Решение суда 21.05.2012 по заявлению Березовской А.В.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кочетковой С.А.

при секретаре Марчукове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Березовской А.В. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л :

Администрацией г. Ставрополя Березовской А.В. уведомлением от 30.03.2012 г. № 09/2-07/1- 1247 было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 772 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по ул. ХХ в квартале Х г. Ставрополя.

Считая отказ незаконным, Березовская А.В. обжаловала его в суд, просила признать решение об отказе незаконным и возложить на Администрацию г. Ставрополя обязанность предоставить ей муниципальную услугу по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 772 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по ул. ХХ в районе жилого дома № ** г. Ставрополя, кадастровый номер ХХ.

В судебное заседание Березовская А.В. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя по доверенности Тронина Г.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что заявитель 30 сентября 2010 года обратилась с заявлением к Главе администрации г. Ставрополя о предоставлении земельного участка для строительства торгово-офисного здания.

10 ноября 2010 года начальником Управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя было утверждено градостроительное заключение № 3238 о возможности предоставления земельного участка для вышеуказанного вида использования площадью 772,0 кв.м. при условии согласования с заинтересованными службами города.

Возможность предоставления указанного земельного участка была согласована с общественностью Промышленного района г. Ставрополя. С этой целью объявление о предоставлении указанного земельного участка было опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь» № 86 от 13.05.2011 года. В установленный срок возражения от общественности по возможности предоставления указанного земельного участка не поступили.

Участок был поставлен на кадастровый учет, согласно кадастровому паспорту земельного участка присвоен кадастровый номер ХХ, разрешенное использование: для размещения торгово-офисного здания.

Кроме того, заявителем было также получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 26.01.07.000.Т.000319.07.11 от 07.07.2011 года, из которого усматривается, что требования, установленные в проектной документации: земельный участок площадью 772.0 кв.м для размещения торгово-офисного помещения г. Ставрополь, ул. ХХ, в районе ж/д № **, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Однако, 30.03.2012 г. администрацией города Ставрополя ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, по основанию того, что согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ.

Однако, заявление о предоставлении вышеуказанных услуг было подано им 30 августа 2010 года, а решение Ставропольской городской Думы № 84 принято 29 июня 2011 г. то есть, только через 11, 5 месяцев после подачи ее заявки.

Согласно Регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 г. № 691, администрация должна принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и вручить его заказчику через 85 рабочих дней с момента подачи заявления.

Таким образом, на момент подачи ею заявления и срока, в который администрацией должно было быть принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, решение Думы принято не было и в силу ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения в действие принятого акта.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя, в судебном заседании заявленные требования не признал, просил оставить их без удовлетворения, пояснив, что заявителю администрацией г. Ставрополя обосновано отказано в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения, поскольку согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, оснований для оформления документов о выборе земельного участка, не имеется.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что требования Березовской А.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). При этом, законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по формированию земельного участка.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции от 21.07.2011 г.) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ для их формирования: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 1.2 ч. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а так же земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ Администрации г. Ставрополя является незаконным.

Согласно Регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 г. № 691 администрация должна принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и вручить его заказчику через 85 рабочих дней с момента подачи заявления, то есть, не позднее 25 декабря 2010 года.

Судом, с достоверностью установлено, что 30 сентября 2010 года Березовская А.В. обратилась с заявлением в администрацию г. Ставрополя о предоставлении земельного участка, для размещения объекта торгово-офисного здания по ул. ХХ, в районе жилого дома № ** г. Ставрополя.

10 ноября 2010 года начальником Управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя было утверждено градостроительное заключение № 3238 о возможности предоставления земельного участка для вышеуказанного вида использования площадью 772,0 кв.м. при условии согласования с заинтересованными службами города.

Возможность предоставления указанного земельного участка была согласована с общественностью Промышленного района г. Ставрополя. С этой целью объявление о предоставлении указанного земельного участка было опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь» № 86 от 13.05.2011 года. В установленный срок возражения от общественности по возможности предоставления указанного земельного участка не поступили.

Участок был поставлен на кадастровый учет 30 мая 2011 года и ему присвоен кадастровый номер ХХ, разрешенное использование: для размещения торгово-офисного здания.

Кроме того, заявителем было также получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 26.01.07.000.Т.000319.07.11 от 07.07.2011 года, из которого усматривается, что требования, установленные в проектной документации: земельный участок площадью 772.0 кв.м для размещения торгово-офисного помещения г. Ставрополь, ул. ХХ, в районе ж/д № **, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Акт выбора земельного участка № 30 от 17 марта 2011 года (л.д. 44-45) был утвержден всеми заинтересованными службами в период с 23 марта 2011 г. по 25 марта 2011 г., подписан руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя 20 мая 2011 г. руководителем Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя 23 мая 2011 г.

Таким образом, все действия заявителем были выполнены до вступления в законную силу решения Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года № 84.

Более того, заместителем Главы г. Ставрополя (л.д. 42, 43) была представлена положительная пояснительная записка к проекту постановления Администрации г. Ставрополя об утверждении акта выбора земельного участка и вынесении на рассмотрение Постановление Главы о предоставлении земельного участка.

Однако, после оформления указанных документов и их согласований заявителю 30 марта 2012 г. администрацией города Ставрополя было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 772 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по ул. ХХ в районе жилого дома № ** г. Ставрополя.

Судом установлено, что администрацией г. Ставрополя в установленный регламентом срок, то есть, до 25 декабря 2010 года не принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, и он не вручен заявителю.

Решение Думы принято 29 июня 2011 года, то есть, позже срока, отведенного для принятия решения по заявлению Березовской А.В. о согласовании акта выбора земельного участка.

По смыслу содержания Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.

Принимая во внимание, что решение Думы от 29 июня 2011 г. № 84 вступило в законную силу после официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь» № 123 от 05.07.2011 года, суд считает, что оспариваемый отказ администрации г. Ставрополя обоснован нормами права, несуществующими (неопубликованными) на дату реализации заявителем права на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года № 456-0 разъяснено: «...в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо Данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм...»

В связи с изложенным, суд считает, что отказ администрации г. Ставрополя Березовской А.В. в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торгово-офисного здания, является незаконным.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховною суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В связи с чем, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность оформить Березовской А.В. документы о предоставлении земельного участка и согласовании места размещения объекта.

Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать уведомление Администрации города Ставрополя от 30 марта 2012 года № 09/02-07/1- 1247 об отказе в предоставлении Березовской А.В. муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 772 кв.м. и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по ул. ХХ в районе жилого дома № ** в квартале ХХ г. Ставрополя.

Обязать Администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения, путем издания, в установленный Законом срок, постановления об утверждении акта выбора земельного участка и согласовании предоставлении Березовской А.В. места размещения объекта торгово-офисного здания по ул. ХХ, в районе жилого дома № ** в квартале ХХ г. Ставрополя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 мая 2012 года.

Судья Кочеткова С.А.