Дело № 2-1428/12 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 29 июня 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейникова А.А., при секретаре Умаровой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максудовой А.Я. о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельного участка для цели, не связанной со строительством, незаконным, обязании администрацию города Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, предоставить Максудовой А. Я. оформленные в установленном порядке документы на передачу в аренду земельного участка с кадастровым номером ------, площадью 150+/-4 кв.м., находящемуся по адресу: ------ У С Т А Н О В И Л : Максудова А.Я. обратилась в суд с заявлением о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельного участка для цели, не связанной со строительством, незаконным, обязании администрацию города Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, предоставить Максудовой А. Я. оформленные в установленном порядке документы на передачу в аренду земельного участка с кадастровым номером -------, площадью 150+/-4 кв.м., находящемуся по адресу: -------, в районе жилого дома № -----, обосновав свои требования тем, что с южной стороны к принадлежащему ей домовладению примыкает земельный участок (бесхозный пустырь), который в процессе градостроительной деятельности остался не застроенным и использовался населением для стихийного сброса мусора. Въезд на этот участок с улицы невозможен, как и невозможна какая-либо застройка этого участка (отсутствует въезд). Указанный пустырь разделен с её земельным участком каменным ветхим забором 1946 года постройки. Для прекращения стихийного сброса мусора и во избежание проникновения с указанного участка на территорию моего домовладения посторонних лиц, её муж самостоятельно огородил примыкающий участок временным забором. С целью получения права официального пользования указанным участком, на правах возмездной аренды (без цели какой-либо застройки), 03.08.2011 она обратилась с заявлением к главе города Ставрополя с просьбой о предоставлении в аренду данного земельного участка под благоустройство. 19.10.2011, в связи с рекомендацией, изложенной в письме от 28.08.2011 №3949-09/07-19/5, она обратилась в МУ «Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе» (далее по тексту - МФЦ) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 150 кв.м. для организации индивидуальной парковки по ул. -----, в районе частного домовладения №---. В тот же день её документы были приняты, о чем была выдана соответствующая расписка (заказ №8342 от 19.10.2011). Далее, в соответствии с предложением сотрудников МФЦ ею была проведена геодезическая съемка земельного участка, после чего, компетентными органами дано градостроительное заключение №4344 от 16.11.2011, утвержденное руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя - главным архитектором города Ставрополя ---. и согласованное с заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя --- Согласно заключения, предоставление земельного участка площадью 150 кв.м. по ул. ----, в районе жилого дома №----, для организации парковки к существующему объекту недвижимости возможно при условии получения согласований со всеми заинтересованными службами города. 10.01.2012 и.о. заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя, первым заместителем руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя --- было издано распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. 20.01.2012, в установленном порядке, в газете «Вечерний Ставрополь» было опубликовано объявление о возможном предоставлении в аренду указанного земельного участка. 31.01.2012 был заказан и в установленном порядке изготовлен межевой план этого земельного участка. После этого, ею были предприняты действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, в результате чего был получен кадастровый паспорт земельного участка от ---- После публикации объявления в газете, более трех месяцев сотрудники МФЦ ожидали, не изъявит ли кто-либо желание также получить в аренду данный земельный участок. Убедившись, что никто не претендует на этот участок, 02.05.2012 за подписью и.о. заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя --- было дано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанное уведомление она получила 11.05.2012. Основания к отказу, приведенные в письме от 02.05.2012 №09/2-07/1-1771, очевидно надуманные и не основываются на действующем законодательстве. В судебное заседание не явилась заявитель Максудова А.Я., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель заинтересованного лица - Администрации города Ставрополя Селюкова З.Н., действующая на основании доверенности от 16.01.2012 года, требования Максудовой А.Я. не признала по основаниям изложенным в оспариваемом заявителем отказе и просила суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - комитета градостроительства администрации города Ставрополя Беляев С.И., действующий на основании доверенности от 30.01.2012 года, также просил в удовлетворении требований отказать. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что с южной стороны к принадлежащему заявителю домовладению примыкает земельный участок (бесхозный пустырь), который в процессе градостроительной деятельности остался не застроенным и использовался населением для стихийного сброса мусора. Въезд на этот участок с улицы невозможен, как и невозможна какая-либо застройка этого участка (отсутствует въезд). Указанный пустырь разделен с её земельным участком каменным ветхим забором 1946 года постройки. Для прекращения стихийного сброса мусора и во избежание проникновения с указанного участка на территорию моего домовладения посторонних лиц, её муж самостоятельно огородил примыкающий участок временным забором. С целью получения права официального пользования указанным участком, на правах возмездной аренды (без цели какой-либо застройки), 03.08.2011 она обратилась с заявлением к главе города Ставрополя с просьбой о предоставлении в аренду данного земельного участка под благоустройство. 19.10.2011, в связи с рекомендацией, изложенной в письме от 28.08.2011 №3949-09/07-19/5, она обратилась в МУ «Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе» (далее по тексту - МФЦ) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 150 кв.м. для организации индивидуальной парковки по ул. -----, в районе частного домовладения №----. В тот же день её документы были приняты, о чем была выдана соответствующая расписка (заказ №8342 от 19.10.2011). Далее, в соответствии с предложением сотрудников МФЦ ею была проведена геодезическая съемка земельного участка, после чего, компетентными органами дано градостроительное заключение №4344 от 16.11.2011, утвержденное руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя - главным архитектором города Ставрополя ----. и согласованное с заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя ---- Согласно заключения, предоставление земельного участка площадью 150 кв.м. по ул. ---, в районе жилого дома №----, для организации парковки к существующему объекту недвижимости возможно при условии получения согласований со всеми заинтересованными службами города. 10.01.2012 и.о. заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя, первым заместителем руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя Карловым В.Н. было издано распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. 20.01.2012, в установленном порядке, в газете «Вечерний Ставрополь» было опубликовано объявление о возможном предоставлении в аренду указанного земельного участка. 31.01.2012 был заказан и в установленном порядке изготовлен межевой план этого земельного участка. После этого, ею были предприняты действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, в результате чего был получен кадастровый паспорт земельного участка от 09.02.2012 №26/501/12-23406. После публикации объявления в газете, более трех месяцев сотрудники МФЦ ожидали, не изъявит ли кто-либо желание также получить в аренду данный земельный участок. Убедившись, что никто не претендует на этот участок, 02.05.2012 за подписью и.о. заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя ---- было дано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанное уведомление она получила 11.05.2012. Основания к отказу, приведенные в письме от 02.05.2012 №09/2-07/1-1771, очевидно надуманные и не основываются на действующем законодательстве. В отказе указывается на то, что в ходе подготовки документов установлено, что указанный земельный участок расположен в зоне Ж-3 «Зона блокированной и приусадебной застройки». Запрашиваемый вид использования земельного участка является вспомогательным для данной территориальной зоны и поэтому земельный участок не может быть предоставлен как самостоятельный, вне границ основного участка. Однако, в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 №97, утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя (далее по тексту - Правила). В силу п. 1 ст. 42 Правил, зона жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения. Согласно п. 2. ст. 42 Правил, в качестве основного вида разрешенного использования могут быть предоставлены земельные участки под обустройство гаражей индивидуального транспорта, встроенные, подземные, многоуровневые и гостевые автостоянки. В качестве вспомогательного вида разрешенного использования могут размещаться объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилых домов, общественных и иных зданий, сооружений, включая автостоянки, парковки для автомобилей, расположенные в границах земельного участка объекта. Таким образом, запрашиваемый вид землепользования (для обустройства индивидуальной парковки), может быть предоставлен как в качестве основного вида разрешенного использования, так и в качестве вспомогательного. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления, на основании заявления, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. С момента обращения Максудовой А.Я. в администрацию города Ставрополя прошло почти 10 месяцев. За это время ею были выполнены все рекомендации, подготовлены необходимые документы, на основании которых утверждена схема расположения земельного участка, земельному участку присвоен кадастровый номер и получены все необходимые согласования. В соответствии с п. 18.4 Постановления администрации города Ставрополя от 10.09.2009 №691 (в ред. от 17.09.2009 №2843) «Об утверждении Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования», основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются: отрицательное градостроительное заключение; отрицательное заключение комиссии по охране зеленых насаждений; отрицательное заключение комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя; отрицательное заключение администрации соответствующего района города Ставрополя об информировании населения; заключение комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане В соответствии с Постановлением главы города Ставрополя от 30.06.2008 №1631 «Об утверждении порядка приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования», причинами мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа могут служить: 4.6.1. Представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу 4.6.2. Отсутствие права у заявителя на запрашиваемый документ. 4.6.3. Невозможность подготовки запрашиваемого документа в силу обстоятельств, ранее не известных при приеме документов. 4.6.4. Непредставление документов, необходимых для подготовки соответствующего документа в течение 6 (шести) месяцев с момента, когда заявителю стало известно о необходимости представления такого документа. 4.6.5. Отрицательное заключение органов администрации города Ставрополя и (или) иных органов и организаций. При приеме документов уполномоченному органу было известно, что запрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-3 «Зона блокированной и приусадебной застройки», в связи с чем утверждение о том, что это обстоятельство стало известно на этапе подготовки документов, явно надумано. Кроме того, уполномоченный орган (МФЦ) нарушил все существующие требования, указанные в регламенте подготовки документов в области градостроительства и землепользования относительно сроков и порядка оказания муниципальной услуги. На основании изложенного, следует прийти к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, изложенное в письме от 02.05.2012 за №09/2-07/1-1771, не соответствует действующему законодательству, а именно: ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации; решению Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 №97 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя»; постановлению администрации города Ставрополя от 10.09.2009 №691 (в ред. от 17.09.2009 №2843) «Об утверждении Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования»; постановлению главы города Ставрополя от 30.06.2008 №1631 «Об утверждении порядка приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования». Принятое решение нарушает законные права и интересы заявителя в сфере землепользования и право на комфортное проживание. Кроме того, надуманный отказ в предоставлении в аренду пустующего и нерационально используемого земельного участка, ранее не учтенного в земельном кадастре и используемого для стихийного сброса мусора, свидетельствует о неэффективном землепользовании и не желании создавать комфортные условия для жизни горожан. Ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). В силу ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых действий органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые совершили оспариваемые действия. Учитывая изложенные выше обстоятельства по делу, суд критически относится к доводам представителя администрации города Ставрополя и комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в части возражений против требований, признавая эти возражения не законными и не обоснованными, нарушающими законные права Максудовой А.Я. В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, в связи с чем, суд, находит правовые основания для удовлетворения требований Максудовой А.Я. в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Максудовой А.Я. о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельного участка для цели, не связанной со строительством, незаконным, обязании администрацию города Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, предоставить Максудовой А. Я. оформленные в установленном порядке документы на передачу в аренду земельного участка с кадастровым номером -----, площадью 150+/-4 кв.м., находящемуся по адресу: -----, в районе жилого дома № ---- - удовлетворить. Признать решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельного участка для цели, не связанной со строительством, незаконным. Обязать администрацию города Ставрополя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, предоставить Максудовой А.Я. оформленные в установленном порядке документы на передачу в аренду земельного участка с кадастровым номером ----, площадью 150+/-4 кв.м., находящемуся по адресу: г. ----, в районе жилого дома № ---. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда отпечатано в совещательной комнате. Судья А.А. Коробейников
соответствующей территории; поступление иных заявлений от лиц, желающих приобрести указанный в информационном сообщении земельный участок, в случаях, установленных законодательством; отрицательное заключение управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение); отрицательное заключение министерства культуры Ставропольского края; отрицательное заключение ГИБДД; непредставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда заявителю стало известно о необходимости представления таких документов; обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.
документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки
запрашиваемого документа.