Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 05 июня 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейникова А.А., при секретаре Умаровой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пильтяй С. Г. о признании незаконным отказ администрации города Ставрополя в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, У С Т А Н О В И Л : Пильтяй С.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ администрации города Ставрополя в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, обосновав свои требования тем, что постановлением главы администрации города Ставрополя от 25.03.2011 № 789 ему предоставлен в аренду земельный участок площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ----- по ул. --- в квартале ---- - для строительства офисного здания. На основании данного постановления между комитетом по управлению муниципального имущества города Ставрополя и заявителем заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 07.10.2011 № 9222, который зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись государственной регистрации от 03.11.2011 № 26-26-01/105/2011-738. В феврале 2012 года заявитель обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. -----, с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». 22.02.2012 уведомлением № 09/2-07/1-639 ему отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство. Заявитель категорически не согласен с отказом, считая его нарушающим его права и интересы. Просил суд признать незаконным отказ администрации города Ставрополя в изменении «вида разрешенного использования земельного участка площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ----, по ул. -----, - с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство»; обязать администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ----, по ул. ---- в г. ---, - с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». В судебном заседании представитель заявителя Урчуков Т.Б. требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении и просил их удовлетворить. Представитель администрации города Ставрополя Шафоростов Д.Ю. требования не признал по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе от 22.02.2012 года и просил суд в удовлетворении требований отказать. Заявитель Пильтяй С.Г. просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 1 ГК РФ, ст. 55 Конституции РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий при осуществлении публичных функций в порядке самоконтроля не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Судом установлено, что постановлением главы администрации города Ставрополя от 25.03.2011 № 789 Пильтяй С.Г. представлен в аренду земельный участок площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ---- по ул. --- в квартале --- - для строительства офисного здания. На основании данного постановления между комитетом по управлению муниципального имущества города Ставрополя и Пильтяй С.Г. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 07.10.2011 № 9222, который зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись государственной регистрации от 03.11.2011 № 26-26-01/105/2011-738. В феврале 2012 года заявитель обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. ---- ----, с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». 22.02.2012 уведомлением № 09/2-07/1-639 Пильтяй С.Г. отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки. В силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным- законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты Правила землепользования и застройки города Ставрополя, действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя. В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов. Статьей 37 настоящих Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Так, согласно градостроительному заключению, подготовленному управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя земельный участок площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ---- по ул. --- д. ----, расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона блокированной и усадебной застройки). В соответствии со ст. 42 Правил землепользования и застройки зона Ж-3 жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3-х этажей с набором услуг местного значения. К основным видам разрешенного использования данной зоны относятся: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроено-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения - общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы. Вид разрешенного использования земельного участка площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ---, по ул. --- в г. --- в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, что подтверждается градостроительным заключением от 25.10.2010 № 3097, соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка. То есть, отказ администрации города Ставрополя противоречит правилам землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденным самой же администрацией города Ставрополя, так как согласно данным правилам она по своему усмотрению вправе выбирать и изменять основной вид разрешенного использования земельного участка. Ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Ст. 61 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых действий органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые совершили оспариваемые действия. Учитывая изложенные выше обстоятельства по делу, суд критически относится к доводам представителя администрации города Ставрополя в части возражений против требований, признавая эти возражения не законными и не обоснованными, нарушающими законные права Пильтяй С.Г. Таким образом, действия администрации г.Ставрополя, выразившиеся в принятии решения № 09/2-07/1-639 от 22.02.2012 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, не соответствуют закону, нарушают гражданские и конституционные права заявителя Пильтяй С.Г. В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, в связи с чем, суд, находит правовые основания для удовлетворения требований Пильтяй С.Г. в полном объеме и считает необходимым обязать администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ----, по ул. ---, в г. ---, - с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Пильтяй С—Г-- о признании незаконным отказ администрации города Ставрополя в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка - удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации города Ставрополя в изменении « вида разрешенного использования земельного участка площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ---, по ул. ---, в ---, - с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». Обязать администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 1543 кв.м. с кадастровым номером ---, по ул. -----, - с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда отпечатано в совещательной комнате. Судья А.А. Коробейников