Решение суда 04.06.2012 по заявлению Алпатова В.В.



дело № 2-1210/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июня 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кравченко З.Л.,

при секретаре Губановой Е.Г.

с участием представителя Алпатова В.В. по доверенности Карловой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Алпатова В.В. об оспаривании действий (бездействия) администрации г. Ставрополя,

УСТАНОВИЛ:

Алпатов В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) администрации города Ставрополя, мотивируя свои требования тем, что он проходил действительную военную службу в ВС РФ и является участником (ветераном) боевых действий, что подтверждается удостоверением серии БК №. ***, выданным Военным комиссариатом Ставропольского края 28.09.2006 года.

В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Статьей 18 Закона Ставропольского края № 28-кз от 1 августа 2003 г. «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельного участка в собственность под ИЖС участникам боевых действий.

Бесплатное предоставление земельных участков осуществляется однократно (п. 1 ст. 20). Для проверки однократности бесплатного предоставления земельного участка органами местного самоуправления и специально уполномоченным органом ведется учет граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно.

Постановлением главы города Ставрополя от 17 февраля 2009 года № 468 «О порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ставропольского края» утвержден порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков. По смыслу норм земельного законодательства, при бесплатном предоставлении гражданину земельного участка должна соблюдаться установленная законом (ст.30 ЗК РФ) процедура предоставления земли для жилищного строительства, проведение работ по формированию земельного участка, выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю, направляет ему копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев, специально оговоренных в законе (в частности, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд).

Согласно п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.

В соответствии с Законом Ставропольского края № 28-кз от 1 августа 2003 г., заявление о предоставлении земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления. По заявлению заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка в месячный срок со дня подачи указанного заявления либо обращения (ст. 21 Закона Ставропольского края). Однако, согласно нормам Земельного и градостроительных кодексов Российской Федерации при предоставлении земельного участка, как объекта недвижимости, он должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Согласно ст. 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Следовательно, в силу прямого указания закона он имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно, под индивидуальное жилищное строительство.

В рамках предоставленного ему вышеуказанными требованиями закона права на предоставление земельного участка, он 25 мая 2009 года обратился с заявлением в администрацию города Ставрополя по вопросу предоставления земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.

На период обращения Алпатова В.В. с заявлением о предоставлении земельного участка в рамках предоставленных ему льгот (май 2009 года) обязанности по приему заявлений и ведению учета граждан, имеющих указанное право, были возложены на МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя». Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя уполномочен вести учет граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно.

Однако, никаких конкретных мер для выполнения требований закона по реализации прав Алпатова В.В. администрацией г.Ставрополя предпринято не было. До настоящего времени решение о бесплатном предоставлении земельного участка Алпатову В.В., администрацией города Ставрополя, в том числе и Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя не принято и не направлено надлежащим образом (письменно и в установленные законом сроки) в адрес заявителя Алпатова В.В., испрашиваемый им земельный участок ему не предоставлен.

На его письменные неоднократные обращения сообщениями МУ «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одно окно» в г.Ставрополе от 03.06.2011 г., администрации г.Ставрополя от 28.04.2012 г., Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 14.05.2012 г., он извещен только о постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, который осуществляется лишь для учёта однократности бесплатного предоставления земельного участка этой льготной категории граждан и не подтверждает выполнение требований закона в части реального предоставления ему земельного участка.

Заявитель считает, что администрацией города Ставрополя нарушаются его права на бесплатное приобретение земельного участка в собственность, нарушены все предусмотренные законом сроки рассмотрения его заявления в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.

На основании изложенного просил суд: признать бездействие администрации г. Ставрополя по предоставлению ему земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство незаконным; обязать администрацию города Ставрополя предоставить Алпатову В.В. в собственность земельный участок и установить срок предоставления данного земельного участка.

Заявитель Алпатов В.В. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя по доверенности Карловой Л.М.

В судебном заседании представитель заявителя Алпатова В.В., по доверенности Карлова Л.М., поддержала доводы заявления в полном объеме, уточнив требования заявителя, в части возложения на администрацию города Ставрополя обязанности предоставить Алпатову В.В. земельный участок в собственность под индивидуальное жилищное строительство в месячный срок, просила суд удовлетворить заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица – администрации г. Ставрополя по доверенности Якимов А.А., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Алпатова В.В., пояснив, что оснований для предоставления земельного участка заявителю не имеется, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым заявление удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 11, 29 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. При этом законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица на основании решения органа местного самоуправления, при условии наличия необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по формированию земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ст. 18 Закона Ставропольского края № 28-кз от 1 августа 2003 г. «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельного участка в собственность под ИЖС участникам боевых действий.

Как следует из представленных заявителем документов, он подпадает под категорию граждан, которым, в соответствии с действующим законодательством положено предоставление земельного участка, поскольку является участником боевых действий.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Как следует из материалов дела, представителями администрации г. Ставрополя, комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, сведения о том, что администрацией г.Ставрополя, в том числе, в лице комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, приняты все необходимые меры для своевременного и реального выделения (предоставления) Алпатову В.В. положенного по закону испрашиваемого земельного участка, не представлены.

Сведения, изложенные в письменных сообщениях МУ «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одно окно» в г.Ставрополе от 03.06.2011 г., администрации г.Ставрополя от 28.04.2012 г., Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 14.05.2012г. в адрес Алпатова В.В., о постановке его на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков; рассмотрении на заседании комиссии возможности распределения ему земельного участка для ИЖС при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, а также объяснения по данным обстоятельствам представителей администрации г.Ставрополя и комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, не соответствуют вышеуказанным требованиям закона, поскольку учет граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно, ведётся лишь для учёта однократности бесплатного предоставления земельного участка этой льготной категории граждан.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии конкретных мер для своевременного и реального осуществления предусмотренного законом права заявителя на предоставление ему земельного участка в собственность, то есть незаконном бездействии администрации г.Ставрополя в осуществлении Алпатовым В.В. его законных прав.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения прав Алпатова В.В.

Таким образом, требования Алпатова В.В. о признании действий (бездействий) администрации г. Ставрополя, выразившиеся в не принятии всех необходимых мер для своевременного и реального выделения ему положенного по закону испрашиваемого земельного участка, подлежат удовлетворению.

В соответствии с Законом Ставропольского края № 28-кз от 1 августа 2003 г., заявление о предоставлении земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления. По заявлению заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка в месячный срок со дня подачи указанного заявления либо обращения (ст. 21 Закона Ставропольского края). Однако, согласно нормам Земельного и градостроительных кодексов Российской Федерации при предоставлении земельного участка, как объекта недвижимости, он должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Как следует из заявления Алпатова В.В., он просит предоставить ему земельный участок в собственность под индивидуальное жилищное строительство без указания конкретного адреса. Следовательно, администрацией г. Ставрополя совместно с заявителем должна быть проведена, работа по формированию свободного, не обремененного правами третьих лиц земельного участка на территории г. Ставрополя и только после этого земельный участок может быть предоставлен заявителю. Кроме того, формирование земельного участка, в том числе, установление его границ на местности, изготовление кадастрового плана производится за счет обратившихся лиц (п. 1 ст. 32 и абз. 2 п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

В виду не обеспечения администрацией г.Ставрополя выбора земельного участка в месячный срок со дня подачи Алпатовым В.В. заявления 25 мая 2009 года, вышеуказанные виды работ, которые необходимы для принятия решения главой г. Ставрополя о предоставлении земельного участка, самим заявителем также не могут быть произведены.

Согласно требованиям ст. 11 Закона Ставропольского края № 28-кз от 1 августа 2003 г. «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» решение о бесплатном предоставлении земельного участка гражданам принимается в двух недельный срок со дня подачи заинтересованном лицом заявления. По заявлению заинтересованного лица орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка в месячный срок со дня подачи заявления либо обращения (ст. 21 Закона Ставропольского края № 28-кз). Нормами Земельного кодекса РФ (статьей 32) также предусмотрены сроки, в течение которых должно быть принято решение о предоставлении земельного участка.

Следовательно, суд считает, что сторонам по делу необходимо соблюдать процедуру предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством и в установленные федеральными законами РФ и законами субъекта РФ и актами органа местного самоуправления сроки.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению, либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

На основании изложенного, исходя из гарантированных Конституцией РФ прав граждан и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы человека и гражданина, суд считает, что бездействие администрации г.Ставрополя по предоставлению земельного участка, является незаконным и поэтому заявление Алпатова В.В. подлежит удовлетворению, поскольку бездействием по предоставлению земельного участка, в целях строительства индивидуального жилого дома, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод Алпатова В.В..

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации города Ставрополя по предоставлению Алпатову В.В. земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство незаконным.

Обязать администрацию города Ставрополя в месячный срок предоставить Алпатову В.В. в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда в течение одного месяца.

Судья З.Л. Кравченко.