Решение суда 29.06.2012 по заявлению Н. (заинтересованные лица: администрация г.Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя)



Дело №2-1108/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2012 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Зеренкова Э.В.,

при секретаре Фоменко Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Н. (заинтересованные лица: администрация г.Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя) об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Н. обратилась в Октябрьский районный суд г.Ставрополя с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ********* г. №********* в оформлении документов о выборе земельного участка площадью *** кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями по ********* в г. *********, а также возложить на администрацию города Ставрополя обязанность утвердить акт выбора земельного участка для строительства №*** от ********* г. и предоставить ей данный земельный участок для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями по *********в городе ********* в аренду.

Впоследствии заявитель уточнила требования, просила признать незаконным отказ администрации города Ставрополя от ********* г. №-*********в оформлении документов о выборе земельного участка площадью *** кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями по ********* в г. *********, а также возложить на администрацию г.Ставрополя обязанность утвердить акт выбора земельного участка от ********* г. №*** для строительства в городе ********* и предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:010101:213 площадью *** кв.м. для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями по проспекту Кулакова в г.Ставрополе.

Заявитель Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, предоставив письменное ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела без ее участия, с участием ее представителя П.

В судебном заседании представитель заявителя П., действующая на основании доверенности 26АА №********* от *********г. поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, указав, что заявителем соблюдены все процедуры предварительного согласования места размещения объекта: получены соответствующие заключения компетентных органов, утверждены схема расположения земельного участка на кадастровом плане, оформлен и согласован со всеми службами акт выбора земельного участка, который является основанием для принятия органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, решения об утверждении акта выбора земельного участка и предоставления его в аренду заявителю. Таким образом, заявитель считает, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Просит заявленные требования удовлетворить полностью.

Представитель заинтересованного лица – администрации г.Ставрополя Г., действующая на основании доверенности №********* от ********* г., возражала против заявленных требований, пояснив, что решением Ставропольской городской думы установлен перечень случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом разрешенного использования земельных участков, предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно на торгах. Спорный земельный участок по мнению представителя администрации попадает именно в эту категорию, что не было известно на момент приема и подготовки документов заявителя, поэтому не может быть предоставлен в порядке, предусмотренном ст.31 Земельного кодекса РФ, а должен предоставляться заинтересованным лицам исключительно на торгах. На основании указанных доводов считает отказ заявителю в оформлении документов правомерным, и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Б., действующий на основании доверенности №********* от ********* г. поддержал доводы представителя Администрации г.Ставрополя, и просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом, в соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Ст.36 Конституции РФ закреплено за каждым гражданином право на получение в частную собственность земли. В соответствии с ч.3 ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Как следует из материалов дела, ********* г. Н. обратилась в администрацию г.Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями рядом с территорией ********* кладбища по ********* в г. *********.

********* г. на основании поступившего заявления управлением архитектуры Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя подготовлено градостроительное заключение от №**** о возможности предоставления земельного участка площадью *** кв.м. для размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями.

********* г. распоряжением заместителя главы администрации г.Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации города Ставрополя) от №***-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

********* г. администрацией в газете «*********» №** опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью *** кв.м для размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями в районе кладбища по *********, письмом от ********* г. №********* администрация промышленного района г.Ставрополя сообщила об отсутствии обращений жителей города Ставрополя по вопросу возможного предоставления вышеуказанного земельного участка.

Из письма управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от ********* г. №***-рег. следует, что земельный участок соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Согласно заключению министерства природных ресурсов и охраны окружающей среду Ставропольского края от ********* г. №*********-зу, размещение на земельном участке офисного здания не окажет существенного влияния на окружающую природную среду.

********* г. акт выбора земельного участка для строительства в городе ********* от №*** согласован со всеми заинтересованными службами.

********* г. Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя в адрес заявителя был направлен отказ в оформлении документов о выборе земельного участка площадью *** кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли.

Данный отказ мотивирован тем, что согласно решению Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» приобретение права на заключение договора аренды осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст.30, 38 ЗК РФ.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ, земли, в том числе из состава земель населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ.

В соответствии с п.9.3 ст.9 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009г. №691, основанием к отказу в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются обстоятельства, которые существовали на момент приема документов, но не были известны, и были выявлены на любом из этапов подготовки документов, и именно эти существовавшие обстоятельства делают невозможным предоставление муниципальной услуги.

П.1 ст.30 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п.п. 1-3 ст.31 Земельного кодекса РФ для выбора земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением, оформленным в установленном порядке. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями и информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

После совершения указанных действий результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора

Согласно п.п. 6-7 ст.31 Земельного Кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

В соответствии с п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Из изложенного следует, что федеральным законом предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, при соблюдении процедуры предварительного согласования места размещения объекта, предоставления земельного участка заявителю без проведения торгов.

Указанная обязанность установлена на федеральном уровне и не может быть отменена решением органа местного самоуправления.

Следовательно, доводы, изложенные в отказе №********* от ********* г., надуманны и не могут являться обстоятельством, исключающим возможность предоставления муниципальной услуги, которое существовало на момент приема документов, но не было известно и было выявлено на одном из этапов подготовки документов.

Кроме того, судом установлено, что администрацией города Ставрополя нарушены сроки рассмотрения моего заявления, предусмотренные п.2 ст.32 Земельного Кодекса РФ и ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009г. №691. При этом, вины заявителя в нарушении указанных сроков со стороны администрации города Ставрополя, не имеется.

Так, в соответствии с п.2 ст.32 Земельного кодекса РФ, органу местного самоуправления в двухнедельный срок по заявлению лица, заинтересованного в получении земельного участка в аренду, надлежит принять решение.

Согласно ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10 сентября 2009 года № 691, оформление документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с выдачей заявителю 3-х экземпляров копии постановления администрации города об утверждении акта выбора земельного участка и согласовании места размещения объекта, 1 экземпляра утвержденной в установленном порядке схемы и 1 экземпляра копии распоряжения об утверждении схемы, происходит в течение 2 месяцев.

Вместе с тем, администрацией города Ставрополя нарушены установленные Земельным Кодексом РФ и Регламентом сроки рассмотрения заявления - с момента подачи Н. заявления и до принятия отказа администрацией города более 2-х лет, что привело к принятию незаконного решения об отказе в предоставлении Н. земельного участка.

Каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении Н. земельного участка, предусмотренных ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009г. №691, не имеется.

Анализ указанных норм земельного законодательства, нормативных актов органа местного самоуправления в контексте установленных в ходе судебного заседания фактических обстоятельств дела, приводит суд к выводу о том, что оспариваемое решение администрации г.Ставрополя, выразившееся в уведомлении №********* от ********* г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги является незаконным, не обоснованным, а также препятствующим заявителю в реализации ее законных прав по получению в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

Судом также установлено, что решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. №84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах», право аренды на земельные участки для размещения объектов торговли осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38 Земельного Кодекса РФ.

Ст.30 Земельного Кодекса РФ допускается предоставление земельных участков в аренду для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст.31 Земельного Кодекса РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта и выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. При этом, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляются исключительно на торгах.

Судом бесспорно установлено, что Н. было подано заявление о предоставлении ей земельного участка для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями с предварительным согласованием места размещения объекта, а именно о выборе земельного участка площадью *** кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями по *********, в районе ********* кладбища в **** году и на момент подачи заявления органом местного самоуправления не было принято каких-либо решений о предоставлении земельных участков в аренду под строительство объектов торговли ритуальными принадлежностями с предварительным согласованием мест размещения объектов исключительно на торгах.

Решение Ставропольской городской Думы №** было принято ********* г. и вступило в законную силу после официального опубликования в газете «*********».

При таких обстоятельствах, данное решение не может являться обстоятельством, исключающим возможность предоставления муниципальной услуги, которое существовало на момент приема документов, но не было известно и было выявлено на одном из этапов подготовки документов.

В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. №84 принято в соответствии с п.п.1.2 ч.1 ст.30 Земельного кодекса РФ, который относится к актам гражданского законодательства в области землепользования, и в решении городской Думы не указано, что оно распространяется на отношения, возникшие до введения данного решения в действие, данное решение не может быть применимо к отношениям возникшим между Н. и органом местного самоуправления, поскольку они возникли до принятия решения городской Думой.

Решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г №84, в данном случае, не может применяться к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, поскольку администрацией города Ставрополя нарушены сроки рассмотрения заявления Н., предусмотренные ч.2 ст.32 Земельного Кодекса РФ и ст.9 «Порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009г. №691.

В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, требования о возложении на администрацию г.Ставрополя утвердить акт выбора земельного участка от ********* № *** для строительства в городе Ставрополе и предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером ********* площадью *** кв.м. для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями по ********* в городе *********, также подлежат удовлетворению, поскольку являются способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29, 30-32 Земельного Кодекса РФ, ст.ст.4, 11,12 ГК РФ, ст.ст.194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Н. (заинтересованные лица: администрация г.Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя) об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать решение администрации города Ставрополя, изложенное в отказе от ********* г. №********* в оформлении документов о выборе земельного участка площадью *** кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями по *********в городе ********* - незаконным.

В порядке восстановления нарушенных прав Н. возложить на администрацию города Ставрополя обязанность утвердить акт выбора земельного участка от ********* г. №*** для строительства в городе ********* и предоставить Н. в аренду земельный участок с кадастровым номером *********площадью *** кв.м. для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями по *********в городе *********.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в Ставропольский краевой суд в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 04.07.2012г.

Судья Зеренков Э.В.