Дело № 2-1181/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 июня 2012 года г.Ставрополь Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе: Председательствующего по делу судьи Кузнецовой Н.М. С участием: заявителя Штылюк А.Г., Представителя заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя по доверенности Селюковой З.Н., Представителя заинтересованного лица Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя по доверенности Куницыной И.Б., при секретаре Щербина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Штылюк А.Г. об оспаривании решения органа местного самоуправления, - УСТАНОВИЛ: Штылюк А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что 28.04.2012 администрацией города Ставрополя ему отказано в оформлении документов о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером *** площадью 801 кв.м. по ул. *** в квартале *** для строительства офисного здания, о чем только 24.05.2012 получено соответствующее уведомление об отказе № 09/2-07/1-1716 от 28.04.2012. Основаниями для отказа явились обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Администрацией города Ставрополя указано, что согласно решению Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства; с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30,38 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Так, заявителем 20.10.2009 главе города Ставрополя подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства офисного здания. 15.02.2010 утверждено градостроительное заключение № 294, согласно которому Управление архитектуры Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя считает возможным предоставление земельного участка для размещения офисного здания площадью 801 кв.м. по ул. *** при условии получения согласований со всеми заинтересованными службами города. В этой связи заявителем получены положительные санитарно-эпидемиологическое заключение № 26.01.07.000.Т.000816.08.10 от 13.08.2010, заключение министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 05/11-387зд от 04.08.2010, а также согласования выбора земельного участка с инженерно-техническими службами города - МУП «Водоканал» города Ставрополя, ОАО «Ставропольгоргаз», Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, ОАО «Теплосеть», Филиала ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» -«Ставропольэнерго» Ставропольские электрические сети, западных электрических сетей, Ставропольского филиала ОАО «Южная телекоммуникационная компания», технический узел связи - 2 Линейно-технического цеха № 3 ОАО «Ростелеком». Информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства произведено органом местного самоуправления в газете «Вечерний Ставрополь» от 17.07.2010 № 130. Результаты выбора земельного участка в соответствии с п.5 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации оформлены актом выбора земельного участка для строительства в городе Ставрополе от 09.07.2010 № 101. В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением главы г. Ставрополя от 19.10.2010 № 3196 утвержден указанный акт выбора земельного участка, согласовано место размещения офисного здания на земельном участке площадью 801 кв.м, по ул. ***, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) от 06.07.2010 № 892-р. Этим постановлением земельному участку присвоен почтовый адрес: *** и ему разрешено проектирование офисного здания на данном земельном участке, а также на него возложена обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством, обращению с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства в установленном законном порядке. Во исполнение возложенных указанным постановлением главы города Ставрополя обязанностей им проведены работы по изготовлению межевого плана и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, получении кадастрового паспорта земельного участка. Таким образом, предусмотренный земельным законодательством Российской Федерации порядок предоставления указанного земельного участка для строительства соблюден в полном объеме. Также им выполнены все предусмотренные действующим законодательством и отмеченным постановлением главы города Ставрополя требования по формированию и осуществлению государственного кадастрового учета согласованного ему земельного участка. После чего 05.03.2012 в соответствии с указанным постановлением главы администрации г. Ставрополя заявитель обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду, в чем ему незаконно было отказано. Довод администрации города Ставрополя о необходимости проведения торгов не основан на требованиях земельного законодательства. В частности, в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию производится двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Из смысла положений правовых норм названной статьи следует, что предоставление земельного участка без предварительного согласования мест размещения объекта осуществляется путем проведения торгов (в форме аукциона или конкурса) - п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется путем предоставления их в аренду и на иных основаниях лицам, определенных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации - п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, без проведения торгов производится предоставление в аренду участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов. Как указано выше, земельный участок выделялся заявителю путем предварительного согласования места размещения объекта, а соответственно, проведение торгов в этом случае не осуществляется. Кроме того, согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Как следует из названной нормы права иных видов принимаемых органом местного самоуправления решений на данном этапе предоставления земельного участка для строительства не имеется. Несмотря на отмеченные требования законодательства, наличия принятого еще 19.10.2010 решения о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью 801 кв.м. по ул. *** (постановление главы города Ставрополя № 3196), администрацией города Ставрополя незаконно отказано в предоставлении земельного участка в аренду. Также необоснованна ссылка администрации города Ставрополя о наличии обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги при наличии принятого 29.06.2011 решения Ставропольской городской Думы № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах», согласно которому приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, указанное решение Ставропольской городской Думы принято 29.06.2011 года. Согласно п. 3 названного решения оно вступает в законную силу после официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь». Данное решение опубликовано 05.07.2011 в газете «Вечерний Ставрополь» № 123. С заявлением о предоставлении заявителю земельного участка в городе Ставрополе для строительства офисного здания он обратился к главе города Ставрополя еще 20.10.2009 года, то есть до принятия указанного решения Ставропольской городской Думы. Также до принятия вышеуказанного решения главой города Ставрополя 19.10.2010 издано постановление об утверждении акта выбора земельного участка и согласования места размещения объекта. Таким образом, отношения сторон в данном конкретном случае возникли до введения в действие решения Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 № 84, в связи с чем, оно к ним неприменимо. В связи с этим, также необоснованны доводы администрации города Ставрополя о том, что отказ в предоставлении в аренду земельного участка принят в соответствии с пунктами 5.15 и 10.3 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 № 691. Кроме того, как следует из вышеизложенного, о каждом этапе предоставления земельного участка для строительства администрации города Ставрополя изначально было известно, как и о самом факте предоставления земельного участка для строительства. Таким образом, в результате принятия администрацией города Ставрополя незаконного решения об отказе в оформлении документов о предоставлении земельного участка в аренду нарушены его права, созданы препятствия на осуществление его прав по дальнейшему его использованию. Просит суд приостановить действие уведомления администрации города Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельного участка для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта от 28.04.2012 № 09/2-07/1-1716; признать незаконным отказ администрации города Ставрополя от 28.04.2012 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:1195 площадью 801 кв.м. по ул. *** для строительства офисного здания; обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенное нарушение и предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:031002:1195 площадью 801 кв.м. по ул. *** для строительства офисного здания. В судебном заседании заявитель Штылюк А.Г. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил его удовлетворить, поскольку обжалуемое уведомление об отказе нарушает его законные права и интересы, и в целях осуществления желаемого результата, при подготовке необходимой документации им понесены значительные расходы. Кроме того, указал, что с момента предварительного согласования и утверждения необходимой документации до принятия решения Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 года он физически не успел оформить окончательно документы, в виду семейных обстоятельств и состояния здоровья его близких. Представитель заинтересованного лица Администрации г Ставрополя, действующая по доверенности Селюкова З.Н., возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое уведомление об отказе является законным, обоснованным. Заявителю на основании пунктов 5.15 и 10.3 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 № 691 отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:1195 площадью 801 кв.м по ул. *** для строительства офисного здания по следующим основаниям. Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования предусмотрен порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, в соответствии с которым основанием для отказа являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ. Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя, действующая по доведенности Куницына И.Б., просила заявленные требования оставить без удовлетворения, по основаниям, изложенным представителем Администрации г. Ставрополя. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Судом установлено, что 20.10.2009 г. Штылюк А.Г. обратился с заявлением на имя главы города Ставрополя о предоставлении земельного участка в городе Ставрополе для строительства офисного здания. Как усматривается из материалов дела, 15.02.2010 утверждено градостроительное заключение № 294, согласно которому Управление архитектуры Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя считает возможным предоставление земельного участка для размещения офисного здания площадью 801 кв.м. по *** при условии получения согласований со всеми заинтересованными службами города. 14.07.2010 г. Штылюк А.Г. обратился с заявлением в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка площадью 801 кв. м., под строительство офисного здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ***. В результате исполнения требований органа местного самоуправления заявителем получены: санитарно-эпидемиологическое заключение № 26.01.07.000.Т.000816.08.10 от 13.08.2010, заключение министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 05/11-387зд от 04.08.2010, а также согласования выбора земельного участка с инженерно-техническими службами города - МУП «Водоканал» города Ставрополя, ОАО «Ставропольгоргаз», Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, ОАО «Теплосеть», Филиала ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» Ставропольские электрические сети, западных электрических сетей, Ставропольского филиала ОАО «Южная телекоммуникационная компания», технический узел связи - 2 Линейно-технического цеха № 3 ОАО «Ростелеком», в которых указано о возможности размещения офисного здания и соответствия требования действующего законодательства. Информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства произведено органом местного самоуправления в газете «Вечерний Ставрополь» от 17.07.2010 № 130. Результаты выбора земельного участка в соответствии с п.5 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации оформлены актом выбора земельного участка для строительства в городе Ставрополе от 09.07.2010 № 101. В последующем в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением главы г. Ставрополя от 19.10.2010 № 3196 утвержден указанный акт выбора земельного участка, согласовано место размещения офисного здания на земельном участке площадью 801 кв.м, по ул. ***, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя) от 06.07.2010 № 892-р. Указанным постановлением земельному участку присвоен почтовый адрес: ул. Риммы Ивановой, 30 и заявителю разрешено проектирование офисного здания на данном земельном участке, а также на него возложена обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством, обращению с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства в установленном законном порядке. Во исполнение указанного постановления главы города Ставрополя Штылюк А.Г. проведены работы по изготовлению межевого плана и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, получении кадастрового паспорта земельного участка. 05.03.2012 г. в соответствии с вышеуказанным постановлением главы администрации г. Ставрополя заявитель обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду. 28.04.2012 г. Штылюк А.Г. было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, в котором указано, что регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования (п. 5.15 и 10.3) предусмотрен порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, в соответствии с которым основанием для отказа являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или решения об отказе в размещении объекта. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию производится двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Из смысла положений правовых норм названной статьи следует, что предоставление земельного участка без предварительного согласования мест размещения объекта осуществляется путем проведения торгов (в форме аукциона или конкурса) - п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется путем предоставления их в аренду и на иных основаниях лицам, определенных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации - п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Следовательно, без проведения торгов производится предоставление в аренду участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельный участок выделялся заявителю путем предварительного согласования места размещения объекта, а соответственно, проведение торгов в этом случае не осуществляется. Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В статье 31 ЗК РФ определен порядок действий органа местного самоуправления в связи с получением заявления о выборе земельного участка, поэтому немотивированное и незаконное невыполнение этих действий или незаконный отказ в проведении выбора участка будут препятствовать осуществлению дальнейшей процедуры получения земельного участка для строительства и приведут к нарушению прав лица, обратившегося с указанным заявлением. Решение Ставропольской городской Думы 29 июня 2011 года № 84"Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах", на которое ссылается при отказе заявителю в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:123:031002:1195 площадью 801 кв. м. по *** в квартале --- для строительства офисного здания, принято после оформления всей необходимой документации и утверждения акта выбора испрашиваемого земельного участка. По смыслу содержания Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Учитывая вышеназванные нормы закона и документацию, которая представлена заявителем в обоснование своих требований, то суд приходит к выводу, что предусмотренный земельным законодательством Российской Федерации порядок предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства соблюден в полном объеме. Также заявителем выполнены все предусмотренные действующим законодательством и названным постановлением главы города Ставрополя требования по формированию и осуществлению государственного кадастрового учета согласованного ему земельного участка, в связи с чем, оснований для отказа в предоставлении обжалуемой муниципальной услуги не имеется. Доводы представителя администрации города Ставрополя о том, что отказ Штылюку А.Г. в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта является законным и обоснованным не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу, в связи с чем, оспариваемое уведомление является незаконным. Относительно требование заявителя о приостановлении действия уведомления администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельного участка для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта от 28.04.2012 г. удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено в некорректной форме и само уведомление является отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка, вытекающее из сути обжалуемых заявителей решений. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Штылюк А.Г. об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить частично. Признать незаконным отказ (уведомление об отказе) от 28.04.2012 г. № 09/2-07/1-1716 администрации города Ставрополя в предоставлении Штылюку А.Г. в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:1195 площадью 801 кв. м. по ул. *** для строительства офисного здания. Обязать Администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение, предоставив в аренду Штылюку А.Г. земельный участок площадью 801 кв. м. по ул. *** г. Ставрополя в квартале 212 для строительства офисного здания. Требование о приостановлении действия уведомления администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельного участка для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта от 28.04.2012 г. – оставить без удовлетворения. По вступлению решения суда в законную силу отменить обеспечительные меры, принятые на основании определения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 мая 2012 года. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение месяца. Мотивированное решение изготовлено 13.06.2012 г. Судья Н.М. Кузнецова