе на учет граждан, состоящих на в администрации г. Ставрополя, в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, с даты подачи Дмитрук Н.Т. в администрацию г. Ставрополя заявления - 26.09.2007; признании за Дмитрук Н Т право на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшего на учет до 1 января 2005 года, посредством предоставления субсидии, обосновав свои требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя проведена проверка по обращению инвалида --- группы общего заболевания Дмитрук Н Т. о нарушении его жилищных прав. Проверкой установлено, что Дмитруку Н.Т. установлена ---- группа инвалидности бессрочно в связи с психическим заболеванием, что подтверждено справкой МСЭ № 4954083 от 11.12.2003. В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки Дмитрук Н.Т. в администрации Шпаковского муниципального района на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежавших гражданам на праве личной собственности, не имевшие другой жилой площади. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ). Согласно ст. 17 Закона № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «Овведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Установлено с 14.05.2004 по 26.12.2007 Дмитрук Н.Т. состоял на учете в администрации Шпаковского муниципального района в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалид, имеющий право на первоочередное получение жилых помещений. Своего жилья Дмитрук Н.Т. не имел и с 27.12.2002 по 27.01.2007 проживал и был зарегистрирован в доме своего брата -----., расположенного по адресу: ------, ---- Ставропольского края. Согласно акту проверки жилищных условий от 14.05.2004 Дмитрук Н.Т. проживал в деревянном доме 1905 года постройки, без удобств с печным отоплением и занимал часть комнаты площадью 7 кв. м. В 2007 году по семейным обстоятельствам Дмитрук Н.Т. переехал на постоянное жительство в г.Ставрополь. С 30.01.2007 по настоящее время Дмитрук Н.Т. зарегистрирован и проживает в г. ---- Постановлением администрации Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от 26.12.2007 № 522 Дмитрук Н.Т. исключен из списков очередности граждан на получение жилых помещений на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. 26.09.2007 в жилищное управление администрации г. Ставрополя поступило заявление от инвалида 2-й группы Дмитрук Н.Т. по вопросу принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Письмом за подписью начальника жилищного управления администрации г. Ставрополя от 10.10.2007 № 01/14/1399 Дмитрук Н.Т. отказано в принятии его на учет граждан в качестве нуждающегося в получения жилой площади и указано, что перевод граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий из одного органа местного самоуправления в другой жилищным законодательством не предусмотрен. Действительно положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают перевод граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий из одного органа местного самоуправления в другой, но вместе с тем, законодательством, действующим в настоящее время и действовавшим на дату обращения Дмитрук Н.Т. в администрацию г. Ставрополя, не запрещен перевод граждан, нуждающихся в получении жилой площади из одного органа местного самоуправления в другой в случае их переезда и сохранения при этом оснований для принятия на учет и права на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Дмитрук Н.Т. составом семьи три человека: он, его супруга – Д Е.С., ----года рождения, сын – ----, ---- года рождения, проживают в жилом помещении общей площадью 17,1 кв.м., жилой площадью 10,8 кв.м. по ул. ------

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от30.11.2005 № 184 учетная норма общей площади жилого помещения в г.Ставрополе, приходящегося на одного гражданина, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Следовательно, семья Дмитрук Н.Т. составом семьи 3 человека, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и ст. 38 Жилищного кодексаРФСР, действовавшей на дату принятия граждан на учет, является обеспеченной общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. установленной решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 №184 в размере 12кв.м.общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина. Таким образом, отказ начальника жилищного управления администрации г. Ставрополя в 2007 году в принятии инвалида -- группы Дмитрук Н.Т. на учет граждан, в качестве нуждающегося в получении жилой площади являются незаконными и влекут нарушение требований Закона № 181-ФЗ и нарушают конституционные права Дмитрук Н.Т. на жилище.

13.03.2012 супруга Дмитрук Н.Т. – ---. обратилась с заявлением в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя с просьбой предъявить иск в защиту интересов ее супруга – инвалида --группы Дмитрук Н.Т. и восстановить утраченное им право состоять в льготной очереди граждан, состоящих на учете в администрации г. Ставрополя, в качестве нуждающихся в получении жилой площади.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя Чепурная Н.В. заявление поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске и просила суд об их удовлетворении.

Дмитрук Н.Т. поддержал заявление прокурора, поданное в его интересах и просил суд его удовлетворить.

Представитель администрации города Ставрополя Васильев М.Ю., действующий на основании доверенности от 16.01.2012 года, требования не признал по основаниям изложенным в письменном отказе от 10.10.2007 года. Просил суд в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материал дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя проведена проверка по обращению инвалида ---- группы общего заболевания Дмитрук Н Т о нарушении его жилищных прав.

Проверкой установлено, что Дмитруку Н.Т. установлена --- группа инвалидности бессрочно в связи с психическим заболеванием, что подтверждено справкой МСЭ № 4954083 от 11.12.2003.

В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки Дмитрук Н.Т. в администрации Шпаковского муниципального района на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежавших гражданам на праве личной собственности, не имевшие другой жилой площади.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).

Согласно ст. 17 Закона № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «Овведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Установлено с 14.05.2004 по 26.12.2007 Дмитрук Н.Т. состоял на учете в администрации Шпаковского муниципального района в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалид, имеющий право на первоочередное получение жилых помещений.

Своего жилья Дмитрук Н.Т. не имел и с 27.12.2002 по 27.01.2007 проживал и был зарегистрирован в доме своего брата ---., расположенного по адресу: -------------.

Согласно акту проверки жилищных условий от 14.05.2004 Дмитрук Н.Т. проживал в деревянном доме 1905 года постройки, без удобств с печным отоплением и занимал часть комнаты площадью 7 кв.м.

В 2007 году по семейным обстоятельствам Дмитрук Н.Т. переехал на постоянное жительство в г.Ставрополь.

С 30.01.2007 по настоящее время Дмитрук Н.Т. зарегистрирован и проживает в -----

Постановлением администрации Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от 26.12.2007 № 522 Дмитрук Н.Т. исключен из списков очередности граждан на получение жилых помещений на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

26.09.2007 в жилищное управление администрации г. Ставрополя поступило заявление от инвалида ---- группы Дмитрук Н.Т. по вопросу принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Письмом за подписью начальника жилищного управления администрации г. Ставрополя от 10.10.2007 № 01/14/1399 Дмитрук Н.Т. отказано в принятии его на учет граждан в качестве нуждающегося в получения жилой площади и указано, что перевод граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий из одного органа местного самоуправления в другой жилищным законодательством не предусмотрен.

Действительно положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают перевод граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий из одного органа местного самоуправления в другой, но вместе с тем, законодательством, действующим в настоящее время и действовавшим на дату обращения Дмитрук Н.Т. в администрацию г. Ставрополя, не запрещен перевод граждан, нуждающихся в получении жилой площади из одного органа местного самоуправления в другой в случае их переезда и сохранения при этом оснований для принятия на учет и права на получение жилого помещения.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Частью 2 статьи 4 и частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Кроме того, Конституция РФ, закрепляя право каждого свободу передвижения и выбор места жительства, не содержит каких-либо ограничений в отношении граждан при реализации их права на жилище.

Таким образом, реализация Дмитрук Н.Т. одного конституционного права – как свобода передвижения и выбор места жительства не может умолять его другого конституционного права – права на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении №455-О от 03 ноября 2006 года, "согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).

Однако администрацией г. Ставрополя по отношению Дмитрук Н.Т. данные обязательства исполнены не были.

Проверкой установлено, что Дмитрук Н.Т. составом семьи три человека: он, его супруга – ----., ---- года рождения, сын – ----, ---- года рождения, проживают в жилом помещении общей площадью 17,1 кв.м., жилой площадью 10,8 кв.м. по ул ----

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от30.11.2005 № 184 учетная норма общей площади жилого помещения в г.Ставрополе, приходящегося на одного гражданина, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Следовательно, семья Дмитрук Н.Т. составом семьи 3 человека, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и ст. 38 Жилищного кодексаРФСР, действовавшей на дату принятия граждан на учет, является обеспеченной общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. установленной решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 №184 в размере 12кв.м.общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.

Таким образом, отказ начальника жилищного управления администрации г. Ставрополя в 2007 году в принятии инвалида --- группы Дмитрук Н.Т. на учет граждан, в качестве нуждающегося в получении жилой площади являются незаконными и влекут нарушение требований Закона № 181-ФЗ и нарушают конституционные права Дмитрук Н.Т. на жилище.

13.03.2012 супруга Дмитрук Н.Т. – Д Е.С. обратилась с заявлением в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя с просьбой предъявить иск в защиту интересов ее супруга – инвалида -- группы Дмитрук Н.Т. и восстановить утраченное им право состоять в льготной очереди граждан, состоящих на учете в администрации г. Ставрополя, в качестве нуждающихся в получении жилой площади.

Заявление подано прокурором в порядке ст. 254 ГПК РФ, в соответствии с частью 1 которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Указанное заявление подано в интересах Дмитрук Н.Т., являющегося инвалидом второй группы бессрочно, который в силу своего заболевания и состояния здоровья испытывает трудности в оформлении документов и не может самостоятельно обратиться в суд и защитить свое право на получение и пользование мер социальной поддержки, установленных Законом № 181-ФЗ., в том числе и на обеспечение жильем в виде получения субсидии.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд находит законные основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах инвалида --- группы Дмитрука Н.Т. о признании незаконным бездействие администрации г. Ставрополя - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе начальника жилищного управления администрации г.Ставрополя в 2007 году в принятии инвалида --- группы Дмитрук Н.Т. на учет граждан, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию г. Ставрополя поставить инвалида второй группы Дмитрук Н Т, ----года рождения, проживающего по ул. ----- на учет граждан, состоящих на в администрации г. Ставрополя, в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, с даты подачи Дмитрук Н.Т. в администрацию г. Ставрополя заявления - 26.09.2007.

Признать за Дмитрук Н Т право на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшего на учет до 1 января 2005 года, посредством предоставления субсидию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда изготовлено и отпечатано в совещательной комнате.

Судья А.А. Коробейников