Р Е Ш Е Н И Е 05 июля 2012 года город Ставрополь Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кочетковой С.А. при секретаре Марчукове М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бабаян Е.Г. об оспаривании решения, действий (бездействий) органа местного самоуправления. У С Т А Н О В И Л : Администрацией г. Ставрополя 27.03.2012 г. Бабаян Е.Г. было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, площадью 577 кв.м., по ул. ХХ, * с «для сельскохозяйственного использования» на «под индивидуальное жилищное строительство». Считая отказ незаконным, Бабаян Е.Г. обратилась в суд о признании незаконным указанного решения и возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности принять решение об изменении разрешенного вида использования указанного земельного участка «для сельскохозяйственного использования» на «под индивидуальное жилищное строительство», ссылаясь на то, что, она является наследницей по закону после смерти своего отца Б., умершего 26.04.2010 г. На основании свидетельства о наследовании к ней перешло право собственности на следующие земельные участки: земельный участок площадью 302 кв.м. с кадастровым номером ХХ относится к землям населенных пунктов под ИЖС, местоположение: Ставропольский край, село Татарка, улица ХХ, *;земельный участок площадью 577 кв.м. с кадастровым номером ХХ относится к землям населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, местоположение: Ставропольский край, Шпаковский район, в черте г. Ставрополя, квартал ХХ. Поскольку в настоящее время указанные земельные участки находятся в границах города Ставрополя, после государственной регистрации права собственности Бабаян Е.Г. на указанные земельные участки с целью их объединения и присвоения единого почтового адреса, она обратилась в порядке ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 577 кв.м. «под ИЖС». 31.01.2012 г. проведены публичные слушания. Однако, решением от 27.03.2012 г. N 09/2-07/1-1193 администрацией города Ставрополя за подписью заместителя главы администрации г. Ставрополя - руководителя комитета градостроительства К. было отказано, чем нарушены ее права. В судебное заседание заявитель Бабаян Е.Г. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель заявителя Тюнян А.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям. Представитель Администрации г. Ставрополя в судебном заседании требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что на основании пунктов 5.15 и 15,3 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 № 691 (далее - регламент) заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:011503:169 площадью 577 кв.м по улице Салова, 18/6 с «для сельскохозяйственного использования» на «под индивидуальное жилищное строительство» по следующим основаниям. Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования предусмотрен порядок по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства в соответствии с которым основанием для отказа являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. В ходе подготовки документов установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости. В представленных заявителем материалах отсутствуют документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на объект недвижимости. Кроме того, установлено, что комитет градостроительства администрации города Ставрополя не выдавал разрешения на строительство капитального объекта. Таким образом, в силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации объект недвижимости имеет признаки самовольного строения. По результатам заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от 31.01.2012 было принято решение о нецелесообразности изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства по ул. ХХ, *. В соответствии с пунктом 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности», вступившей в законную силу 01.10.2005. Пунктами 1 и 2 статьей 30.1 Земельного кодекса РФ установлено, что хмельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ. В ходе подготовки документов установлено, данный земельный участок приобретен заявителем для сельскохозяйственного использования без проведения аукциона. Следовательно, при предоставлении данного земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной статьей 30.1 Земельного кодекса РФ. Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход установленной законодательством процедуры предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ - не допустимо. Заинтересованные лица Суворова О.И., Багиян Э.Ш., Цалиева К.Ю., Каграманян А.А., Ковалевская А.А., Викулов И.Е. в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил требования заявителя оставить без удовлетворения, по основаниям, изложенным представителем администрации. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что заявление Бабаян Е.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Судом установлено, что Бабаян Е.Г. является наследницей по закону после смерти своего отца Б., умершего 26.04.2010 г. На основании свидетельства о наследовании к ней перешло право собственности на следующие земельные участки: земельный участок площадью 302 кв.м. с кадастровым номером ХХ относится к землям населенных пунктов под ИЖС, местоположение: Ставропольский край, село Татарка, улица ХХ, *., земельный участок площадью 577 кв.м. с кадастровым номером ХХ относится к землям населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, местоположение: Ставропольский край, Шпаковский район, в черте г. Ставрополя, квартал **. Поскольку, в настоящее время указанные земельные участки находятся в границах города Ставрополя, что не оспаривали в судебном заседании представители заинтересованных лиц, после государственной регистрации права собственности Бабаян Е.Г. на указанные земельные участки с целью их объединения и присвоения единого почтового адреса, она обратилась в порядке ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 577 кв.м. «под ИЖС». 31.01.2012 г. проведены публичные слушания. Решением от 27.03.2012 г. № 09/2-07/1-1193 администрацией города Ставрополя заявительнице было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - с «для сельскохозяйственного назначения» на «под индивидуальное жилищное строительство». Согласно ч. 7 ст. 37, ч. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения. Данное решение администрации является незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам: жилым (п.1 ч.1 ст. 85) и сельскохозяйственного использования (п. 6 ч.1 ст. 85). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (ч.2 ст. 85). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85). Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 г. № 97 утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя, которые предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Ставрополя на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон (ч. 3 ст. 1 Правил). Согласно ст. 37 Правил на карте градостроительного зонирования территории города Ставрополя выделены виды территориальных зон в соответствии с перечнем территориальных зон, в том числе жилые зоны и зоны сельскохозяйственного использования. В соответствии с ч.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. В соответствии с ч. 5 ст. 21 Правил землепользования и застройки города Ставрополя изменение видов разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительному регламенту, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Как следует из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 31.01.2012 г. в порядке публичных слушаний, земельный участок площадью 577 кв.м. находится в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-0 (9 этажей и выше). Таким образом, разрешенный вид использования указанного земельного участка «для сельскохозяйственного использования» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой расположен. Указанный земельный участок площадью 577 кв.м. отнесен к категории земель населенного пункта, следовательно, изменение вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «под индивидуальное жилищное строительство» не изменит целевого назначения земельного участка, установленного отнесением его к землям населенного пункта, а, напротив, приведет его в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, установленными градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. В уведомлении об отказе имеется ссылка на то, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости и в представленных материалах отсутствуют документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на объект недвижимости, а также на то, что указанное строение имеет признаки самовольного. Однако, этот вывод безоснователен, поскольку, судом установлено, что при рассмотрении заявления, документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на объект недвижимости у Бабаян Е.Г. не запрашивались. Между тем, право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на вышеуказанных земельных участках, еще в 2008 г. было зарегистрировано в установленном порядке и в последствии передано в общую долевую собственность других лиц. В настоящее время собственниками по 1/6 доле в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект – жилой дом, являются Суворова О.И., Каграманян А.А., Багиян Э.Ш., Викулов И.Е., Ковалевская А.А. и Цалиева К.Ю.. Их право собственности на указанное строение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Из представленной в судебное заседание заинтересованными лицами схемы земельных участков усматривается, что земельного участка по ул. ХХ, *1, на котором находится указанное выше строение, фактически не существует и на день обращения заявителя в орган местного самоуправления, земельный участок имел адрес: г. Ставрополь, ул. ХХ, * и *. В уведомлении также есть ссылка на пункт 1 статьи 30 и пункты 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающих порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из указанных земель. Суд считает указанные доводы не состоятельными, поскольку в приведенных правовых нормах речь идет о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок площадью 302 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов под ИЖС, и земельный участок площадью 577 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, на момент их приобретения Бабаяном Г.Г. не являлись государственной или муниципальной собственностью и не предоставлялись в порядке, установленном ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, а принадлежали на праве собственности юридическому лицу ЗАО Многопрофильное сельскохозяйственное научно-производственное предприятие «Ставропольское», у которого были приобретены Бабаяном Г.Г. по сделке купли-продажи, прошедшей государственную регистрацию. Земельный участок площадью 577 кв.м. находится в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-О, внутри зоны, смежные земельные участки имеют разрешенное использование под ИЖС, то есть, его использование для сельскохозяйственных нужд при таких обстоятельствах невозможно, и предусмотренных законом оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования на «под индивидуальное жилищное строительство» у администрации города Ставрополя не имелось. Отказом администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушены права заявителя и заинтересованных лиц, которые не имеют возможности оформить свои права на земельный участок, находящийся под строением, принадлежащим им на праве совместной долевой собственности. Таким образом, суд считает, что действия Администрации г. Ставрополя являются не законными. Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Бабаян Е.Г. – удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации города Ставрополя от 27.03.2012 г. № 09/2-07/1-1193 в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Обязать администрацию города Ставрополя принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка площадью 577 кв.м. с кадастровым номером ХХ, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, в черте г. Ставрополя, квартал ХХ - с «для сельскохозяйственного назначения» на «под индивидуальное жилищное строительство». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 09 июля 2012 года. Судья Кочеткова С.А. Копия верна. Судья Кочеткова С.А.