Дело № 2-1325/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 июля 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Якименко И.И., при секретаре Штифанове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Богдановой Т.Ф. о признании незаконными действий Администрации г. Ставрополя, У С Т А Н О В И Л: Болданова Т.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации г. Ставрополя, обосновав свое заявление тем, что она является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии ВТЭ-….. от ………… года. Согласно абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. На ее обращение с просьбой о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрация г.Ставрополя ответила отказом, что подтверждается письмом от 18.05.2012 года. Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с ч.3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимися в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную цену из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Администрацией г.Ставрополя нарушается ее конституционное право на жилище, предусмотренное в ст. 40 Конституции РФ, а также право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Поэтому она просит признать незаконными действия Администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить ей, Богдановой Т.Ф., земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную цену. Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить в первоочередном порядке ей, Богдановой Т.Ф., земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную плату. В судебном заседании представитель заявителя – адвокат Кравченко О.А. заявленные требования поддержал, в обоснование требований пояснил, что Богданова Т.Ф. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии ВТЭ-……… от ……… года. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. На обращение с просьбой о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поступившее в администрацию г.Ставрополя, последняя ответила отказом, что подтверждается письмом от 18 мая 2012 года. Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Ответчиком нарушается конституционное право на жилище, предусмотренное в ст. 40 Конституции РФ. В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, причем в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положения ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. В соответствии с п. 7 названных Правил такой участок должен быть максимально приближен к месту жительства родных и близких инвалида. В указанных правовых актах отсутствует указание на какие-либо условия реализации названного права, кроме того, что оно реализуется только гражданами из числа инвалидов, либо семьями, имеющими в своем составе детей-инвалидов. В связи с чем, для реализации права на получение земельного участка в порядке, предусмотренном абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" достаточно представить в администрацию г. Ставрополя заявление и справку МСЭ об инвалидности. Богданова Т.Ф. в установленном порядке обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, подтвердив то обстоятельство, что она является инвалидом. В связи с чем, заявитель относится к категории граждан имеющих право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1998 года № 155-0 "По жалобе гражданки Васильевой Нины Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 34 Кодекса законов о труде Российской Федерации" следует, что конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2008 года утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года указано, что согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся». Таким образом, нормы земельного законодательства должны применяться с учетом социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данная норма исключает применение при предоставлении земельных участков инвалидам требований ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому, при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся. Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, для жилищного строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду. В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. В силу ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Предоставление земельных участков для строительства на территории г.Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления - администрации г. Ставрополя. Так, из ст. 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Кроме того, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», 30-32 Земельного кодекса РФ, п. 21 ст. 48 Устава города Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Согласно п. 17 и 21 ч. 1 ст. 48, ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2008 года № 81, глава города Ставрополя осуществляет в пределах своей компетенции управление и распоряжение объектами муниципальной собственности; принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении земельных участков, причем Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя, а глава города Ставрополя возглавляет администрацию города Ставрополя и руководит ею на принципах единоначалия. Таким образом, для устранения нарушения прав заявителей, допущенных администрацией г. Ставрополя, необходимо возложить на последнюю обязанность по предоставлению земельного участка. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя по доверенности Луценко Д.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что норма статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую цену, без проведения торгов – в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства). Верховным судом Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008, дано разъяснение по вопросу предоставления земельных участков указанным категориям граждан лишь в части, касающейся заключения договоров купли-продажи земельных участков. Заявитель Богданова Т.Ф. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила заявленные ею требования удовлетворить. Представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно представить в администрацию города Ставрополя заявление и справку МСЭ об инвалидности. Из материалов дела следует, что заявитель Богданова Т.Ф., проживающая по адресу: город Ставрополь, ул. …….., является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии ВТЭ-……... Таким образом, судом установлено, что заявитель относится к категории граждан, имеющих право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Богданова Т.Ф. в установленном порядке обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, подтвердив то обстоятельство, что она является инвалидом второй группы. Письмом администрации города Ставрополя от ……… года, поступившим по почте получателю Богдановой Т.Ф. 1 июня 2012 года, отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по тем основаниям, что норма статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую цену, без проведения торгов – в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства). Суд не может согласиться с доводами администрации города Ставрополя, изложенными в письменном отказе от ……… года, поскольку отсутствие механизма правового регулирования вопросов, связанных с реализацией льгот на уровне субъекта РФ, не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных Федеральным законом, в том числе, прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС. Более того, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Таким образом, порядок предоставления земельного участка в аренду установлен Законом. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Богдановой Т.В. требований в полном объеме. Согласно ст. 258 УПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию г.Ставрополя предоставить в первоочередном порядке Богдановой Т.Ф. земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную плату. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 255,258, и ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Богдановой Т.Ф. о признании незаконными действий Администрации г. Ставрополя удовлетворить. Признать незаконными действия Администрации г.Ставрополя, выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить Богдановой Т.Ф. земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную цену. Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить в первоочередном порядке Богдановой Т.Ф. земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную плату. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы через Октябрьский суд в течение месяца. Судья И.И. Якименко