дело 2-812/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июня 2012 года г.Ставрополь Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кравченко З.Л., при секретаре Губановой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ставрополя в интересах Кондратенко В.А. к администрации г.Ставрополя, о признании незаконным постановления главы г.Ставрополя, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г.Ставрополя обратился в суд с иском в интересах Кондратенко В.А. к администрации г.Ставрополя, о признании незаконным постановления главы г.Ставрополя, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя требования следующим. Прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства в сфере реализации приоритетных национальных проектов на территории района, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Проведенной проверкой установлено, что 26.12.2011 г. в администрацию г. Ставрополя поступило заявление от вдовы ветерана – участника Великой Отечественной войны, Кондратенко В.А., ГГГГ года рождения, по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана – участника ВОВ. Постановлением главы г. Ставрополя № 246 от 02.02.2012 г. вдове ветерана – участника ВОВ Кондратенко В.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Отказ жилищного управления администрации г. Ставрополя является незаконным по следующим основаниям. Проведённой проверкой установлено, что Кондратенко В.А. проживает в квартире № *** по улице ***, *** в г. Ставрополе, общая площадь квартиры составляет 42,9 кв.м, жилая - 24,6 кв.м, – на основании договора найма, заключенного с В.И.Я. Администрацией г. Ставрополя отказано в постановке на учет Кондратенко В.А. в связи с тем, что ею предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы). Вместе с тем, как следует из акта обследования жилищных условий от 15 декабря 2011 года в г. Ставрополе, имеющегося в материалах учетного дела вдовы ветерана – участника ВОВ Кондратенко В.А., было проведено обследование ее жилищных условий, проживающей по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, ***, кв. ***, и установлено, что занимаемое жилое помещение в доме состоит из двух комнат общей площадью 42,9 кв.м, жилой площадью 24,6 кв.м, размер каждой комнаты 14,5 кв.м, 10,1 кв.м, расположенных на первом этаже в трехэтажном доме. Дом каменный, комнаты сухие, светлые, квартира отдельная. Жилой дом обеспечен водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газовой колонкой, телефоном. Кондратенко В.А. является нанимателем жилого помещения, на основании договора найма жилого помещения от 5 декабря 2011г. Однако согласно заключению комиссии, Кондратенко В.А, вдова ветерана – участника ВОВ, нуждается в получении жилья. Вместе с тем, иного жилья в г. Ставрополе у Кондратенко В.А. не имеется, в том числе на праве собственности. Проверкой также установлено, что Кондратенко В.А. является вдовой ветерана ВОВ В.Я.И., участвовавшего на фронтах Великой Отечественной войны по май 1945 года, умершего в 1986 году. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В целях недопущения таких последствий, прокурор вынужден обратиться с иском в суд для защиты социальных прав и законных интересов вдовы участника – ветерана ВОВ Кондратенко В.А. В ходе проведения проверки получено объяснение от Кондратенко В.А., которая пояснила, что в силу преклонного возраста, состоянии здоровья не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов. Прокуратура Ленинского района г.Ставрополя просила признать незаконным постановление главы г. Ставрополя от 02.02.2012 г. № 246 «О принятии на учёт, снятии с учёта и отказе в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника – ветерана ВОВ Кондратенко В.А.; обязать администрацию г. Ставрополя поставить вдову участника – ветерана ВОВ Кондратенко В.А., ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, с даты обращения с заявлением в администрацию г. Ставрополя - 26.12.2011 г. Представитель Прокуратуры Ленинского района г.Ставрополя Трофимова Н.Г. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить. Кондратенко В.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель администрации г.Ставрополя, по доверенности Салова З.Г., в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Пунктом 2 части 1 данной статьи установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с пунктом 1.2. решения Ставропольской городской Думы от Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Так, в соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника относятся: проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жилой площадью осуществляется в отношении только тех ветеранов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, оснований для признания постановления главы города Ставрополя от 02.02.2012 № 246 в части отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся Кондратенко В.А. незаконным не имеется. Кроме того, согласно имеющимся в материалах дела документам, следует, что Кондратенко В.А по договору дарения произвела отчуждение принадлежащей ей 1\2 доли в праве квартиры по ул.***, *** кв.***, общей площадью 42,9 кв.м, своей дочери В.И.Я., которая также имеет в собственности квартиру ** по ул.*****, **, общей площадью 67,2 кв.м. В соответствии с ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В связи с чем, при сложении площади двух жилых помещений в пользовании у членов семьи приходится более 12 кв.м общей площади на 1 человека. В целях постановки на учет нуждающихся в жилье 05.12.2011 дочь с матерью заключила договор найма на квартиру *** по улице по ул.***, ***. При этом в данной квартире с 2008 года по 05.05.2012 проживала одна Кондратенко. В процессе рассмотрения гражданского дела В.И.Я с детьми зарегистрирована в квартире *** по улице по ул.***, ***, что свидетельствует об искусственном ухудшении жилищных условий. Также необходимо отметить, что на уровне субъекта РФ – Ставропольского края отсутствуют правовые акты указывающие и перечисляющие действия граждан, которые необходимо рассматривать в качестве намеренного ухудшения жилищных условий, в связи с чем органы местного самоуправления фактически вынуждены руководствоваться только диспозицией статьи 53 Жилищного кодекса РФ и документами, представленными заявителем. Для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления проверяет представленные документы. При определении намеренности ухудшения жилищных условий необходимо также учитывать и объективные временные обстоятельства. В частности, в случае проживания и регистрации по месту жительства в одном и том же жилом помещении при смене собственников в течение нескольких лет без заключения договора найма вопросов не возникает. Но если эти действия предпринимаются по истечении нескольких лет, а затем гражданин сразу обращается за защитой нарушенного права с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то временной фактор (сколько прошло времени с момента совершенных действий), бесспорно, следует принимать во внимание. Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из содержания данной статьи следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 N5-В10-102). Учитывая вышеизложенное, считает, что действия В. и Кондратенко необходимо расценивать как злоупотребление правом. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском о защите жилищных прав граждан. В судебном заседании установлено, что Кондратенко В.А. проживает в квартире № *** по улице ***, *** в г. Ставрополе, общая площадь квартиры составляет 42,9 кв.м, жилая - 24,6 кв.м, на основании договора найма, заключенного с В.И.Я. Администрацией г. Ставрополя отказано в постановке на учет Кондратенко В.А. в связи с тем, что ею предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы). Вместе с тем, как следует из акта обследования жилищных условий гражданина от 15 декабря 2011 года в г. Ставрополе, имеющегося в материалах учетного дела вдовы ветерана – участника ВОВ Кондратенко В.А., было проведено обследование жилищных условий Кондратенко В.А., проживающей по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, ***, кв. *** и установлено, что занимаемое жилое помещение в доме состоит из двух комнат общей площадью 42,9 кв.м, жилой площадью 24,6 кв.м, размер каждой комнаты 14,5 кв.м, 10,1 кв.м, расположенных на первом этаже в трехэтажном доме. Дом каменный, комнаты сухие, светлые, квартира отдельная. Жилой дом обеспечен водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газовой колонкой, телефоном. Кондратенко В.А. является нанимателем жилого помещения, на основании договора найма жилого помещения от 5 декабря 2011г. Однако согласно заключению комиссии, предложено рассмотреть вопрос о признании Кондратенко В.А., вдовы ветерана – участника ВОВ, нуждающейся в получении жилья. Вместе с тем, иного жилья в г. Ставрополе у Кондратенко В.А. не имеется, в том числе на праве собственности. Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии с п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ указанной статьи с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно Решению Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 г. № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Кондратенко В.А. является вдовой ветерана ВОВ В.Я.И., участвовавшего на фронтах Великой Отечественной войны по май 1945 года, умершего в 1986 году. Таким образом, позиция администрации г. Ставрополя об обеспеченности Кондратенко В.А. жильём противоречит требованиям действующего законодательства, в частности ФЗ «О ветеранах», Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», в связи с чем, исковые требования прокурора в интересах Кондратенко В.А. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ставрополя в защиту интересов Кондратенко В.А. – удовлетворить. Признать незаконным постановление главы г. Ставрополя от 02.02.2012 г. № 246 «О принятии на учёт, снятии с учёта и отказе в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника–ветерана ВОВ Кондратенко В.А.. Обязать администрацию г. Ставрополя поставить вдову участника–ветерана ВОВ Кондратенко В.А., ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, с даты обращения с заявлением в администрацию г. Ставрополя - 26.12.2011 г. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда в течение одного месяца. Судья З.Л.Кравченко
30.11.2005 № 184 установлена учетная норма площади жилого помещения в г.Ставрополе в размере 12 кв.м общей площади, приходящейся на 1 человека.