Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 июля 2012 года г. Ставрополь Октябрьский суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Коробейникова А.А., при секретаре Умаровой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний заявление прокурора Петровского района г. Ставрополя об обязании министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края принять меры по расчистке русла реки Татарка У С Т А Н О В И Л : Прокурор Петровского района г. Ставрополя обратился в суд с исковым заявлением об обязании министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в 2012 году предоставить министерству финансов Ставропольского края произведенный локальный сметный расчет стоимости подлежащих выполнению работ по очистке русла реки Татарка, обязании министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в 2012 году принять меры к заключению договора по очистке русла реки ----, на участке, указанном в Акте обследования состояния водного объекта реки ---- в границах Петровского муниципального района СК от 05.08.2008 г., с соответствующими подрядчиками, с целью устранения негативных факторов, способных препятствовать пропуску паводковых вод реки Татарка. В обосновании заявленных требований указывалось, что в прокуратуре Петровского района проведена проверка по обращению ---. о бездействии должностных лиц министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, администрации муниципального образования --- сельсовета, администрации Петровского муниципального района по принятию мер по предотвращению подтопления её домовладения. В ходе проверки установлено, что в ночь с 04 на 05 июля 2011 года в результате интенсивных осадков были подтоплены домовладения жителей -----. Подтопление указанного поселения происходило как в 2010 г. так и в 2011 г. В результате подтопления в населенном пункте ---- пострадало 193 домовладения и 80 человек (затоплены огороды, дворы, хозпостройки), в аварийном состоянии 2 жилых дома. Согласно Акту обследования состояния водного объекта река -----в границах Петровского муниципального района Ставропольского края от 05.08.2008 г., утвержденному первым заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ----., для предотвращения развития чрезвычайных ситуаций необходимо проведение работ по очистке русла реки --- на протяжении 3,1 км. Согласно информации, поступившей из министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края институтом ----- проведено комиссионное обследование состояния водного объекта реки --- по результатам которого установлено, что для предотвращения развития чрезвычайных ситуаций необходимо проведение работ по расчистке, русла реки --- Мероприятия по разработке проектно-сметной документации и строительным работам по расчистке русла реки -- --будут рассмотрены министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при подготовке проекта перечня мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, на плановый период 2013-2015 гг. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Согласно п. 10 ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствие с п.п. 2 п. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации река Татарка относится к поверхностным водным объектам, а именно водотокам. Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации, определяет, что данный водный объект относится к водным объектам общего пользования, поскольку обладает общими признаками определяющими данную категорию водных объектов, а именно одновременно отнесена к поверхностным водным объектам и составляет публичную собственность. Общедоступность водопользования (использование водных объектов общего пользования) включает в себя: 1) право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования; 2) право каждого гражданина бесплатно использовать водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд; 3) обозначенные выше права реализуются в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также правилами использования водных объектов для личных и бытовых нужд; 4) общедоступное водопользование может быть ограничено самим ВК РФ и другими федеральными законами. В соответствии с пп. 11 п. 9.13 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 30.12.2009 г. № 798, министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ставропольского края. Приказом министерства финансов Ставропольского края от 26.09.2011 г. № 201 «Об утверждении Порядка применения целевых статей и видов расходов для составления бюджета Ставропольского края на 2012 год и бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год» входит в том числе осуществление отдельных полномочий в области водных отношений в расходы краевого бюджета по осуществлению за счет субвенций из федерального бюджета отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в том числе: проведение работ в рамках текущей деятельности по заключению договоров или выдаче решений на водопользование, работы на водных объектах или их частях, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации: по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы; работы на водных объектах, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ставропольского края: по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, расчистке водоемов и водотоков, включая проектные работы; мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы. Однако несмотря на то, что в бюджете заложены соответствующие статьи расходов, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не разработало мероприятия по проведению очистки русла реки ----, в результате чего происходят подтопления близлежащих к рекедомов ----, что влечет их разрушение, порчу имущества граждан. В связи с тем, что в результате подтопления может быть причинен вред неопределенному кругу лиц, прокурор в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Истец - прокурор Петровского района Ставропольского края, а также представитель третьего лица – министерства финансов Ставропольского края, извещенные судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суд не явились, об уважительности причин неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика – министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Лобова Н.И., действующая на основании доверенности от 15.08.2011 года, просила в удовлетворении требований прокурора Петровского района отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что требования прокурора являются незаконными и необоснованными, поскольку в том виде в котором они заявлены они не исполнимы. Представитель третьих лиц – администрации Петровского муниципального района СК и муниципального образования сельсовета Петровского района Ставропольского края Щербаков В.В., действующий на основании доверенностей от 09.06.2012 года и от 03.07.2012 года, пояснил, что Администрация Петровского муниципального района Ставропольского края обеспокоена ситуацией, сложившейся с противопаводковой обстановкой нескольких поселений Петровского района Ставропольского края. Так в ночь с 04 на 05 июня 2012 года в результате интенсивных осадков были подтоплены населенные пункты -----. Следует отметить, что данное явление наблюдается второй год подряд в одно и то же время. В Петровском муниципальном районе с 14-00 часов 05.07.2011 года был введен режим чрезвычайной ситуации функционирования Петровского районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В населенном пункте ----- пострадало 193 домовладения и 380 человек (затопили огороды, дворы, хозпостройки), в аварийном состоянии 2 жилых дома. Повреждено 2400 м 2 щебеночных дорог, 2580 м 2 дорог с асфальтобетонным покрытием. Реку -----, протекающую через --- забило валунами, щебеночно-листовой смесью и подмытыми деревьями. Также размыты районные дороги на отдельных участках общей площадью 6500 м2. В целях предотвращения подтопления села, администрацией Петровского муниципального района проведено комиссионное обследование территорий, с участием министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, руководства БСК, глав муниципальных образований, составлен акт обследования территории муниципального образования --- сельсовета по вопросу беспрепятственного пропуска паводковых вод через село ----. Положительную роль сыграл ливнесбросной водопропуск низкой пропускной способности, проходящий над существующим началом, уменьшив максимальные расходы поступающие с площадей водосбора ливневых вод и сработавших как донный регулятор водопропуска противопаводкового пруда. Комиссия отметила о необходимости расчистки русла реки Татарка и Для осуществления всех мероприятий необходимо выделение средств на ПСД и на расчистку русла реки --. На протяжении нескольких лет министерство природных ресурсов Ставропольского края уделяло большое внимание вопросам ликвидации последствий паводковых периодов. С 2008 года министерством проведены работы по расчистке русла рек в селах --- общей протяженностью 12,7 км. Разработана ПСД по расчистке русла реки в --. Выполнен капитальный ремонт ГТС в селах (---- Изготовлена ПСД на капитальный ремонт ГТС на водоемах сел ---По их просьбе Депутат Думы Ставропольского края --- -- также обратился в адрес заместителя председателя Правительства Ставропольского края --- с просьбой о выделении 3,8 млн. руб. на разработку ПСД по расчистке русла реки в --- Согласен с позицией представителя министерства природных ресурсов о том, что требования прокурором заявлены не правильно и не исполнимы, просил вынести решение в соответствии с требованиями действующего законодательства. С учетом мнения представителей ответчика и третьих лиц, суд посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав стороны, исследовав предоставленные ими доказательства, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в прокуратуре Петровского района проведена проверка по обращению Павловой Н.П. о бездействии должностных лиц министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, администрации муниципального образования ---- сельсовета, администрации Петровского муниципального района по принятию мер по предотвращению подтопления её домовладения. В ходе проверки установлено, что в ночь с 04 на 05 июля 2011 года в результате интенсивных осадков были подтоплены домовладения жителей ---- Подтопление указанного поселения происходило как в 2010 г. так и в 2011 г. В результате подтопления в населенном пункте --- пострадало 193 домовладения и 80 человек (затоплены огороды, дворы, хозпостройки), в аварийном состоянии 2 жилых дома. Согласно Акту обследования состояния водного объекта река -- в границах Петровского муниципального района Ставропольского края от 05.08.2008 г., утвержденному первым заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ----., для предотвращения развития чрезвычайных ситуаций необходимо проведение работ по очистке русла реки ---- на протяжении 3,1 км. В связи с тем, что в результате подтопления может быть причинен вред неопределенному кругу лиц, прокурор в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами участвующими в деле. (ст.ст. 57,58 ГПК РФ). На основании ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российский Федерации утвержденного Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ органам государственной власти Ставропольского края были переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. В рамках переданных полномочий и в соответствии с пп. 11 п. 9.13 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского от 30.12.2009 года №798 министерство за счет средств федерального бюджета осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Согласно соглашению между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Ставропольского края от 22 февраля 2012 года № МС-03-54/29 «О предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субвенций на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области, водных отношений» и Федеральному закону от 30 ноября 2011 года №371-Ф3 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период ЛОП и 2014 годов» (таблица 21 приложение 28) бюджету Ставропольского края в 2012 году были выделены субвенции на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий в области водных отношений в объеме 53 412 300 (пятьдесят три миллиона четыреста двенадцать тысяч триста) рублей 00 копеек. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 марта 2008 № 61 В рамках мероприятия «Предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий на притоках первого и второго порядка в бассейнах рек восточный ----», финансируемого за счет средств федерального бюджета за период с 2007 по 2009 годы ОАО « ----» было обследовано 41 населенный пункт в 13 районах Ставропольского края, в том числе в границах Петровского района в 8 населенных пунктах (------), по результатам которого за период с 2008 года министерством проведены работы по расчистке русел рек в первоочередном порядке по обращениям администрации Петровского района в ----, общей протяженностью 12,785 км, также была разработана проектная документация по расчистке русла рек ----, протяженностью 4,6 км. 19 июля 2011 года в адрес министерства от главы администрации Петровского муниципального района Ставропольского края ---- поступило письмо от 14.07.2011 № 3138, в котором было указано, что в ночь с 04 по 05 июля 2011 года в результате интенсивных осадков были подтоплены населенные пункты с. ---- Письмом от 01.08.2011 № 06/10-3929 министерством главе администрации Петровского муниципального района Ставропольского края был направлен ответ, в котором было указано, что причинами подтопления населенных пунктов стало прохождение обильных ливневых дождей большой продолжительности, в результате чего произошло быстрое поднятие уровня воды в реках, русла которых заилены и замусорены и вода выходит из берегов, затапливая территории жилой зоны населенных пунктов. Низкопосаженные мосты на реках создают подпор при прохождении паводков, что еще более ухудшает ситуацию. Положительную роль сыграл ливнесбросной водопропуск низкой пропускной способности проходящий под существующим каналом уменьшив максимальные расходы поступивших с площадей водосброса ливневых вод и сработавший как донный регулятор водовыпуска противопаводкого «сухого пруда». По результатам комиссионного обследования, проведенного 03 апреля 2012 комиссией в составе представителей администрации Петровского муниципального района главы администрации муниципального образования ---- сельсовета Петровского муниципального района, представителя проектной организации ООО «---», было установлено, что необходимо проведение работ по расчистке русла ---- на протяжении 5,4 км, расчистке озера испарителя, а так же для восстановления пропускной способности русла в центральной части села и предотвращению затопления прилегающих домовладений необходимо проведение строительства железобетонного лотка протяженностью 500м. Общая ориентировочная стоимость работ составляет 87,8 тыс. рублей, в том числе стоимость проектных работ - 3 800 000 (три миллиона восемьсот тысяч) рублей 00 копеек, работы по расчистке русла - 22 000 000 (двадцать два миллиона) рублей 00 копеек, по расчистке отстойника испарителя - 37 000 000 (тридцать семь миллионов) рублей 00 копеек, строительство железобетонного лотка - 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей 00 копеек. Для решения данного вопроса необходимо разработка проектной документации по расчистке русла реки --, имеющую положительное заключение Автономного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» за счет средств федерального бюджета, однако перечень мероприятий на 2012 год утвержден Федеральным агентством водных ресурсов. Наличие только локального сметного расчета стоимости работ для выделения денежных средств из федерального бюджета не достаточно. Разработка проектной документации осуществляется на тендерной основе, для чего необходимо не менее полугода, кроме того прохождение экспертизы занимает 3 месяца. Необходима также разработка проектной документации по строительству железобетонного лотка с прохождением строительной экспертизы, что возможно только за счет средств краевого бюджета. Реализация мероприятий по расчистке русла реки и строительство железобетонного лотка должно осуществляться одномоментно. Исходя из вышеуказанного, предоставление министерству финансов Ставропольского края локального сметного расчета стоимости подлежащих выполнению работ не является основанием для финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета, а заключить договор с Подрядчиком без разработанной проектной документации, имеющей положительное заключение, без включения данного мероприятия в перечень, согласованный с федеральным агентством водных ресурсов и проведения тендера не возможно. Заявленные исковые требования прокурором Петровского района уточнены не были, представитель прокуратуры в судебное заседание не явился. Заявленные прокуратурой Петровского района требования являются не обоснованными, без доказательными и не законными, в связи с чем удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : В удовлетворении требований прокурора Петровского района г. Ставрополя об обязании министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в 2012 году предоставить министерству финансов Ставропольского края произведенный локальный сметный расчет стоимости подлежащих выполнению работ по очистке русла реки ---, обязании министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в 2012 году принять меры к заключению договора по очистке русла реки ---, на участке, указанном в Акте обследования состояния водного объекта реки -- в границах ---- муниципального района СК от 05.08.2008 г., с соответствующими подрядчиками, с целью устранения негативных факторов, способных препятствовать пропуску паводковых вод реки --- - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Решение суда отпечатано в совещательной комнате. Судья А.А. Коробейников
осуществить строительство защитных сооружений на проблемных участках
русла реки. После чего было проведено гидротехническое обследование в
составе представителей администрации Петровского муниципального района, представителей проектной организации ООО «----», главы ---, было установлено, что необходимо проведение работ по расчистке русла --- протяженностью 5,4 км, расчистке озера испарителя, а также для восстановления пропускной способности русла в центральной части села и предотвращению затопления прилегающих домовладений необходимо проведение строительства ж/б моста протяженностью 500 м. Общая ориентировочная стоимость работ составит 87,8 млн. руб. в т.ч. ПИР - 3,8 млн. рублей.