Решение суда 26.07.2012 по иску прокурора Ленинского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ставрополя, Ставропольской Городской Думе, Управлению здравоохранения администрации г. Ставрополя



№2-407/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко,

При секретаре Н.С. Назаровой

С участием прокурора Калмыкова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ставрополя, Ставропольской Городской Думе, Управлению здравоохранения администрации г. Ставрополя, Комитету по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУЗ «Городская поликлиника №1», Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя, Министерство финансов Ставропольского края, Министерство здравоохранения Ставропольского края, Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования) о признании незаконными бездействия, выразившегося в не выделении финансовых средств на произведение капитального ремонта и не проведении его; об обязании обеспечить финансирование и проведение капитального ремонта в соответствии с проектно-сметной документацией,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с иском к администрации г. Ставрополя, Ставропольской Городской Думе, Управлению здравоохранения администрации г. Ставрополя об обязании выполнить предусмотренные законом полномочия и принять меры к выделению финансовых средств на произведение капитального ремонта объекта МБУЗ «Городская поликлиника №1» в соответствии с разработанной ОАО ПИ «Ставрополькоммунпроект» проектно-сметной документацией (л.д. 5-10 т.1).

Определением суда от 15 марта 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУЗ «Городская поликлиника №1» (л.д. 227-228 т.1).

Определением суда от 10 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя, Министерство финансов Ставропольского края, Министерство здравоохранения Ставропольского края (л.д. 70-71 т.2).

Определением суда от 1 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования (л.д. 133-134 т.2).

В дальнейшем прокурор Ленинского района г. Ставрополя уточнил исковые требования и просил признать незаконными бездействие ответчиков, выразившееся в не выделении финансовых средств на произведение капитального ремонта объекта МБУЗ «Городская поликлиника №1» и не проведении его, и обязании ответчиков обеспечить финансирование и проведение капитального ремонта в МБУЗ «Городская поликлиника №1» в соответствии с разработанной ОАО ПИ «Ставрополькоммунпроект» проектно-сметной документацией на объект капитального строительства «Реконструкция МБУЗ «Городская поликлиника №1» по ул. … в г. Ставрополе».

В судебном заседании представитель прокурора Ленинского района г. Ставрополя, старший помощник прокурора Калмыков М.Н. поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что здание, в котором находится МБУЗ городская поликлиника № 1, построенное в 1985 году, в связи с тем, что за время существования учреждения – 27 лет, капитальный ремонт ни разу не проводился, состояние помещений здания, а также лифтов, окон, дверей, полов, вентиляционных шахт, морально и физически устарело, их устойчивость и надежность требует значительных капиталовложений, а в ряде случаев необходима их полная замена. Функционирование не отремонтированного здания МБУЗ городской поликлиники № 1 г. Ставрополя не позволяет оказывать жителям и гостям города качественную эффективную амбулаторную медицинскую помощь. В настоящее время решить проблему укрепления материально-технической базы МБУЗ городская поликлиника № 1 г. Ставрополя возможно лишь за счет собственника здания - администрации г. Ставрополя, за счет проведения капитального ремонта. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится весь объем прав и обязанностей собственника - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе, имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность поддержания этого имущества в надлежащем состоянии, а здание МБУЗ городской поликлиники № 1 находится в собственности города Ставрополя. В соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, финансовое обеспечение расходов по содержанию недвижимого имущества, переданного в оперативное управление МБУЗ городская поликлиника № 1 г. Ставрополя осуществляет учредитель – администрация г. Ставрополя.

Представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Гуторова И. В. поддержала свои пояснения, данные в предыдущем судебном заседании. В судебном заседании 10 мая 2012 года представитель Гуторова И.В. поясняла, что учредителем МБУЗ городская поликлиника № 1 является муниципальное образование город Ставрополь. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление здравоохранения администрации города Ставрополя. В соответствии с пунктом 15 муниципальной целевой Программы «Восстановление и развитие системы здравоохранения города Ставрополя на 2008 год», утвержденной постановлением главы администрации города Ставрополя от 22.04.2008 № 1047, на реконструкцию МБУЗ городская поликлиника № 1 (в том числе проектно-изыскательские работы) из бюджета города в 2008 было выделено 15 млн. рублей. Распорядителем денежных сред являлся комитет градостроительства администрации города Ставрополя. В соответствии с информацией, представленной управлением здравоохранения администрации города Ставрополя от 23.01.2012 № 15-132-15/10, в целях реализации указанного мероприятия муниципальной целевой программы ОАО ПИ «Ставрополькоммунпроект» разработана проектная документация на реконструкцию поликлиники, согласно которой сметная стоимость работ составляет … тыс. рублей. В 2009 выделенные денежные средства освоены в полном объеме - выполнены работы по устройству мансардного этажа, электроосвещения, силового электрооборудования и пожарной сигнализации в МБУЗ городская поликлиника № 1. В 2011 году по адресной инвестиционной программе г. Ставрополя на 2011, утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 02.11.2010 № 3336, на реконструкцию здания МБУЗ городская поликлиника № 1 из городского бюджета выделено … рублей. Согласно заключенным муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ ООО « … » выделено … тыс. рублей, на услуги заказчика-застройщика ООО « … » выделено … рублей. В настоящее время указанные работы завершены в полном объеме. Со стороны органов администрации города Ставрополя выполнены необходимые действия, направленные на проведение реконструкции и капитального ремонта. Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в Федеральные законы от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие переход полномочий по организации оказания медицинской помощи с местного на региональный уровень. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2012.Финансирование деятельности муниципальных учреждений здравоохранения города Ставрополя с начала текущего года осуществляется за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Ставропольского края на реализацию закона Ставропольского края от 11 мая 2006 г. № 30-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области здравоохранения». За период с 2008 по 2011 годы на реконструкцию учреждений здравоохранения города Ставрополя было выделено денежные средства, на капитальный ремонт данных учреждений – также выделялись денежные средства. Расходы бюджета города Ставрополя на реконструкцию городской поликлиники № 1 за период с 2008 по 2012 годы составили почти … рублей. Администрация города Ставрополя в пределах установленных бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетных полномочий формирует и исполняет местный бюджет, Ставропольская городская Дума его утверждает. Как пояснил Комитет финансов и бюджета, деньги на ремонт были выделены Управлением здравоохранения, средства вносятся в проект бюджета, который утверждается решением Ставропольской городской Думы.

Представитель ответчика Ставропольской городской Думы по доверенности Порублева Н. В. с иском не согласилась, пояснив, что в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Устава г. Ставрополя к исключительной компетенции Ставропольской городской Думы относится утверждение бюджета города Ставрополя и годового отчета о его исполнении. Однако статьей 52 Устава предусмотрено, что полномочиями по составлению проекта бюджета города Ставрополя, исполнению бюджета города Ставрополя, осуществлению контроля за его исполнением, составлению отчета об исполнении бюджета города Ставрополя, представлению на рассмотрение Ставропольской городской Думы проекта бюджета города Ставрополя и отчета о его исполнении наделена администрация города Ставрополя. В этой связи, и в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Ставрополе изменения в бюджет в части увеличения расходов, необходимых, в частности для осуществления ремонта поликлиники № 1, могут быть внесены только администрацией города Ставрополя. То есть, утверждение о бездействии Ставропольской городской Думы как органа местного самоуправления при утверждении бюджета на 2012 год безосновательно, так как ею выполнены все действия по его утверждению. В проект бюджета закладываются суммы, если они обоснованны, то Ставропольская городская Дума утверждает бюджет на эти суммы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения СК по доверенности Саакян Т. А. по сути заявленных исковых требований пояснила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Ставропольского края от 11 мая 2006 г. № 30-кз «О наделении органов местного самоуправления му­ниципальных районов и городских округов Ставропольского края отдельны­ми государственными полномочиями Ставропольского края в области здра­воохранения» (далее - Закон) органы местного самоуправления муниципаль­ных районов и городских округов Ставропольского края наделены отдель­ным государственным полномочием, состоящими в организации оказания медицинской помощи на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края в соответствии с Терри­ториальной программой государственных гарантий оказания гражданам Рос­сийской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной меди­цинской помощи на очередной финансовый год в муниципальных учрежде­ниях здравоохранения муниципальных районов и городских округов Ставро­польского края (далее - муниципальные учреждения здравоохранения). В соответствии с частью 41 статьи 6 Закона Годовой норматив финан­совых средств, необходимых органам местного самоуправления муници­пальных районов и городских округов Ставропольского края для осуществ­ления отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бес­платной медицинской помощи на очередной финансовый год в муниципаль­ных учреждениях здравоохранения муниципальных районов и городских округов Ставропольского края определяется в соответствии с Методикой со­гласно приложению 5 к Закону, которой установлено, что медицинская по­мощь, оказываемая в муниципальных учреждениях здравоохранения в соот­ветствии с Территориальной программой по видам и условиям ее предостав­ления, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансируется в том числе за счет средств муниципальных образо­ваний Ставропольского края, органы местного самоуправления которых на­деляются отдельными государственными полномочиями. В соответствии с Приложением 19 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год» на организацию оказания меди­цинской помощи на территории Ставропольского края в муниципальных уч­реждениях, здравоохранения, поддержание материально-технической базы объектов здравоохранения городу Ставрополю выделено … рублей, которые должны были быть распределены органами местного самоуправле­ния города Ставрополя между муниципальными учреждениями здравоохра­нения им подведомственными с учетом статьи 4 Закона, которой установле­но, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных го­сударственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное и рацио­нальное использование финансовых средств и материальных ресурсов, выде­ленных из бюджета Ставропольского края на осуществление органами мест­ного самоуправления отдельных государственных полномочий. До передачи полномочий город Ставрополь бездействовал, ни разу с 1985 года со времени постройки здания поликлиники не организовал и не провел капитальный ремонт, чем привел состояние поликлиники в ненадле­жащее санитарно-техническое состояние. Здание МБУЗ городской поликлиники №1 находится в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии по вине органов власти го­рода Ставрополя, которые в течение десятилетий бездействовали и не выде­ляли денежные средства на капитальный ремонт здания, при этом даже не проводили с необходимой периодичностью текущий ремонт здания. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (да­лее - Федеральный закон) относит к вопросам местного значения городского округа весь объем прав и обязанностей собственника - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16), при этом к муниципальному имуществу относится имущество, предназначенное для осуществления от­дельных государственных полномочий, переданных органам местного само­управления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерально­го закона, а органы местного самоуправления от имени муниципального об­разования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муници­пальным имуществом. Статья 215 ГК РФ уста­навливает, что имущество, принадлежащее на праве собственности город­ским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а от имени муниципального обра­зования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, то есть органы местного самоуправления в рамках их компетенции, ус­тановленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, Ставропольский край в лице его органов не может осуществлять права соб­ственника в отношении муниципального имущества, а именно, его содержа­ние в части проведения капитального ремонта.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования по доверенности Кименинико Д.М. пояснила, что согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный за­кон), Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным прика­зом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее - Правила), взаи­моотношения участников обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), к которым Федеральный закон относит и медицинские организации, регу­лируются в рамках заключаемых договоров. Согласно Федеральному закону бесплатная медицинская помощь по ОМС предоставляется по программам ОМС. Федеральным законом установлено, что в 2012 году тариф на оплату меди­цинской помощи в части базовой программы ОМС включает в себя расходы, оп­ределенные Программой (статья 51 Федерального закона), а в части территори­альной программы ОМС - установленные территориальной программой государ­ственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Разделом V Программы и разделом V Территориальной программы госу­дарственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2012 год, утвер­жденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18.01.2012 № 11-п (далее - Территориальная программа) установлено, что тарифы на оплату амбулаторной медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, включа­ют расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих матери­альных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях и медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), т.е. затраты медицинских организаций непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления. Для медицинских организаций, переведенных на преимущественно однока­нальное финансирование в системе ОМС, в тарифы на оплату медицинской помо­щи включены дополнительные расходы, не потребляемые непосредственно в про­цессе оказания медицинской помощи, но необходимые для обеспечения деятель­ности медицинской организации и ее содержания. Муниципальное бюджетное уч­реждение здравоохранения «Городская поликлиника № 1» в соответствии с Тер­риториальной программой, с 2012 года переведено на преимущественно однока­нальное финансирование оказания бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Тарифы на оп­лату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, переве­денными на преимущественно одноканальное финансирование, включают в том числе, расходы по оплате работ, услуг, связанных с содержанием имущества, за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и рес­таврации нефинансовых активов (раздел V Территориальной программы). Дополнительные расходы в тарифах на оплату медицинской помощи плани­руются в объеме финансовых средств, переданных из бюджета Ставропольского края в бюджет Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования. Территориальная программа предусматривает, что финансовое обес­печение иных расходов, связанных с содержанием медицинских организаций, уча­ствующих в системе ОМС, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, заявленные требо­вания не могут быть удовлетворены за счет средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, поскольку в 2012 году тариф на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организация­ми, переведенными на преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС, не включает расходы медицинских организаций по капитальному строительству и реставрации нефинансовых активов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУЗ «Городская поликлиника №1» по доверенности Зольников В. Н. просил исковые требования удовлетворить, пояснив, что текущий ремонт осуществляется за счет средств поликлиники, за счет платных услуг. Средства на проведение реконструкции – надстройка мансардного этажа выделялись, реконструкция еще не завершена, капитальный ремонт поликлиники не проводился.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по доверенности Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности Беляев С. И. полностью поддержал позицию администрации и г. Ставрополя и Ставропольской городской Думы, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Работы по реконструкции – надстройка второго этажа МБУЗ «Городская поликлиника №1» уже завершены, но акт сдачи в эксплуатацию еще не оформлялся.

Представители ответчиков Управления здравоохранения администрации г. Ставрополя, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители ответчика Комитета по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Ставропольского края, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по сути исковых требований приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом установлено, что 25 января 2012 года сотрудниками МТУ Ростехнадзора проведена проверка здания МБУЗ «Городская поликлиника №1» (г. Ставрополь, ул. … ), в ходе которой выявлены следующие нарушения: отсутствует проектная документация на реконструкцию ВРУ, внутренних сетей; на лестничных клетках (правая лестница 1 и 4 этажи) электропроводка проложена открыто; заземляющие проводники не окрашены в черный цвет; на сборе отсутствует запирающие устройства, препятствующие доступу в них не электротехнического персонала (сборка вентиляционной установки в подвале; на предприятии не организованы техническое обслуживание, планово-предупредительные ремонты, реконструкция электроустановок (оборудование: светильники, розетки, не используемые в процессе работы- демонтировать или привести в соответствие в ПУЭ); отсутствует отводящий патрубок от предохранительных клапанов в тепловом пункте (л.д. 11-12 т.1).

Суду представлена копия документа, названного «информация», без даты выдачи, в котором указано, что при проведении совместной проверки с выездом на место в МБУЗ Городская поликлиника №1 визуальным осмотром определено состояние помещений здания. Внутренние стены и перегородки имеют деформационные трещины и отдельными местами отслоение штукатурки. Полы имеют неудовлетворительное состояние, требующее замены. Внутренняя отделка помещений потрескалась, местами потемнела и загрязнилась. Для дальнейшей эксплуатации здания необходимо произвести ремонтные работы (л.д. 13 т.1).

Данный документ не может быть признан судом допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку в нем отсутствует дата осмотра и дата его изготовления; а также он подписан инженером 1 категории ГУП УКС СК Квасовым В.А., однако, не представлено доказательств, подтверждающих право данного лица на подписание представленного суду документа.

Из письма за подписью генерального директора ОАО ПИ « … » Лубенец Л.К. от 25 января 2011 года № … следует, что по запросу прокурора Ленинского района г. Ставрополя проведено обследование здания МБУЗ «Городская поликлиника №1», по результатам которой установлено, что состояние полов неудовлетворительное, требуется полная замена полов. Отделочные покрытия стен и потолков не удовлетворительные, отделки стен и потолков. Пришедшие в негодность трубопроводы систем холодного и горячего водоснабжения, хозбытовой канализации требуют замены. Требуется полная замена трубопроводов арматуры и радиаторов системы отопления, так как нормативный срок эксплуатации трубопроводов истек. Необходимо произвести ремонт систем приточно-вытяжной вентиляции с заменой вышедшего из строя оборудования. В связи с изложенным, основные конструктивные элементы здания находятся в удовлетворительном состоянии, но зданию требуется капитальный ремонт с заменой оконных и дверных блоков, полов, выполнении современно отделки стен и потолков всех помещений в соответствии с функциональным назначением, ремонтов лестничных и входных ступеней, ограждений. Необходимо заменить существующие инженерные сети и коммуникации (л.д.14 т.1).

Суд признает данный документ допустимым доказательством по делу, поскольку ОАО ПИ « … » вправе проводить технические обследования зданий, сооружений, подготовку технической, проектно-сметной документации по проведении любых строительных работ, в том числе работ по капитальному ремонту, реконструкции и т.д.

Таким образом, в суде нашло свое подтверждение, что зданию, в котором располагается МБУЗ «Городская поликлиника №1», требуется проведение капитального ремонта.

С доводами представителя администрации г. Ставрополя о том, что в 2008-2011 годах администрацией г. Ставрополя предпринимались все возможные меры по проведению капитального ремонта здания, суд не может согласиться по следующим основаниям.

Пунктом 9.5 санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим меди­цинскую деятельность, утвержденных постановлением Главного государст­венного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58, ус­тановлено, что устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на по­толках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно.

Исходя из сложив­шейся практики необходимость капитального ремонта отдельных неисправно­стей выявляется в ходе технического осмотра зданий, проводимых дважды в год. Капитальный ремонт отдельных частей здания производится, как прави­ло, раз в 10 лет. Фактически частота проведения капитального ремонта зависит от того насколько активно эксплуатируется помещение.

Материалами дела подтверждено, что согласно муниципального контракта №31 от 20 июля 2011 года проводились работы по реконструкции МБУЗ «Городская поликлиника №1» по ул. Ломоносова,5 г. Ставрополя - надстройка мансардного этажа ( л.д. 19-212 т.1).

Как пояснил представитель Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в судебном заседании, работы по надстройки мансардного этажа в Городской поликлиники №1 закончены, однако акт ввода в эксплуатацию не составлялся и не подписывался.

Допрошенный в судебном заседании 10 мая 2012 года в качестве специалиста заместитель начальника производственного отдела ГУ СК Государственная экспертиза в сфере строительства Ерохин А. В. пояснил, что данная организация давала заключение государственной экспертизы на объект капитального строительства и реконструкции городской поликлинике №1 по ул. … в г. Ставрополе; данное заключение срока действия не имеет. Проектно-сметная документация была разработана в 2008 г. ОАО « … », в соответствии с указанной проектной документацией возможно проведение ремонта в 2012г. Область деятельности организации, в которой работает специалист, заключается в проведении государственной экспертизы, как правило, это проверка проектной документации и требований технических регламентов. Рассматриваются только те материалы и дается заключение о соответствии либо несоответствии техническим нормам. В данном случае здесь была еще проведена оценка проектно-сметной стоимости. Реконструкция и капитальный ремонт – это разные виды работ. В соответствии Градостроительным кодексом РФ, ч.1, при реконструкции меняются технические показания и экономические показания, например, надстройка, пристройка, в данном случае была надстройка мансарды, поменялась площадь. Капитальный ремонт- восстановление каких либо частей, замена старых конструкций на аналогичные. По документации касающейся реконструкции предполагалось проведение отделочных работ. Данные работы должны были производились по всей поликлинике, предполагалась перепланировка во всем здании исходя из представленной документации, что отражено в заключении. При ответе на вопрос о том, что при проведении реконструкции поликлиники с надстройкой мансардного этажа был проведен капитальный ремонт всей поликлиники, специалист пояснил, что в данном случае нельзя четко разделить работы на работы по капитальному ремонту и по проведению реконструкции. Надстройка мансардного этажа в данном случае выполнялась по реконструкции. То что, имелись сопутствующие работы это нельзя назвать капитальным ремонтом. Частичная перепланировка существующая на всех этаж подпадает под работы капитального ремонта. Предполагалась также замена лифта, который действует во всей поликлинике до последнего этажа. Возможно проектом предусматривались работы по противопожарной безопасности во всей поликлинике, с заменой дверей.

Допрошенный 10 мая 2012 года в судебном заседании в качестве специалиста главного инженера ОАО ПИ « … » Куксов В. В. показал, что данная организация в 2008 году разрабатывала проектно-сметную документацию по договору с Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя. При разработке проектно-сметной документации входит следующее: общая документация, первоначально была выполнена техническое исследование здания, выполнены инженерные взыскания, и потом полностью выполнен рабочий проект реконструкции здания с надстройкой мансардного этажа, и размещением в нем помещения административного назначения, это зал отдыха и релаксации. И полностью входило перепланировка помещений 4 этажей, замена сети водопровода, всех инженерных сетей, все это по всему зданию, кроме травмпункта. Объект разрабатывался как реконструкция здания, в которое входило понятие и капитального ремонта, под которым понимается выполнение работ по ремонту инженерных сетей или иного ремонта, не затрагивая площадь, объем здания. Если же производится пристройка или надстройка, то это считается реконструкцией здания. В документации, которую подготовила ОАО «Ставрополькоммунпроект» было предусмотрено производство надстройки и производство осуществления элементов капитального ремонта всей поликлиники, перепланировка все помещений, замена окон и дверей, замена лифта, полов, устройство пандуса, замена водопровода и т.д. Затраты составляют около … руб. В соответствии с проектной документацией, разработанной ОАО « … » трудно сказать о возможности проведения капитального ремонта, так как проект назывался реконструкция, следовательно, нужно было выполнять работы как по реконструкции, но понятие капитальный ремонт и реконструкция они немножко отличаются.

Представитель третьего лица МБУЗ Городская поликлиника №1 по доверенности Зольник В. Н. пояснял в ходе рассмотрения дела, что до 5 этажа поликлиники была произведена замена пожарной сигнализации, замена электросетей по всей поликлинике; остальные работы по всей поликлинике, предусмотренные проектно-сметной документацией ОАО ПИ « … » не осуществлялись, а именно: окна во всей поликлинике и лифт в поликлинике не меняли; перепланировку помещения не делали, только мансардный этаж и все; полы, окна, двери во всей поликлиники не меняли, деревья не раскорчевывали; пандус при входе в поликлинику не делали; имелся только в травматологическом отделе пандус.

Таким образом, в 2011 году по муниципальному контракту осуществлялись работы по устройству надстройки мансардного этажа в МУБЗ «Городская поликлиника №1», без проведения работ по капитальному ремонту в остальной части поликлиники.

Суду представлена подготовленная комитетом по финансам и бюджету г. Ставрополя справка по финансированию капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов здравоохранения (через комитет градостроительства администрации г. Ставрополя) за период 2008-2012 год, в которой в разделе №9 указана Реконструкция МУЗ «Городская поликлиника №1» по ул. … г. Ставрополя, мансардный этаж, стоимостью по плану за указанный период … рублей, по факту – … рублей (л.д. 16-23 т.2).

Из данной справки следует, что за период с 2008 по 2012 год в муниципальном бюджете города Ставрополя планировались денежные средства только на строительство мансардного этажа в МБУЗ «Городская поликлиника №1». Финансирование проведения капитального ремонта данная поликлиника в бюджете города Ставрополя не предусматривалось.

Суду не представлено других письменных доказательств, подтверждающих, что за период до 2008 года планировались и проводились работы по капитальному ремонту МБУЗ «Городская поликлиника №1».

С доводами представителей ответчиков о том, что обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на МБУЗ «Городская поликлиника №1», поскольку данная поликлиника переведена на преимущественно одноканальное финансирование и обязана проводить капитальный ремонт не за счет средств муниципального бюджета, а счет краевого бюджета и собственных денежных средств, суд не может согласиться по следующим основаниям.

1 января 2003 года между КУМИ администрации г. Ставрополя и МУЗ «Городская поликлиника №1» заключен договор № … о закреплении имущества на праве оперативного управления (с дополнительными соглашениями от 24.07.2008 г, от 1. 11.2008г., от 1.01.2009 г. (л.д. 96-102 т.2).

Согласно п. 3.5.2 данного договора МБУЗ городская поликлиника № 1 г. Ставрополя обязана обеспечивать сохранность имущества, не допускать ухудшения его технического состояния и осуществлять его текущий и капитальный ремонт.

Вышеуказанным договором не предусмотрено, что МБУЗ городская поликлиника № 1 г. Ставрополя обеспечивает сохранность имущества, не допускать ухудшения его технического состояния и осуществлять его текущий и капитальный ремонт за счет собственных средств.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 9.1., ч. 1 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», МБУЗ городская поликлиника № 1 г. Ставрополя является муниципальным учреждением, относится к бюджетным учреждениям. Частью 3 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что муниципальные задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Согласно ч. 6 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, при этом, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества и т.д.

Таким образом, в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, финансовое обеспечение расходов по содержанию недвижимого имущества, переданного в оперативное управление МБУЗ городская поликлиника № 1 г. Ставрополя осуществляет учредитель – администрация г. Ставрополя.

Из изложенного следует, что в суде нашло свое подтверждение, что в период до 2008 года, с 2008 года по настоящее время администрацией г. Ставрополя и комитетом по финансам и бюджету г. Ставрополя, как структурному подразделению администрации г. Ставрополя являющемуся самостоятельным юридическим лицом, допущено незаконное бездействие, выразившееся не выделении финансовых средств на проведение капитального ремонта МБУЗ «Городская поликлиника №1» и непринятии мер к его проведению путем совершения действий, предусмотренных действующим законодательством (проведение конкурса, заключение муниципального контракта, осуществление финансирования, подписания соответствующих документов по осуществленным работам, приемка объекта в эксплуатацию и т.д.), в связи с чем, исковые требований прокурора Ленинского района г. Ставрополя в данной части подлежат удовлетворению.

По мнению суда, не подлежат удовлетворению исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя к Управлению здравоохранения администрации г. Ставрополя, Ставропольской Городской Думе о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выделении финансовых средств на произведение капитального ремонта и в его не проведении, поскольку к полномочиям данных организаций не относятся выделение финансовых средств на проведение капитального ремонта МБУЗ «Городская поликлиника №1» и его проведения путем совершения предусмотренных законом действий.

Что касается доводов представителей ответчиков о том, что финансирование проведения капитального ремонта с 1 января 2012 года должно осуществляться за счет средств бюджета Ставропольского края в связи с передачей финансирования органов здравоохранения на уровень бюджета субъекта РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч.5 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-социальной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ с 1 января 2012 года относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Частями 12,13 статьи 100 указанного закона предусмотрено, что здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до передачи осуществления полномочий органам местного самоуправления, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению.

Согласно ч.2 ст. 16 этого же федерального закона отдельные указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Ставропольского края от 11 мая 2006 г. № 30-кз «О наделении органов местного самоуправления му­ниципальных районов и городских округов Ставропольского края отдельны­ми государственными полномочиями Ставропольского края в области здра­воохранения» (далее - Закон) органы местного самоуправления муниципаль­ных районов и городских округов Ставропольского края наделены отдель­ным государственным полномочием, состоящими в организации оказания медицинской помощи на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края в соответствии с Терри­ториальной программой государственных гарантий оказания гражданам Рос­сийской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной меди­цинской помощи на очередной финансовый год в муниципальных учрежде­ниях здравоохранения муниципальных районов и городских округов Ставро­польского края (далее - муниципальные учреждения здравоохранения).

В соответствии с частью 41 статьи 6 Закона Годовой норматив финан­совых средств, необходимых органам местного самоуправления муници­пальных районов и городских округов Ставропольского края для осуществ­ления отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бес­платной медицинской помощи на очередной финансовый год в муниципаль­ных учреждениях здравоохранения муниципальных районов и городских округов Ставропольского края определяется в соответствии с Методикой со­гласно приложению 5 к Закону, которой установлено, что медицинская по­мощь, оказываемая в муниципальных учреждениях здравоохранения в соот­ветствии с Территориальной программой по видам и условиям ее предостав­ления, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансируется в том числе за счет средств муниципальных образо­ваний Ставропольского края, органы местного самоуправления которых на­деляются отдельными государственными полномочиями. При этом медицинская помощь, оказываемая в муниципальных учреж­дениях здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере обязатель­ного медицинского страхования, по видам и страховым случаям ее предос­тавления, предусмотренным Территориальной программой в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, финансиру­ется за счет средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной клас­сификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина Рос­сии от 21 декабря 2011 года № 180н на подстатью 225 «Работы, услуги по со­держанию имущества» относится, в том числе ремонт (текущий и капиталь­ный) и реставрация нефинансовых активов.

Как установлено в суде, и не опровергается сторонами, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городская поликлиника № 1 г. Ставрополя, является медицинским учреждением, пере­веденным на преимущественно одноканальное финансирование (расширение статей расходов) и включено в Перечень медицинских учреждений и других медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной про­граммы обязательного медицинского страхования на 2012 год, являющийся Приложением к Территориальной программе государственных гарантий ока­зания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постанов­ление Правительства Ставропольского края от 18 января 2012 г. № 11-п.

Годовой норматив финансовых средств, необходимых органам мест­ного самоуправления 1-го муниципального образования Ставропольского края для организации оказания медицинской помощи на территории муници­пального образования Ставропольского края в соответствии с Территориаль­ной программой в муниципальных учреждениях здравоохранения, на плани­руемый год включает в себя годовой норматив финансовых средств, необхо­димых органам местного самоуправления 1-го муниципального образования Ставропольского края для проведения капитального ремонта объектов муниципальных учреждений здравоохранения в целях поддержания материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения, а не ее вос­становления. Данный годовой норматив финансовых средств рассчитывается путем умножения годового норматива расходов на содержание одной койки в муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляющих деятель­ность в сфере обязательного медицинского страхования, устанавливаемого ежегодно приказом уполномоченного органа исполнительной власти Ставро­польского края в области здравоохранения, на количество коек в данных му­ниципальных учреждениях здравоохранения 1-го муниципального образова­ния Ставропольского края на начало года, предшествующего планируемому году.

Как следует из пояснений и письменного отзыва Министерства финансов Ставропольского края, согласно Приложения 19 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год» на организацию оказания меди­цинской помощи на территории Ставропольского края в муниципальных уч­реждениях, здравоохранения, поддержание материально-технической базы объектов здравоохранения городу Ставрополю выделены денежные средства, рассчитанные в вышеуказанном порядке.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный за­кон), Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным прика­зом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее - Правила), взаи­моотношения участников обязательного медицинского страхования (далее – МС), к которым Федеральный закон относит и медицинские организации, регу­лируются в рамках заключаемых договоров. Медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оп­лату медицинской помощи по ОМС, на основании заключаемых со страховыми медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской по­мощи по ОМС (статья 20 Федерального закона). Согласно Федеральному закону бесплатная медицинская помощь по ОМС предоставляется по программам ОМС. Программа государственных гарантий ока­зания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, еже­годно утверждаемая Правительством Российской Федерации (далее - Программа), включает в себя базовую программу ОМС и устанавливает требования к форми­рованию территориальных программ государственных гарантий бесплатного ока­зания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ ОМС (статьи 35, 36 Федерального закона). Федеральным законом установлено, что в 2012 году тариф на оплату меди­цинской помощи в части базовой программы ОМС включает в себя расходы, оп­ределенные Программой (статья 51 Федерального закона), а в части территори­альной программы ОМС - установленные территориальной программой государ­ственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В со­ответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона тарифы на оплату медицин­ской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным го­сударственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фон­дом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицин­ской помощи, установленной Правилами (статья 30 Федерального закона). Разделом V Программы и разделом V Территориальной программы госу­дарственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2012 год, утвер­жденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18.01.2012 № 11-п (далее - Территориальная программа) установлено, что тарифы на оплату амбулаторной медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, включа­ют расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих матери­альных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях и медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), т.е. затраты медицинских организаций непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления. Для медицинских организаций, переведенных на преимущественно однока­нальное финансирование в системе ОМС, в тарифы на оплату медицинской помо­щи включены дополнительные расходы, не потребляемые непосредственно в про­цессе оказания медицинской помощи, но необходимые для обеспечения деятель­ности медицинской организации и ее содержания.

Как указывалось выше, МБУ здравоохранения «Городская поликлиника № 1» в соответствии с Тер­риториальной программой, с 2012 года переведено на преимущественно однока­нальное финансирование оказания бесплатной медицинской помощи в системе ОМС (далее - преимущественно одноканальное финансирование). Тарифы на оп­лату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, переве­денными на преимущественно одноканальное финансирование, включают в том числе, расходы по оплате работ, услуг, связанных с содержанием имущества, за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и рес­таврации нефинансовых активов (раздел V Территориальной программы). Аналогичные положения содержит пункт 3.17 соглашения о тарифах на оп­лату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на тер­ритории Ставропольского края от 31.01.2012 года (далее - Соглашение о тари­фах), заключенного министерством здравоохранения Ставропольского края, СКФОМС, ОАО МСК « …» ЗАО МСК « … », регио­нальной общественной организации «Ассоциация медицинских работников Став­рополья» и Ставропольской краевой организации профсоюза работников здраво­охранения Российской Федерации, который определяет, что в состав компенси­руемых за счет средств ОМС затрат на оказание медицинской помощи в медицин­ских организациях, переведенных на преимущественно одноканальное финанси­рование включены вышеуказанные расходы по содержанию. Дополнительные расходы в тарифах на оплату медицинской помощи плани­руются в объеме финансовых средств, переданных из бюджета Ставропольского края в бюджет Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования. Территориальная программа предусматривает, что финансовое обес­печение иных расходов, связанных с содержанием медицинских организаций, уча­ствующих в системе ОМС, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, финансирование проведения капитального ремонта МБУЗ «Городская поликлиника №1» не может осуществляться за счет средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

Пунктом 14 статьи 9 Устава города Ставрополя к вопросам местного значения отнесено создание условий для оказания медицинской помощи на­селению на территории города Ставрополя в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Фе­дерации бесплатной медицинской помощи, а пунктом 3 той же статьи владе­ние, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципаль­ной собственности города Ставрополя, то есть весь объем прав и обязанно­стей собственника.

Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7.07.2012 г. № 20-6/251824 под созданием условий для оказания медицинской помощи понимается ком­плексная деятельность органов местного самоуправления в рамках полномо­чий по решению вопросов местного значения установленных законом.

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (да­лее - Федеральный закон) относит к вопросам местного значения городского округа весь объем прав и обязанностей собственника - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16), при этом к муниципальному имуществу относится имущество, предназначенное для осуществления от­дельных государственных полномочий, переданных органам местного само­управления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерально­го закона, а органы местного самоуправления от имени муниципального об­разования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муници­пальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нор­мативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 51).

Пункт 2 части 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона (п. 2 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ).

Статья 210 ГК РФ возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том чис­ле обязанность поддержания этого имущества в надлежащем состоянии, а здание МБУЗ городской поликлиники № 1 находится в собственности города Ставрополя.

Статья 215 ГК РФ уста­навливает, что имущество, принадлежащее на праве собственности город­ским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а от имени муниципального обра­зования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, то есть органы местного самоуправления в рамках их компетенции, ус­тановленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, Ставропольский край в лице его органов не может осуществлять права соб­ственника в отношении муниципального имущества, а именно, его содержа­ние в части проведения капитального ремонта.

Поскольку согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе совершать по своему усмотрению в отношении своего имущества любые действия, если они не противоречат за­кону и не нарушают права и законные интересы других лиц и при этом, под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, понимают обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопас­ном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии, то в части, не включенной в тариф на оплату медицинской помо­щи по обязательному медицинскому страхованию, оплачиваемой за счет средств Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского стра­хования, работы и услуги по содержанию имущества, в части капитального ремонта здания должны быть оплачены собственником, которым является город Ставрополь.

В соответствии с Приложением 19 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год» на организацию оказания меди­цинской помощи на территории Ставропольского края в муниципальных уч­реждениях, здравоохранения, поддержание материально-технической базы объектов здравоохранения городу Ставрополю выделено … рублей (что не оспаривается сторонами), которые должны были быть распределены органами местного самоуправле­ния города Ставрополя между муниципальными учреждениями здравоохра­нения им подведомственными с учетом статьи 4 Закона, которой установле­но, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных го­сударственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное и рацио­нальное использование финансовых средств и материальных ресурсов, выде­ленных из бюджета Ставропольского края на осуществление органами мест­ного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Тот факт, что администрация г. Ставрополя обращалась за выделением дополнительных финансовых средств на осуществление отдельных государственных полномочий в области здравоохранения (в том числе и на проведение капитального ремонта), не может служить подтверждением недостаточности выделенных средств. Кроме того, суду не представлено сведений об эффективном и рацио­нальном использовании выделенных из бюджета Ставропольского края финансовых средств и материальных ресурсов.

Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Ставрополя, Комитет по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя обязанность обеспечить финансирование проведения капитального ремонта здания МБУЗ «Городская поликлиника №1» и принять меры к проведению капитального ремонта указанной поликлиники, исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя в данной части подлежат удовлетворению.

Что касается исковых требований прокурора Ленинского района г. Ставрополя об обязании обеспечить финансирование и проведение капитального ремонта в МБУЗ «Городская поликлиника №1» в соответствии с разработанной ОАО ПИ «Ставрополькоммунпроект» проектно-сметной документацией на объект капитального строительства «Реконструкция МБУЗ «Городская поликлиника №1» по ул. … в г. Ставрополе», то суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела разработанная ОАО ПИ «Ставрополькоммунпроект» проектно-сметная документация на объект капитального строительства «Реконструкция МБУЗ «Городская поликлиника №1» как представляющая собой очень значительный объем, не представлена.

В судебном заседании 10 мая 2012 года допрошенный в качестве специалиста главный инженер ОАО ПИ «Ставрополькоммунпроект» Куксов В.В. пояснил, что проектно-сметная документация разрабатывалась в 2008 году, это был проект на реконструкцию МБУЗ «Городская поликлиника №1» - надстройка мансардного этажа и в связи с этим содержала элементы капитального ремонта, так как предусматривалась перепланировка помещений 4 этажа, замена сетей водопровода, всех инженерных сетей всего здания, кроме травмпункта, с заменой окон, дверей, лифта, полов, устройство пандуса и т.д. Из сметы можно выделить, сколько денежных средств нужно для надстройки мансардного этажа, а сколько на капитальный ремонт. В сводном сметном расчете это может быть выделено, сейчас просто цифру не помнит, но обычно работа выделяется. Сводный сметный расчет данной проектно-сметной документации нужно пересчитать в текущие цены, так как она рассчитана в ценах 2008 года. На это может понадобиться около 2 месяцев. Данные действия по подготовке проектно-сметной документации могут быть осуществлены любой организацией, имеющей соответствующую лицензию или свидетельство на право разработки такой документации.

Показания данного специалиста никем из сторон не опровергнуты, в связи с чем, суд признает их достоверными.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Ставрополя не может быть возложена обязанность осуществить финансирование капитального ремонта МБУЗ «Городская поликлиника №1» в соответствии с проектной документацией, разработанной не в связи с проведением капитального ремонта, а в связи с проводимой надстройкой мансардного этажа (реконструкцией), и нуждающейся в значительной корректировке.

По мнению суда, не подлежат также удовлетворению исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя, предъявленные в Ставропольской городской Думе, по следующим основаниям.

Согласно пункту 45 части 2 статьи 52 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - Устав) полномочиями по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории города Ставрополя в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории города Ставрополя наделена администрация города Ставрополя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Устава к исключительной компетенции Ставропольской городской Думы относится утверждение бюджета города Ставрополя и годового отчета о его исполнении.

Статьей 52 Устава предусмотрено, что полномочиями по составлению проекта бюджета города Ставрополя, исполнению бюджета города Ставрополя, осуществлению контроля за его исполнением, составлению отчета об исполнении бюджета города Ставрополя, представлению на рассмотрение Ставропольской городской Думы проекта бюджета города Ставрополя и отчета о его исполнении наделена администрация города Ставрополя.

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Ставрополе изменения в бюджет в части увеличения расходов, необходимых, в частности для осуществления капитального ремонта МБУЗ «Городская поликлиника №1» могут быть внесены только администрацией города Ставрополя, после чего подлежат рассмотрению Ставропольской Городской Думой и в случае обоснованности – утверждению.

На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя частично являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, Комитета по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя, выразившееся в не выделении финансовых средств на проведение капитального ремонта МБУЗ «Городская поликлиника №1» и непринятии мер к его проведению.

Обязать администрацию г. Ставрополя, Комитет по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя обеспечить финансирование проведения капитального ремонта МБУЗ «Городская поликлиника №1» и принять меры к проведению капитального ремонта указанной поликлиники путем совершения действий, в соответствии с действующим законодательством.

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя к администрации г. Ставрополя, Комитету по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя об обязании обеспечить финансирование и проведение капитального ремонта в МБУЗ «Городская поликлиника №1» в соответствии с разработанной ОАО ПИ «Ставрополькоммунпроект» проектно-сметной документацией на объект капитального строительства «Реконструкция МБУЗ «Городская поликлиника №1» по ул. … в г. Ставрополе» - оставить без удовлетворения.

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя к Ставропольской Городской Думе, Управлению здравоохранения администрации г. Ставрополя о признать незаконным бездействия, выразившегося в не выделении финансовых средств на произведение капитального ремонта объекта МБУЗ «Городская поликлиника №1» и не проведении его, и обязании ответчиков обеспечить финансирование и проведение капитального ремонта в МБУЗ «Городская поликлиника №1» в соответствии с разработанной ОАО ПИ « … » проектно-сметной документацией на объект капитального строительства «Реконструкция МБУЗ «Городская поликлиника №1» по ул. … в г. Ставрополе» - оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 31 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И.Шевченко