Решение суда 17.05.2012 по заявлению Е.



Дело №2-823/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Зеренкова Э.В.,

при секретаре Фоменко Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Е. об оспаривании действий и решений должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Е. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края от ********* г. №** «Об уточнении месторасположения земельного участка и категории земель»; признании недействительным межевого плана от *********г., подготовленного в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ******************, расположенного: ********* край, ********* район, в границах *********, ** м на юг от ориентира жилой дом по адресу: п. *********, ул. *********, **; признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю ********* № **************** об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ******************. Заинтересованными лицами указал Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата», администрации Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края, С., кадастрового инженеру С., А.

В обоснование нарушения оспариваемыми решениями своих прав и законных интересов указал, что решением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ********* г. № ********* приостановлена государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, полученный им на основании договора дарения от ********* г., в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости в отношении этого земельного участка кадастровых сведений о координатах характерных точек границ. Решением федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю от ********* г. №********* отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка КН *********в связи с пересечением границ с земельным участком с кадастровым номером *********, в отношении которого ********* ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю было незаконно принято решение № ********* осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости.

Истец мотивировал свои требования тем обстоятельством, что земельный участок с кадастровым номером ********* сформирован и поставлен на кадастровый учет на основании оспариваемых решений вопреки требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о землеустройстве и Закона о государственной регистрации прав и сделок с ним.

От заявителя Е. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности П.

В судебном заседании представитель Е. – П., действующая на основании доверенности 26 АА №*********, заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо – С. возражал против удовлетворения заявленных требований. Представил отзыв, в котором указал, что в его собственности находится земельный участок площадью *********кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю №** от *********. Земельный участок находится в границах МО Пригородного сельсовета, примерно ** м. на юг от ориентира жилой дом по адресу: ********* край, ********* район, пос. *********, ул. *********, **. В отношении указанного земельного участка он в соответствии с законодательством осуществляет правомочия собственника.

Представитель заинтересованного лица – МО Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края Н., действующий на основании доверенности №*** от ********* г., возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование законности оспариваемого постановления в письменном возражении исх. №*** от ********* указано, что адрес земельного участка является дополнительной характеристикой земельного участка, наличие или отсутствие которой не влияет на осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Несмотря на то, что земельный участок С. находится в частной собственности, что подтверждается свидетельством №** от ********* г., факт его нахождения в границах муниципального образования позволяет администрации Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края уточнять его месторасположение и относить к категории земель. Свидетельство о праве собственности С. на земельный участок соответствует требованиям закона. Заявление истца нарушает статью 29 и п.1 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса РФ. Действие доверенности от ********* г., удостоверенной И № в реестре **-**** от А. прекращено в связи со смертью А. На основании этих доводов, заинтересованное лицо администрация считает свои действия законными и не нарушающими прав и законных интересов заявителя. Просит оставить заявление Е. без рассмотрения.

Заинтересованное лицо Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю представило отзыв на заявление, просило принять решение в соответствии с действующим законодательством в отсутствие своего представителя.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» - О., действующая на основании доверенности 26 АА №********* от *********г. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, в письменном отзыве указав на пропуск заявителем трехмесячного срока для обжалования решения ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю. Обжалуемое решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю ********* №26/********* является законным, так как представленные С. в орган кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствовали требованиям ФЗ от 24.07.2007 г. 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Заинтересованное лицо – кадастровый инженер С. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

В ходе судебного заседания заявитель обратился с ходатайством об исключении А. из числа заинтересованных лиц в связи с его смертью, что подтверждается свидетельством о смерти от ********* г. II-ДН *********, а также в связи с тем, что решение по делу не затрагивает права и законные интересы наследников А., так как заявителем обжаловались действия и решения должностных лиц. Суд удовлетворил ходатайство, исключив А. из числа заинтересованных лиц, поскольку решение по делу не повлияет на материальные правоотношения сторон договора дарения, заключенного между А. и Е.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ********* г. между Е. и А. заключен договор дарения земельного участка общей площадью *.* (*********) га., в том числе: пашни – *.* га., кадастровый (условный) номер ********* расположенный в границах земель СПК «*********»,********* района, ********* края, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского фермерского хозяйства.

Указанный земельный участок был предоставлен для организации крестьянского хозяйства зерново-животноводческого направления из земель фонда ТОО «*********» в собственность дарителя А. постановлением Главы администрации Предгорного района от ********* №*********, о чем было выдано свидетельство о праве собственности на землю №*********.

Согласно Уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ********* г. исх. № *********государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок кадастровый (условный) номер *********была приостановлена в связи с тем, что на государственную регистрацию не был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю сообщило об отсутствии кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером *********, что явилось основанием для принятия решения об отказе в выдаче кадастрового паспорта.

********* г. по заказу заявителя в результате выполнения кадастровых работ был подготовлен межевой план, представленный заявителем в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка.

Решением федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю от ********* №********* отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка КН *********, в числе прочего, в связи с пересечением границ с земельным участком с кадастровым номером *********.

Из кадастрового дела №********* следует, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ********* осуществлен оспариваемым решением ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю ********* №********* в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером *********. Этим же решением были внесены изменения в части сведений о правообладателе на основании свидетельства №** от *********.

Таким образом, земельному участку ********* ранее был присвоен кадастровый номер *********.

В кадастровом деле №********* содержится решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю от ********* №********* о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: ********* край, ********* район, в границах МО *********, **м. на юг от ориентира жилой дом по адресу: пос. *********, ул. *********, ** в кадастровом квартале ********* в соответствии с поступившими документами.

В этом же решении указано, что основанием его принятия явились следующие документы: свидетельство о праве собственности на землю №** от *********, постановление №** от ********* и заявление №********* от *********.

Постановлением от ********* №** администрация Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края уточнила месторасположение земельного участка площадью ********* кв.м., принадлежащего на основании свидетельства №** от *********, выданного комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, С: «Земельный участок расположен в границах МО *********, примерно ** м. на юг от ориентира жилой дом по адресу: ********* край, ********* район, пос. *********, ул. *********, **».

В силу пункта 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ) землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), включая межевание объектов землеустройства.

Перечень работ при проведении территориального землеустройства приведен в статьях 16 и 17 Закона N 78-ФЗ. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения, включая согласование границ. Межевание осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Администрацией не представлено доказательств проведения каких-либо предусмотренных землеустроительных мероприятий, направленных на уточнение месторасположения земельного участка площадью ********* кв.м., принадлежащего на основании свидетельства №** от *********, выданного комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, С.

Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, произведенное администрацией в п.2 постановления от ********* №**, также находится за пределами компетенции администрации ********* ********* района ********* края, в силу ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в силу ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, администрация муниципального образования Пригородного сельсовета не вправе управлять и распоряжаться, в том числе путем уточнения места расположения, земельным участком, находящимся в частной собственности.

На основании этого суд приходит к выводу о несоответствии постановления от *********№** требованиям закона и обоснованности требований заявителя в части признания его недействительным.

********* на основании заявления С. индивидуальным предпринимателем С., являющимся заинтересованным лицом по делу, был подготовлен межевой план.

Как следует из содержания титульного листа, межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением месторасположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером *********.

Месторасположение земельного участка ********* определено на основании постановления от ********* №** администрации ********* ********* района ********* края, противоречащего требованиям закона.

Кроме того, постановлением главы администрации Предгорного района от ********* №********* в собственность С. был предоставлен земельный участок общей площадью *,* га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства зернового направления на территории ********* из специального земельного фонда.

Фактически С. принадлежащий ему земельный участок размежеван на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, межевой план от *********, подготовленный кадастровым инженером ИП С. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением месторасположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером *********, не соответствует фактическому месторасположению земельного участка, предоставленного в собственность гражданина С

********* ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю было принято решение №********* осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером *********, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, расположенного по адресу: ********* край, р-н *********, в границах *********, ** м. на юг от ориентира жилой дом по адресу: пос. *********, ул. *********, **, в соответствии с представленными документами. Также на основании свидетельства №** от ********* внести изменения в части сведений о правообладателе.

Указанное решение принято ответчиком на основании рассмотрения представленных документов: межевого плана от *********, служебной записки от ********* и заявления №********* от *********.

В силу п.3 ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Как видно из материалов дела заявление №********* от ********* подано С.

В кадастровом деле земельного участка *********имеется копия свидетельства №** от *********, которое выдано на имя С. Копия свидетельства не содержит каких-либо исправлений, и представлена в орган кадастрового учета *********.

Свидетельство выдано на основании постановления №********* от *********, из которого следует, что земельный участок общей площадью *,* га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства зернового направления на территории ********* из специального земельного фонда предоставляется в собственность С., а не С.

Межевой план от *********, приложенный ответчиком С. к заявлению №********* от ********* содержит копию свидетельства №** от *********, содержащую следующие исправления: слово «Н.» зачеркнуто и сверху написано: «Н.». Внизу свидетельства имеется надпись: исправленному верить С., и роспись без расшифровки сделавшего ее лица. Поверх росписи проставлена печать с надписями по окружности: Роскомзем. Ставрополькрайкомзем. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Предгорного района. Внутри еще одна окружность, содержащая изображение герба Российской Федерации.

Исправления были внесены в свидетельство №** от ********* в период ********* по *********

Роскомзем, Ставрополькрайзем и его территориальные органы прекратили свою деятельность в **** году с момента создания Федерального агентства кадастра недвижимости постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости».

Пункт 9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что государственные акты, свидетельства и другие документы, которые удостоверяют права на земельные участки, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав.

На основании пункта 76 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (ред. от 22.11.2006) «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в тексте свидетельства не допускаются исправления, подчистки и приписки.

Следовательно, копия свидетельства №** от *********, представленного С. в составе межевого плана от ********* не является документом, удостоверяющим право заявителя на земельный участок КН ********* для кадастрового учета его изменений.

Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственном кадастре недвижимости» если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом, в том числе, является копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

В силу подпунктов 2, 5 пункта 2 названного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, а также с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

При таких обстоятельствах решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю ********* №********* об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ********* противоречит закону.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Решением федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю от ********* №********* отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка КН *********, в числе прочего, в связи с тем, что границы этого земельного участка пересекаются с границами земельного участка КН *********.

Таким образом, принятые с нарушением закона постановление администрации Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края и решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю ********* №********* об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ********* создают препятствия для постановки земельного участка с кадастровым номером ********* на кадастровый учет и регистрации перехода права собственности на этот земельный участок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Е. об оспаривании действий и решений должностных лиц – удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края от ********* №** «Об уточнении месторасположения земельного участка и категории земель».

Признать недействительным межевой план от *********, подготовленный в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером *********, расположенного: ********* край, ********* район, в границах *********, ** м на юг от ориентира жилой дом по адресу: п. *********, ул. *********, **.

Признать недействительным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю ********* №********* об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером *********.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение 30 дней со дня его изготовления в мотивированном виде.

Решение суда изготовлено 22.05.2012г.

Судья Зеренков Э.В.