Р Е Ш Е Н И Е 01 июня 2012 года город Ставрополь Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кочетковой С.А., при секретаре Марчукове М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тонконогова В.Н. об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления. У С Т А Н О В И Л : Тонконогов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации г. Ставрополя, выразившихся в отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ХХ, *, возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности принять решение о предоставлении ему как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях, в собственность бесплатно указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь на то, что он является ветераном боевых действий, уволенным с военной службы. Им 08.04.2009 г. в администрацию г. Ставрополя было подано заявление о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. Решением комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ от 27.10.2011 г и СК МУ «Архитектурно-строительного заказа г. Ставрополя» ему был распределен земельный участок № ** по ул. ХХ г. Ставрополя (протокол № 20 от 27.10.2011 г.). Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя утверждено градостроительное заключение и схема расположения земельного участка, с указанием местоположения земельного участка - г. Ставрополь, ул. ХХ, *. Распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя № 503-р от 20 февраля 2012 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер ХХ. Однако, 02 мая 2012 года Администрацией г. Ставрополя ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с вступлением в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», в соответствии с которым изменились основания для предоставления в собственность земельных участков льготным категориям граждан, поскольку изменились основания для предоставления в собственность земельных участков льготным категориям граждан. Статьей 12 Закона установлены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, одним из которых является предоставление земельных участков бесплатно в собственность ветеранам боевых действий, признанными таковыми Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», уволенным в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет при условии признании нуждающимися в жилом помещении в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Считает решение Администрации города Ставрополя незаконным и необоснованным, поскольку на момент подачи им заявления о предоставлении земельного участка действовал Закон СК № 28-кз от 01.08.2003 г. «Об управлении и распоряжении землями в СК», в соответствии с которым, он имел право на внеочередное, бесплатное получение земельного участка в собственность без подтверждения его нуждаемости в улучшении жилищных условий. В судебном заседании заявитель требования поддержал, просил их удовлетворить. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя по доверенности Луценко Д.Е. заявленные требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку, в связи с вступлением в силу Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» изменились основания для предоставления в собственность земельных участков льготным категориям граждан, правом на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ИЖС пользуются лица, уволенные в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающие в населенных пунктах не менее трех лет, при условии признания нуждающимися в жилом помещении в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Поскольку заявителем не было представлено документов, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, администрацией г. Ставрополя ему обосновано отказано в предоставлении земельного участка. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Судом установлено, что Тонконогов В.Н. является ветераном боевых действий, уволенным с военной службы, что подтверждается копией военного билета серии ХХ от 16 апреля 1984 года (л.д. 15-19). 08 апреля 2009 года заявитель обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях. Частью 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. Ст. 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», действовавшей на период обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка, земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. В соответствии со ст. 10.12 Федерального Закона от 2.02.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и ст. 29 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления должен рассмотреть заявление гражданина и в двухнедельный срок принять решение по его заявлению (ч. 2 ст. 32 ЗК РФ). Судом установлено, что заявление заявителя должно было быть рассмотрено в установленный законом срок, в соответствии с требованиями ст. 18 Закона СК от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» и регламентом, действовавшем на момент подачи заявления. Доводы представителя администрации г. Ставрополя о том, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 17 апреля 2012 года, схема расположения земельного участка была утверждена 20 февраля 2012 года, градостроительное заключение получено 25 ноября 2011 г., то есть, после вступления в силу Закона СК от 12.04.2010 г., не состоятельны, поскольку, заявитель в администрацию г. Ставрополя обратился 08 апреля 2009 года и длительность оформления документов МУП «Земельная палата», Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ставрополя, не является виной заявителя и основанием для отказа в удовлетворении требований. Кроме того, согласно протокола № 20 от 27.10.2011 г. заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, заявителю решением данной комиссии земельный участок был предоставлен, данное решение не отменялось и было принято органом местного самоуправления после вступления в законную силу указанных выше изменений в Закон. Доводы администрации г. Ставрополя о том, что ст. 18 Закона СК от 01.08.2003 г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» утратила силу, и вступил в действие новый нормативный акт, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку право на получение земельного участка в собственность возникло у заявителя до вступления в силу Закона Ставропольского края № 21-кз от 12.04.2010 г. Представителем администрации г. Ставрополя не оспаривалось, что на момент обращения с заявлением, Тонконогову В.Н. были представлены все необходимые документы, предусмотренные ранее действующим Законом. В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года №456-0 разъяснено: «...в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо Данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм...» Таким образом, Тонконогов В.Н. имеет право на получение земельного участка в собственность без подтверждения его нуждаемости в жилом помещении. Вместе с тем, суд не может указать конкретный земельный участок, поскольку определять местоположение земельного участка, то есть, его адрес является правом администрации г. Ставрополя. В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ Администрации города Ставрополя от 02 мая 2012 года в предоставлении Тонконогову В.Н. земельного участка в собственность бесплатно, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях. Обязать Администрацию города Ставрополя в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению Тонконогова В.Н. о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2012 года. Судья Кочеткова С.А. Копия верна. Судья Кочеткова С.А.