Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 июня 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Эминова А.И., при секретаре Шуляковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Лебедева О.А. о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя № --- от ---2011 года в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения офисного здания, обязании устранить выявленные нарушения, У С Т А Н О В И Л : Лебедев О.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя № --- от ---2011 года в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения офисного здания, обязании устранить выявленные нарушения, мотивируя свои требования тем, что в декабре 2010 года он обратился в администрацию г. Ставрополя с письменным заявлением о выборе земельного участка, площадью 966 кв.м., под строительство офисного здания в районе дома ---, по ул. ---, г. Ставрополя, и предварительном согласовании места размещения офисного здания по данному адресу, то есть, о предоставлении ему данного земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. ---2011 года администрацией г. Ставрополя был подготовлен отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта за номером ---, согласно которому ему было отказано в оформлении документов о выборе земельного участка, площадью 966 кв.м., и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по ул. ---, в районе жилого дома ---. Основанием для отказа послужило то, что в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от ---2011 года --- «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления г. Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ. Данное решение является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно п. 5.15 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691, ему может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги только мотивированно и отказ должен содержать рекомендации по дальнейшим действиям заявителя. В соответствии с п. 9.3 ст. 9 Регламента, основанием к отказу в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются обстоятельства, которые существовали на момент приема документов, но не были известны, и были выявлены на любом из этапов подготовки документов, и именно эти существовавшие обстоятельства делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Статьей 30 Земельного кодекса РФ допускается предоставление земельных участков в аренду для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием мест размещения объекта. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта и выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляются исключительно на торгах. Решение Ставропольской городской Думы ---, на которое в отказе ссылается администрация г. Ставрополя, было принято ---2011 года и вступило в законную силу после официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь». При таких обстоятельствах данное решение не может являться обстоятельством, делающим невозможным предоставление муниципальной услуги, которое существовало на момент приема документов, но не было известно и было выявлено на одном из этапов подготовки документов. В соответствии со ст. 4 ч. 1 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку решение Ставропольской городской Думы от ---2011 года --- принято в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ, который относится к актам гражданского законодательства в области землепользования, и в решении городской Думы не указано, что оно распространяется на отношения, возникшие до введения данного решения в действие, данное решение не может быть применено к отношениям, возникшим между ним и органом местного самоуправления, поскольку они возникли до принятия решения Ставропольской городской Думы. Решение Ставропольской городской Думы от ---2011 года --- в данном случае не может применяться к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, поскольку администрацией г. Ставрополя нарушены сроки рассмотрения его заявления, предусмотренные п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ и ст. 9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691. В соответствии с п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, органу местного самоуправления в двухнедельный срок по заявлению лица, заинтересованного в получении земельного участка в аренду, надлежит принять решение. Согласно ст. 9 «Порядка оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691, оформление документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с выдачей заявителю 3 экземпляров копии постановления администрации г. Ставрополя об утверждении акта выбора земельного участка и согласования места размещения объекта, 1 экземпляра, утвержденной в установленном порядке схемы, 1 экземпляра копии распоряжения об утверждении схемы, происходит в течение 2 месяцев. Вместе с тем, администрация г. Ставрополя нарушила сроки рассмотрения заявления, установленные Земельным кодексом РФ и Регламентом, а с момента принятия заявления и до принятия отказа администрацией г. Ставрополя прошло более 10 месяцев, что привело к принятию незаконного решения об отказе в предоставлении ему земельного участка со ссылкой на решение городской Думы, которое в данном конкретном случае не подлежит применению. Каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка, предусмотренных ст. 9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691, не имеется. Вместе с тем, администрацией г. Ставрополя в рамках рассмотрения заявления была составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденная распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя ---514-р от 21.07.2011 года, в полном объеме согласован акт выбора земельного участка для строительства в г. Ставрополе, что свидетельствует о подготовке документов по его заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости, необходимых для предоставления земельного участка. Кроме того, он понес материальные затраты, связанные с оформлением документов для получения в аренду указанного земельного участка, общей суммой 9 299,46 рублей. В соответствии с п. п. 9-10 ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ, решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своем решении обязывает орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. Считает, что им не пропущен срок на обжалование решения органа местного самоуправления, поскольку о вынесенном решении ему стало известно лишь в марте 2012 года, о чем свидетельствует письмо комитета градостроительства администрации г. Ставрополя. Доказательств отправления уведомления об отказе в предоставлении ему муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ему не представлено органом местного самоуправления. Просил суд признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя № --- от ---2011 года в предоставлении ему муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 966 кв.м., и предварительном согласовании места размещения офисного здания в районе дома ---, расположенного по ул. ---, г. Ставрополя. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить выявленные нарушения действующего законодательства путем оформления документов о выборе земельного участка, площадью 966 кв.м., и предварительном согласовании места размещения офисного здания в районе дома ---, по ул. ---, г. Ставрополя, и предоставления ему в аренду земельного участка, площадью 966 кв.м., с предварительным согласованием места размещения офисного здания в районе дома ---, по ул.---, г. Ставрополя, в срок, не позднее, чем один месяц с момента вступления в законную силу решения суда. Лебедев О.А., извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя по доверенности Л.С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Лебедева О.А. и просила отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в отказе, а также просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям. Представитель заинтересованного лица - комитета градостроительства администрации г. Ставрополя Б.С.И., действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал позицию представителя заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя и просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу о частном удовлетворении по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Лебедев О.А. обратился в администрацию г. Ставрополя 21.12.2010 года (штамп отдела приема граждан администрации г. Ставрополя) с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства офисных помещений. Согласно п. 5.15 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691, гражданину может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги только мотивированно и отказ должен содержать рекомендации по дальнейшим действиям заявителя. В соответствии с п. 9.3 ст. 9 Регламента, основанием к отказу в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются обстоятельства, которые существовали на момент приема документов, но не были известны, и были выявлены на любом из этапов подготовки документов, и именно эти существовавшие обстоятельства делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Статьей 30 Земельного кодекса РФ допускается предоставление земельных участков в аренду для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием мест размещения объекта. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта и выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляются исключительно на торгах. Решение Ставропольской городской Думы ---, на которое в отказе ссылается администрация г. Ставрополя, было принято ---2011 года и вступило в законную силу после официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь». При таких обстоятельствах данное решение не может являться обстоятельством, делающим невозможным предоставление муниципальной услуги, которое существовало на момент приема документов, но не было известно и было выявлено на одном из этапов подготовки документов. В соответствии со ст. 4 ч. 1 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку решение Ставропольской городской Думы от ---2011 года --- принято в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ, который относится к актам гражданского законодательства в области землепользования, и в решении городской Думы не указано о том, что оно распространяется на отношения, возникшие до введения данного решения в действие, данное решение не может быть применено к отношениям, возникшим между Лебедевым О.А. и органом местного самоуправления, поскольку они возникли до принятия решения Ставропольской городской Думы. Решение Ставропольской городской Думы от ---2011 года --- в данном случае не может применяться к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, поскольку администрацией г. Ставрополя нарушены сроки рассмотрения заявления заявителя, предусмотренные п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ и ст. 9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691. В соответствии с п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, органу местного самоуправления в двухнедельный срок по заявлению лица, заинтересованного в получении земельного участка в аренду, надлежит принять решение. Согласно ст. 9 «Порядка оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта», Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691, оформление документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с выдачей заявителю 3 экземпляров копии постановления администрации г. Ставрополя об утверждении акта выбора земельного участка и согласования места размещения объекта, 1 экземпляра утвержденной в установленном порядке схемы, 1 экземпляра копии распоряжения об утверждении схемы, происходит в течение 2 месяцев. Вместе с тем, администрация г. Ставрополя нарушила сроки рассмотрения заявления, установленные Земельным кодексом РФ и Регламентом, а с момента принятия заявления и до принятия отказа администрацией г. Ставрополя прошло более 10 месяцев, что привело к принятию незаконного решения об отказе в предоставлении Лебедеву О.А. земельного участка со ссылкой на решение городской Думы, которое в данном конкретном случае не подлежит применению. Каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка, предусмотренных ст. 9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 года № 691, не имеется. Из материалов данного гражданского дела усматривается, что администрацией г. Ставрополя в рамках рассмотрения заявления Лебедева О.А. была составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденная распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя ---514-р от 21.07.2011 года, что свидетельствует о подготовке документов по заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости, необходимых для предоставления земельного участка. Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года № 456-О разъяснено, что в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников, возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм. Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав заявителя органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, решение об отказе в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта может быть обжаловано заявителем в суд. В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении заявления, возлагает на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. С учетом изложенного, суд считает требование об обязании администрации г. Ставрополя устранить нарушения действующего законодательства путем оформления документов о выборе земельного участка, площадью 966 кв.м., и предварительном согласовании места размещения офисного здания в районе дома ---, по ул. ---, г. Ставрополя, подлежащим удовлетворению. Что касается требования о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 966 кв.м., с предварительным согласованием места размещения офисного здания в районе дома ---, по ул. ---, г. Ставрополя, в срок, не позднее чем один месяц с момента вступления в законную силу решения суда, то суд считает, что данное требование является преждевременным и заявителем не получен отказ администрации исполнению данной муниципальной услуги. Представителем администрации г. Ставрополя заявлено ходатайство о применении срока исковой давности. Суд считает, что данное ходатайство не подлежит применению поскольку, в соответствии со ст. 249 ГПК РФ бремя доказывания лежит на органе местного самоуправления. В настоящем судебном заседании суду не представлены доказательства того обстоятельства, что оспариваемый отказ администрации г. Ставрополя был получен Лебедевым О.А. в разумные сроки после его подписания. Более того, из представленных Лебедевым О.А. документов усматривается, что лишь в марте 2012 года ему стало известно о существовании отказа в предоставлении муниципальной услуги, что подтверждается письмом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 06.03.2012 года. Суд приходит к изложенным выводам с учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Лебедева О.А. о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя № --- от ---2011 года в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения офисного здания, обязании устранить выявленные нарушения, удовлетворить частично. Признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя № --- от ---2011 года в предоставлении Лебедеву О.А. муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 966 кв.м., и предварительном согласовании места размещения офисного здания в районе дома ---, расположенного по ул. ---, г. Ставрополя. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить выявленные нарушения действующего законодательства путем предоставления муниципальной услуги оформлению документов о выборе земельного участка, площадью 966 кв.м., и предварительном согласовании места размещения офисного здания в районе дома ---, по ул. ---, г. Ставрополя, в срок, не позднее, чем один месяц с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении требований о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 966 кв.м., для размещения офисного здания в районе дома ---, по ул. ---, г. Ставрополя, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца. Мотивированное решение суда изготовлено 30 июня 2012 года. Судья А.И.Эминов