Дело №2-1461/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июня 2012 года г.Ставрополь Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе: председательствующего судьи Зеренкова Э.В., при секретаре Фоменко Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Н. об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления – администрации г.Ставрополя, указав в обоснование доводов следующее. ********* г. Н. обратилась к главе г.Ставрополя Пальцеву Н.И. с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство офисного здания с предварительным согласованием его местоположения. Постановлением администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. утвержден акт выбора земельного участка, Н. согласовано место размещения офисного здания на земельном участке площадью **** кв.м. по ул. *********, ** в квартале *** г.Ставрополя, из категории земель населенных пунктов, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной распоряжением заместителя главы г.Ставрополя №**** от ********* г. Постановлением администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. указанный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на * года. Однако, на основании протеста заместителя прокурора Ленинского района г.Ставрополя В, постановлением администрации г.Ставрополя №*** от ********* г. указанные выше постановления отменены. Заявитель считает указанное постановление незаконным и нарушающим ее права, предусмотренные действующим законодательством, поскольку протест заместителя прокурора Ленинского района г.Ставрополя обоснован тем, что земельный участок выделен с нарушением действующего законодательства, в частности, п.1,2 ч.1 ст.30 ЗК РФ. Так, в соответствии с указанной нормой, ********* г. Ставропольской городской Думой принято решение об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г.Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах в случаях размещения на них: объектов торговли (в том числе торговых павильонов, сблокированных с автобусными остановками), общественного питания, бытового обслуживания, гостиничного хозяйства и складских объектов; административных зданий; объектов, осуществляющих техническое обслуживание автомобилей, платных автостоянок, гаражей и многоуровневых паркингов; объектов для приема, переработки и реализации лома цветных и черных металлов; объектов, предназначенных для осуществления коммерческой деятельности в медицинской и фармацевтической сфере. Однако, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по ул.*********, ** в г. ********* происходило в соответствии с предусмотренной законом процедурой. Заявителем в полной мере реализованы свои обязанности в соответствии со ст.ст.30-32 ЗК РФ в рамках процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. На основании указанных доводов, заявитель полагает, что оснований для отмены постановлений администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. и №**** от ********* г. у администрации г.Ставрополя отсутствовали, а отмена указанных постановлений нарушает ее права и охраняемые законом интересы, связанные с использованием земельного участка, в связи с чем просила суд признать постановление администрации г.Ставрополя от ********* г. №*** недействительным. В судебном заседании заявитель Н. доводы заявления поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель заинтересованного лица – администрации г.Ставрополя – Л., действующая на основании доверенности №********* от ********* г., возражая против доводов заявления, пояснила, что постановление администрации г.Ставрополя №*** от ********* г. вынесено на основании действующего законодательства и нормативных правовых актов г.Ставрополя, поскольку на момент вынесения постановлений №**** от ********* г. и №**** от ********* г. действовало Решение Ставропольской городской Думы №** от ********* г., и, в соответствии с положениями Устава г.Ставрополя по протесту прокурора, указанные постановления были отменены как незаконные. В связи с указанными обстоятельствами просила суд в удовлетворении заявления Н. отказать в полном объеме. Выслушав заявителя, а также представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит доводы заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, в соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Ст.36 Конституции РФ закреплено за каждым гражданином право на получение в частную собственность земли. В соответствии с ч.3 ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии с требованиями ч.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ, земли, в том числе из состава земель населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ. В соответствии с п.9.3 ст.9 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009г. №691, основанием к отказу в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются обстоятельства, которые существовали на момент приема документов, но не были известны, и были выявлены на любом из этапов подготовки документов, и именно эти существовавшие обстоятельства делают невозможным предоставление муниципальной услуги. П.1 ст.30 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Согласно п.п. 1-3 ст.31 Земельного кодекса РФ для выбора земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением, оформленным в установленном порядке. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями и информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. После совершения указанных действий результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора Согласно п.п. 6-7 ст.31 Земельного Кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. В соответствии с п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Как следует из материалов дела, ********* г. Н. обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства офисного здания с предварительным согласованием его местоположения. ********* г. по заявлению Н. в целях реализации предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, заместителем главы г.Ставрополя издано распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка. Во исполнения указанного постановления, Н. согласованный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера *********. Согласно п.3 ст.31 Земельного Кодекса РФ, органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков под строительство. ********* г. в целях информирования населения в №*** газеты «*********» опубликовано сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью ***** кв.м. для размещения офисного здания по ул. *********, ** г.Ставрополя. ********* г. утвержден акт выбора земельного участка для строительства офисного здания по ул. *********, ** г. *********. Постановлением администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. утвержден акт выбора земельного участка, Н. согласовано место размещения офисного здания на земельном участке площадью **** кв.м. по ул. *********, ** в квартале *** г. *********, из категории земель населенных пунктов, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной распоряжением заместителя главы г.Ставрополя №**** от ********* г. Постановлением администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. указанный земельный участок предоставлен Н. в аренду сроком на * года. Судом также установлено, что постановления администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. и №**** от ********* г. отменены постановлением администрации г.Ставрополя №*** от ********* г. по протесту зам. прокурора Ленинского района г.Ставрополя. Однако, из протеста прокурора №********* следует, что администрацией г.Ставрополя в нарушение норм п.1.2 ч.2 ст.30 ЗК РФ и решением Ставропольской городской Думы №** (в протесте ошибочно указано **) от ********* г. «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» Н. незаконно предоставлен в аренду земельный участок площадью ***** кв. м. для размещения офисного здания по ул. *********, ** в г. *********. Иных оснований, по которым прокурор считает постановление администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. вынесенным незаконно, в протесте не указано. Вместе с тем, судом установлено, что администрацией города Ставрополя нарушены сроки рассмотрения моего заявления, предусмотренные п.2 ст.32 Земельного Кодекса РФ и ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ********* г. №***. При этом, вины заявителя в нарушении указанных сроков со стороны администрации города Ставрополя, не имеется. Так, в соответствии с п.2 ст.32 Земельного кодекса РФ, органу местного самоуправления в двухнедельный срок по заявлению лица, заинтересованного в получении земельного участка в аренду, надлежит принять решение. Согласно ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10 сентября 2009 года № 691, оформление документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с выдачей заявителю 3-х экземпляров копии постановления администрации города об утверждении акта выбора земельного участка и согласовании места размещения объекта, 1 экземпляра утвержденной в установленном порядке схемы и 1 экземпляра копии распоряжения об утверждении схемы, происходит в течение 2 месяцев. Вместе с тем, администрацией города Ставрополя нарушены установленные Земельным Кодексом РФ и Регламентом сроки рассмотрения заявления - с момента подачи Н. заявления и до принятия отказа администрацией города более 2-х лет, что привело к тому, что постановление о предоставлении участка в аренду, вынесено только ********* г. Каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении Н. земельного участка, предусмотренных ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009г. №691, не имеется. Кроме того, в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. №84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах», право аренды на земельные участки для размещения объектов торговли осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38 Земельного Кодекса РФ. Ст.30 Земельного Кодекса РФ допускается предоставление земельных участков в аренду для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием мест размещения объекта. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст.31 Земельного Кодекса РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта и выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. При этом, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляются исключительно на торгах. Судом бесспорно установлено, что Н. было подано заявление о предоставлении ей земельного участка для строительства офисного здания с предварительным согласованием места размещения объекта в **** году и на момент подачи заявления органом местного самоуправления не было принято каких-либо решений о предоставлении земельных участков в аренду под строительство объектов торговли ритуальными принадлежностями с предварительным согласованием мест размещения объектов исключительно на торгах. Решение Ставропольской городской Думы №** было принято ********* г. и вступило в законную силу после официального опубликования в газете «*********»********* г. При таких обстоятельствах, данное решение не может являться обстоятельством, исключающим возможность предоставления муниципальной услуги, которое существовало на момент приема документов, но не было известно и было выявлено на одном из этапов подготовки документов. В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. №84 принято в соответствии с п.п.1.2 ч.1 ст.30 Земельного кодекса РФ, который относится к актам гражданского законодательства в области землепользования, и в решении городской Думы не указано, что оно распространяется на отношения, возникшие до введения данного решения в действие, данное решение не может быть применимо к отношениям возникшим между Н. и органом местного самоуправления, поскольку они возникли до принятия решения городской Думой. Решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г №84, в данном случае, не может применяться к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, поскольку администрацией города Ставрополя нарушены сроки рассмотрения заявления Н., предусмотренные ч.2 ст.32 Земельного Кодекса РФ и ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009г. №691. В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу указанных фактических обстоятельств, установленных в ходе судебного заседания в контексте анализа норм действующего федерального законодательства, оспариваемое заявителем постановление администрации г.Ставрополя следует признать недействительным. Поскольку признание недействительным постановления администрации г.Ставрополя, которым были отменены принятые ранее постановления администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Н. места размещения офисного здания по ул. *********, ** в квартале ***» и №**** от ********* г. «О предоставлении Н. земельного участка для строительства офисного здания по ул. *********, ** в квартале ***» влечет за собой восстановление нарушенных прав и свобод заявителя, в возложении дополнительных обязанностей, связанных с восстановлением нарушенных прав и свобод, нет необходимости. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29, 30-32 ЗК РФ, ст.ст.4,11,12 ГК РФ, ст.ст.254-258, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Н. об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления – удовлетворить. Признать постановление администрации г.Ставрополя №*** от ********* г. об отмене постановлений администрации г.Ставрополя №**** от ********* г. «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Н. места размещения офисного здания по ул. *********, ** в квартале ***» и №**** от ********* г. «О предоставлении Н. земельного участка для строительства офисного здания по ул.*********, ** в квартале ***» - недействительным. Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде. Мотивированное решение суда изготовлено 04.07.2012г. Судья Зеренков Э.В.