Дело № 2-1183/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июня 2012 года г.Ставрополя Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кравченко З.Л., при секретаре Губановой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ставропольского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Карягину В.Г. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения закона, У С Т А Н О В И Л: Ставропольский транспортный прокурор обратился в суд с иском защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Карягину В.Г. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения закона, мотивируя свои требования следующим. Проведенной Ставропольской транспортной прокуратурой с 24 по 28 апреля 2012 года проверкой установлено, что в с. Старомарьевка Грачевского района Ставропольского края оборудована посадочная площадка для воздушных судов малой авиации, на которой на момент проверки базировалось 3 самолета **, ***, ****. Между ООО ПК «Дон» и индивидуальным предпринимателем Карягиным В.Г. был заключен договор аренды аэродрома сельхозавиации «Старомарьевка» от 01.04.2011 со сроком действия до 31.03.2012, согласно которому Карягин В.Г. арендовал бытовое помещение, склад удобрений, и земельный участок общей площадью 15 га. расположенные по адресу Ставропольский край, Грачевский район, с. Старомарьевка. 11.04.2012 между ООО ПК «ДОН» и Карягиным В.Г. заключен договор Согласно договору временного базирования воздушного судна от 30.12.2011 года, заключенному между Карягиным В.Г. и П.С.Н. со сроком действия до 31.12.2012 года, Карягин В.Г. передает в пользование стоянку для хранения воздушного судна Ан-2 по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. Старомарьевка. Согласно объяснениям арендатора посадочной площадки П.С.Н., принадлежащее ему воздушное судно ** постоянно базируется на указанной посадочной площадке. Таким образом, в нарушение п. 26 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.03.2011 №138, и Приказа №14 от 13.01.2011 Минтранса РФ «Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе посадочной площадке (аэродрома, аэроузла, вертодрома) отсутствует аэронавигационный паспорт посадочной площадки (аэродрома) и инструкция по производству полетов. Нарушение требований действующего законодательства в области безопасности полетов создают угрозу жизни и здоровью людей, проживающих и находящихся в непосредственной близости от посадочной площадки, круг которых является неопределенным, а также собственности юридических и физических лиц в случае падения воздушных судов. Также не представляется возможным определить круг лиц, которым могут быть переданы воздушные суда для выполнения полетов и использования посадочной площадки. Необходимость обращения в суд с исковым заявлением обусловлена тем, что иными мерами прокурорского реагирования невозможно добиться устранения нарушений закона. На основании ст. 45 ГПК РФ гражданский иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц может быть подан прокурором. Указанный способ защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц избрана на основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которой защита прав осуществляется путем пресечения действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Ставропольский транспортный прокурор просил признать незаконным бездействие Карягина В.Г., выражающееся в невыполнении требований по соблюдению требований федерального законодательства и обязать разработать и согласовать инструкцию по производству полетов в районе посадочной площадки по адресу: Грачевский район, с. Старомарьевка, и аэронавигационный паспорт аэродрома. В судебном заседании представитель Ставропольской транспортной прокуратуры Баркова О. А. требования поддержала, просила их удовлетворить. Ответчик Карягин В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что прокурор утверждает, что нарушение требований действующего законодательства в области безопасности полетов создает угрозу жизни и здоровья людей, находящихся в непосредственной близости от посадочной площадки, круг лиц является неопределенным. Правило, содержащееся в п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, является общим и выполняет, прежде всего, превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций. Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей подобную опасность. Согласно ч.1. ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как гласит ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Соответственно, вина ответчика в рассматриваемых правонарушениях, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых обязательств, не презюмируется. Бремя доказывания возможности причинения в будущем вреда и необходимости запрещения той или иной деятельности путем предоставления соответствующих доказательств лежит на истце. Соответственно, опасность причинения вреда ИП Карягиным В.Г. доказывается Ставропольским транспортным прокурором. Истец утверждает, что нарушение требований действующего законодательства в области безопасности полетов создаёт угрозу жизни и здоровью людей, проживающих и находящихся в непосредственной близости от посадочной площадки, а также собственности юридических лиц в случае падения воздушных судов. Однако истцом не указаны пункты и статьи нормативно-правовых актов в сфере законодательства в области безопасности полётов. Так же истец считает нарушенным ИП Карягиным В.Г. п.26 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ (далее авиационные правила), утвержденных постановлением Правительства РФ 11.03.2011 г. №138, хотя не указан характер правонарушения и возможные последствия имеющегося (по мнению Прокурора) правонарушения. Указанная статья Авиационных правил не содержит обязанность в разработке инструкции по производству полётов, а лишь определяет лицо, ответственное за разработку указанной инструкции. Приказ Минтранса РФ от 13 января 2011 г. N 14 «Об утверждении порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)» (на невыполнение требований которого ссылается истец) регламентирует порядок регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и не содержит обязанности в разработке указанных инструкций, а так же сроков их разработки. Все воздушные суда, находящиеся на посадочной площадке «Старомарьевка», как в период проведения КНМ, на основании которой подано исковое заявление, и по состоянию на сегодняшний день находятся в технически непригодном состоянии для выполнения полётов. Согласно п.2 приказа Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 об утверждении федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" требования настоящих Правил не применяются к: посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, посадочным площадкам, подобранным с воздуха или осмотренным с земли; посадочным площадкам, используемым менее 30 дней в течение календарного года. Также Истец указывает на наличие постороннего воздушного судна, базирующегося на территории посадочной площадки «Старомарьевка», находящегося на указанной территории согласно договору временного базирования воздушного судна, заключённому между Карягиным В.Г. и П.С.Н. Ответчик данного факта не отрицает. Однако, согласно п. 1.1. указанного договора арендодатель передаёт, а арендатор принимает в пользование стоянку для хранения воздушного судна АН-2. По правилам договора у арендодателя есть право пользования лишь стоянкой, а не посадочной площадкой для производства полётов. Указанное воздушное судно находится в неисправном техническом состоянии и не может выполнять полёты. Таким образом, можно сделать вывод, что в исковом заявлении Ставропольского транспортного прокурора не указано прямых ссылок на действующие законодательные акты, обязывающие разработку ИП Карягиным В.Г. инструкции по производству полетов, а, соответственно, отсутствует событие правонарушения как таковое. Ответчик Карягин В.Г. просил в удовлетворении исковых требований Ставропольского транспортного прокурора отказать в связи с тем, что требования Ставропольского транспортного прокурора не обоснованы и вина предполагаемого причинителя вреда не доказана. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. В судебном заседании установлено, что Ставропольской транспортной прокуратурой с 24 по 28 апреля 2012 года проведена проверка, в результате которой установлено, что в с. Старомарьевка Грачевского района Ставропольского края оборудована посадочная площадка для воздушных судов малой авиации, на которой на момент проверки базировалось 3 самолета: **, ***, ****. Между ООО ПК «Дон» и индивидуальным предпринимателем Карягиным В.Г. был заключен договор аренды аэродрома сельхозавиации «Старомарьевка» от 01.04.2011 со сроком действия до 31.03.2012, согласно которому Карягин В.Г. арендовал бытовое помещение, склад удобрений, и земельный участок общей площадью 15 га. расположенные по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. Старомарьевка. 11.04.2012 между ООО ПК «ДОН» и Карягиным В.Г. заключен договор купли - продажи недвижимого имущества №КП-0904/12: химического склада общей площадью 4166,7 кв.м, в которое входят весовая площадка 86,1 кв.м, дом бригадира площадью 69,6 кв.м, площадка химсклада площадью 2469,8 кв.м, расположенные по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с.Старомарьевка, на территории которого расположена посадочная площадка, используемая для взлета и посадки воздушных судов «малой» авиации, на которой базировались вышеуказанные самолеты. Согласно договору временного базирования воздушного судна от 30.12.2011 года, заключенному между Карягиным В.Г. и П.С.Н. со сроком действия до 31.12.2012 года, Карягин В.Г. передает в пользование стоянку для хранения воздушного судна Ан-2 по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. Старомарьевка. В судебном заседании не опровергнуты объяснения арендатора посадочной площадки П.С.Н. о том, что принадлежащее ему воздушное судно ** постоянно базируется на указанной посадочной площадке. В ходе судебного заседания доводы сторон проверены, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, сопоставлены доказательства, в связи с чем суд признает достоверным факт нарушения Карягиным В.Г. п. 26 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.03.2011 №138 и Приказа №14 от 13.01.2011 Минтранса РФ «Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе посадочной площадки (аэродрома, аэроузла, вертодрома) отсутствует аэронавигационный паспорт посадочной площадки (аэродрома) и инструкция по производству полетов. Таким образом, нарушение Карягиным В.Г. требований действующего законодательства в области безопасности полетов, требований Воздушного кодекса РФ создает угрозу жизни и здоровью людей, проживающих и находящихся в непосредственной близости от посадочной площадки, круг которых является неопределенным, а также создание угрозы собственности юридических и физических лиц в случае падения воздушных судов. Более того, суд считает, что при создавшихся обстоятельствах невозможно определить круг лиц, которые могут иметь доступ к воздушным судам для выполнения полетов и использования посадочной площадки, возникновению реальной опасности для физических и юридических лиц. В то время как невозможность использования воздушным судам для выполнения полетов и использования посадочной площадки Карягиным В.Г. не доказана. Следовательно, исковые требования Ставропольского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ставропольского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Карягину В.Г. – удовлетворить. Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Карягина В.Г., выражающееся в невыполнении п.26 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.03.2011 №138 и Приказа №14 от 13.01.2011 Минтранса РФ «Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки). Обязать индивидуального предпринимателя Карягина В.Г., разработать и согласовать аэронавигационный паспорт посадочной площадки (аэродрома) и инструкцию по производству полетов в районе посадочной площадки по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. Старомарьевка. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда в течение одного месяца. Судья З.Л.Кравченко
купли - продажи недвижимого имущества №КП-0904/12: химического склада
общей площадью 4166,7 кв.м, в том числе – весовая площадка 86,1 кв.м, дом
бригадира площадью 69,6 кв.м, площадка химсклада площадью 2469,8 кв.м,
расположенные по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с.Старомарьевка, на территории которого расположена посадочная площадка, используемая для взлета и посадки воздушных судов «малой» авиации на которой базировались вышеуказанные самолеты.