дело 2-1211/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 июня 2012 года г.Ставрополь Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кравченко З.Л., при секретаре Губановой Е.Г., с участием адвоката Мудуновой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Атановой И.В., Острикова С.А., заинтересованное лицо: администрация г.Ставрополя, о признании постановления незаконным, возложении обязанности признать нуждающимися в жилых помещениях, поставить на жилищный учет, У С Т А Н О В И Л: Атанова И.В., Острикова С.А. обратились в суд с заявлением о признании постановления незаконным, возложении обязанности признать нуждающимися в жилых помещениях, поставить на жилищный учет, мотивируя свои требования следующим. Атанова И.В. и Остриков С.А. проживают в муниципальном общежитии по адресу: г. Ставрополь, пр. ***, ***, комната *** – составом семьи из двух человек, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 16 марта 2011 г. Данное общежитие находилось на балансе ОАО «Люминфор», в санитарно-защитной зоне завода «Люминфор», где не допускается размещение объектов для проживания людей. Постановлением № 4709 от 18.12.2000 года здание передано на баланс Управления жилищно-коммунального хозяйства. Постановлением главы г.Ставрополя от 23.10.2001 г. № 306 было предложено правовому управлению, совместно с МУП «Жилищник», подготовить необходимые документы для присвоения статуса жилого дома ряду общежитий, в том числе по пр.***, ***. Из письма прокурора Октябрьского района г.Ставрополя от 28.07.2003 года следует, что в ходе проверки было установлено, что здание передано в муниципальную собственность на основании решения арбитражного суда. Из письма № 14-02/673 от 25.04.2003 года Главного врача ФГУ Центр Госсанэпиднадзора в адрес директора МУП «Жилищник» следует, что ФГУ не имеет возможности выдать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии муниципального общежития по пр.***,***, санитарно-гигиеническим требованиям в связи с тем, что не согласован перевод административного здания в общежитие, проектную документацию перепланировки помещений. Кроме того, здание находится в санитарно-защитной зоне завода «Люминфор», что является нарушением требований пп. 2.6 и 2.17 санПиН 2.2.1/2Д.1 ЛОЗ 1-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Как видно из санитарно-эпидемиологического заключения от 06.01.2004 г., общежитие МУП «Жилищник» по пр. ***, ***, не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, так как находится на расстоянии 30 м от промышленного комплекса действующих предприятий химической промышленности 3 класса опасности с размером санитарно-защитной зоны 300 м (ЗАО «Сезар-плюс», ЗАО «Лисма-Люминфор», ЗАО ИПФ «Люминфор», ЗАО «Сафирт» и др.). Согласно решению Ставропольской городской Думы № 226 от 24.11.1999 года, одним из условий предоставления статуса жилого дома необходимо расположения строения вне зоны промышленных предприятий. Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 21 мая 2004 года здание было признано нежилым. По договору социального найма наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора социального найма жилого помещения, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям. С 2000 года с Атановой И.В. ежегодно заключается договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ставрополь, пр. ***, ***, ком. ***. Общежитие находится в санитарно-защитной зоне завода «Люминфор», где не допускается размещение объектов для проживания людей. Атанова И.В. неоднократно обращалась в администрацию г.Ставрополя с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях и постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. В январе 2011 г. Атанова И.В. обратилась в администрацию г.Ставрополя с письменным заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди, с приложением всего перечня необходимых документов. Однако постановлением администрации г.Ставрополя от 29.02.2012 г. № 460 Атановой И.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Считают постановление администрации г. Ставрополя от 29.02.2012 г. № 460 незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы Атановой И.В. и Острикова С.А. по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года 3 552 «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» было проведено обследование нежилого дома по пр.***,***. 11 мая 2005 года МВК по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в СК был составлен акт № 3 от 11 мая 2005 года, утвержденный постановлением главы г.Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016, согласно которому дом № ***, расположенный по пр. *** г.Ставрополя, признан непригодным для проживания, вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды. Было выявлено, что здание по проспекту ***, *** не соответствует требованиям ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В акте был определен срок расселения жильцов 2005-2006 гг. Кроме того, глава г.Ставрополя прислал 02.03.2005 года жильцам дома по пр. ***, *** г.Ставрополя гарантийное письмо, в котором было указано, что администрация г.Ставрополя гарантирует поэтапное расселение граждан, проживающих в этом доме, в течение 2005 года. Однако было переселено только несколько семей. Так, согласно постановлению главы администрации г.Ставрополя № 3703 от 28 сентября 2005 года было переселено 2 семьи, также согласно постановлению главы администрации г.Ставрополя № 3703 от 22 августа 2007 г. переселено еще несколько семей. Таким образом, администрация г.Ставрополя в своих письмах не раз подтверждала свою обязанность предоставить жилое помещение, однако при условии выделения средств, достаточных для разрешения сложившейся проблемы. 23.06.2005 г. жилой дом, расположенный по пр.***, *** г. Ставрополя, был признан непригодным для проживания, но имеет статус общежития, он не был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда». Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 21 мая 2004 года, вступившим в законную силу, отказано в изменении статуса муниципального общежития на статус жилого дома. Следовательно, данные, содержащиеся в акте № 3, утвержденном постановлением главы г.Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016, должны быть применены к общежитию по пр. ***,*** Статьей 94 ЖК РФ общежития отнесены к специализированному жилищному фонду, в связи с чем, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны граждане, проживающие в помещении, расположенным в общежитиях, если они не отвечают установленным для жилых помещений требованиям. В связи с этим, Атанова И.В. и Остриков С.А. имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и в очереди граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди не в соответствии с целевой программой предоставления жилья, а в соответствии с указанными выше нормами Жилищного кодекса РФ. Истцы просили признать незаконным постановление администрации г.Ставрополя от 29.02.2012 г. № 460 в части отказа Атановой И.В. и Острикову С.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; обязать администрацию г.Ставрополя признать Атанову И.В., Острикова С.А. гражданами, нуждающимися в жилых помещениях; обязать администрацию г.Ставрополя поставить Атанову И.В., Острикова С.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и в очереди граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, как граждан, проживающих в жилом помещении, которое признано в установленном законом порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащих. В судебном заседании заявитель Атанова И.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Заявитель Остриков С.А. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица администрации г.Ставрополя, по доверенности Салова З.Г., считает, что обжалуемое постановление является законным, нет оснований для признания его недействительным. В соответствии с договором социального найма, общая площадь, занимаемая заявителями помещения, составляет 40,5 кв.м. Норма, утвержденная Ставропольской городской Думой, предусматривает, что на каждого члена семьи должно быть не менее 12 кв.м. Из представленных документов не прослеживается нуждаемость заявителей в жилом помещении. Акт о признании помещения непригодным для проживания не соответствует ст. 57 ЖК РФ, так как не указано, что помещение не подлежит реконструкции и подлежит сносу. Представитель администрации г.Ставрополя просила в удовлетворении исковых требований отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии с п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В судебном заседании установлено, что Атанова И.В. и Остриков С.А. проживают в муниципальном общежитии по адресу: г. Ставрополь, пр. ***, ***, комната *** – составом семьи из двух человек, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 16 марта 2011 г. Данное общежитие находилось на балансе ОАО «Люминфор», в санитарно-защитной зоне завода «Люминфор», где не допускается размещение объектов для проживания людей. Постановлением № 4709 от 18.12.2000 года здание передано на баланс Управления жилищно-коммунального хозяйства. Постановлением главы г.Ставрополя от 23.10.2001 г. № 306 было предложено правовому управлению, совместно с МУП «Жилищник» подготовить необходимые документы для присвоения статуса жилого дома ряду общежитий, в том числе по пр.***, ***. Из письма прокурора Октябрьского района г.Ставрополя от 28.07.2003 года следует, что в ходе проверки было установлено, что здание передано в муниципальную собственность на основании решения арбитражного суда. Из письма № 14-02/673 от 25.04.2003 года Главного врача ФГУ Центр Госсанэпиднадзора в адрес директора МУП «Жилищник» следует, что ФГУ не имеет возможности выдать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии муниципального общежития по пр.***,***, санитарно-гигиеническим требованиям в связи с тем, что не согласован перевод административного здания в общежитие, проектную документацию перепланировки помещений. Кроме того, здание находится в санитарно-защитной зоне завода «Люминфор», что является нарушением требований пп. 2.6 и 2.17 санПиН 2.2.1/2Д.1 ЛОЗ 1-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Как видно из санитарно-эпидемиологического заключения от 06.01.2004 г., общежитие МУП «Жилищник» по пр. Кулаков а, ***, не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, так как находится на расстоянии 30 м от промышленного комплекса действующих предприятий химической промышленности 3 класса опасности с размером санитарно-защитной зоны 300 м (ЗАО «Сезар-плюс», ЗАО «Лисма-Люминфор», ЗАО ИПФ «Люминфор», ЗАО «Сафирт» и др.) Согласно решению Ставропольской городской Думы № 226 от 24.11.1999 года, одним из условий предоставления статуса жилого дома необходимо расположение строения вне зоны промышленных предприятий. Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 21 мая 2004 года здание было признано нежилым. По договору социального найма наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора социального найма жилого помещения, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям. С 2000 года с Атановой И.В. ежегодно заключается договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ставрополь, пр. ***, ***, ком. *** Общежитие находится в санитарно-защитной зоне завода «Люминфор», где не допускается размещение объектов для проживания людей. Атанова И.В. неоднократно обращалась в администрацию г.Ставрополя с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях и постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. В январе 2011 г. Атанова И.В. обратилась в администрацию г.Ставрополя с письменным заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди с приложением всего перечня необходимых документов. Однако постановлением администрации г.Ставрополя от 29.02.2012 г. № 460 Атановой И.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года 3 552 «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» было проведено обследование нежилого дома по пр.***, ***. 11 мая 2005 года МВК по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в СК был составлен акт № 3 от 11 мая 2005 года, утвержденный постановлением главы г.Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016, согласно которому дом № ***, расположенный по пр. ***, г.Ставрополя, признан непригодным для проживания, вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды. Было выявлено, что здание по проспекту ***, *** не соответствует требованиям ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В акте был определен срок расселения жильцов в 2005-2006 гг. Кроме того, глава г.Ставрополя прислал 02.03.2005 года жильцам дома по пр. ***, *** г.Ставрополя гарантийное письмо, в котором было указано, что администрация г.Ставрополя гарантирует поэтапное расселение граждан, проживающих в этом доме, в течение 2005 года. Однако было переселено только несколько семей. Так, согласно постановлению главы администрации г.Ставрополя № 3703 от 28 сентября 2005 года было переселено 2 семьи, также согласно постановлению главы администрации г.Ставрополя № 3703 от 22 августа 2007 г. переселено еще несколько семей. В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В части механизма реализации указанных норм применяется порядок, установленный абзацем 2 п.22 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (в редакции постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г.), в силу которого граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. 23.06.2005 г. жилой дом, расположенный по пр.***, *** г. Ставрополя, был признан непригодным для проживания, но имеет статус общежития, он не был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда». Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 21 мая 2004 года, вступившим в законную силу, отказано в изменении статуса муниципального общежития на статус жилого дома. Следовательно, данные, содержащиеся в акте № 3, утвержденном постановлением главы г.Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016, должны быть применены к общежитию по пр. ***,*** Статьей 94 ЖК РФ общежития отнесены к специализированному жилищному фонду, в связи с чем, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны граждане, проживающие в помещении, расположенном в общежитиях, если они не отвечают установленным для жилых помещений требованиям. Следовательно, Атанова И.В. и Остриков С.А. имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и в очереди граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди не в соответствии с целевой программой предоставления жилья, а в соответствии с указанными выше нормами Жилищного кодекса РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Атановой И.В., Острикова С.А. – удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации г.Ставрополя от 29.02.2012 г. № 460 в части отказа Атановой И.В. и Острикову С.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Обязать администрацию г.Ставрополя признать Атанову И.В., Острикова С.А. гражданами, нуждающимися в жилых помещениях. Обязать администрацию г.Ставрополя поставить Атанову И.В., Острикова С.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и в очереди граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, как граждан, проживающих в жилом помещении, которое признано в установленном законом порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащих. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда в течение одного месяца. Судья З.Л.Кравченко