Решение суда 13.07.2012 по заявлению Фатеевой Н.С.



Дело № 2-1524/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

с участием заявителя Фатеевой Н.С.,

при секретаре Щербина В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Фатеевой Н.С. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Фатеева Н.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Ставрополя, обосновав свое заявление тем, что она является инвалидом 11 группы, имеет двух детей инвалидов и мужа, инвалида 1 группы.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

В связи с тем, что предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного

самоуправления, я, являясь инвалидом II группы, имея двух детей инвалидов и мужа инвалида I группы, обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении мне в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Ставрополя.

Однако, по результатам рассмотрения ее обращения ей был направлен ответ о невозможности реализации моего права на первоочередное предоставление земельного участка в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с тем, что нормами действующего законодательства не установлен порядок льготного предоставления

инвалидам земельных участков.

Считает, что ответ органа местного самоуправления о невозможности реализации ее права на первоочередное предоставление земельного участка, который необходимо рассматривать как отказ в предоставлении земельного участка, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права заявительницы.

Просит признать незаконными действия Администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении ей, Фатеевой Н.С., земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя от 15.06.2012 г. № 1389-09/7-17/3 незаконным. Обязать администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя.

Заявитель Фатеева Н.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованных лиц Администрации г. Ставрополя и Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом, в связи с чем, суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно представить в администрацию города Ставрополя заявление и справку МСЭ об инвалидности.

Из материалов дела усматривается, что заявитель Фатеева Н.В., проживающая по адресу: г. Ставрополь, ул. ***,, является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии ВТЭ-149 № 044952.

Таким образом, судом установлено, что заявитель относится к категории граждан, имеющих право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Из представленных заявительницей документов усматривается, что она имеет двух детей: Ф.Б.В., *** года рождения, и Ф.П.В., *** года рождения. Согласно справок МСЭ № 1101966 и № 3010588, они являются инвалидами с детства.

Кроме этого, муж заявительницы – Ф.В.В. также является инвалидом 1 группы бессрочно, о чем свидетельствует справка ВТЭ-93 № 064770.

Фатеева Н.В. в установленном порядке обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Письмом администрации города Ставрополя от 15 июня 2012 года за № 1389-09/7-17/3, отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по тем основаниям, что норма статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства. Однако, нормами действующего законодательства не установлен порядок льготного предоставления земельных участков, что влечет невозможность реализации данного права. Таким образом, вопрос о предоставлении земельного участка заявителю может быть рассмотрен после принятия соответствующего нормативного правового акта Ставропольского края.

Суд не принимает доводы администрации города Ставрополя, изложенными в письменном отказе от 15.06.2012 года, поскольку отсутствие механизма правового регулирования вопросов, связанных с реализацией льгот на уровне субъекта РФ, не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных Федеральным законом, в том числе, прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС.

С учетом разъяснений, представленных в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, согласно которого предоставление инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должно осуществляться без проведения торгов в собственность по договору купли-продажи.

Более того, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Таким образом, порядок предоставления земельного участка в аренду установлен Законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Фатеевой Н.В. требований в полном объеме.

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию г.Ставрополя предоставить в первоочередном порядке Фатеевой Н.С. земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно или за разумную плату.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Фатеевой Н.С. о признании незаконным решения органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать отказ Администрации г. Ставрополя в предоставлении Фатеевой Н.С. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя от 15.06.2012 г. № 1389-09/7-17/3 – незаконным.

Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить принять решение о предоставлении Фатеевой Н.С. в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 июля 2012 года.

Судья Н. М. Кузнецова