Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 3 августа 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Эминова А.И., при секретаре Шуляковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Ефименко С.Н. о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя № 09/2-07/1-1033 от 20.03.2012 года в предоставлении выбранного земельного участка для строительства офисного здания по договору аренды, обязании устранить выявленные нарушения, У С Т А Н О В И Л : Ефименко С.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя № 09/2-07/1-1033 от 20.03.2012 года в предоставлении выбранного земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного в г. Ставрополе, по ул. ***, ***, в квартале ***, для строительства офисного здания по договору аренды, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения Закона в виде предоставления ему выбранного земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного в г. Ставрополе, по ул. ***, ***, в квартале ***, для строительства офисного здания по договору аренды, обосновав свой иск тем, что постановлением главы администрации г. Ставрополя от 13.01.2011 года № 29 был утвержден акт выбора земельного участка от 23.11.2010 года № 229, согласовано с ней место размещения офисного здания на земельном участке, площадью 600 кв.м., по ул. ***, в квартале ***, категория земель – земли населенных пунктов, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя, директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, от 13.05.2010 года № 675-р. Согласно п. 4.2 указанного постановления ей необходимо было произвести государственный кадастровый учет объекта недвижимости в установленном порядке, что и было ею сделано, а также обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства в установленном Законом порядке. Соответственно весною 2011 года она обратилась с заявлением в администрацию г. Ставрополя о предоставлении выбранного земельного участка. На протяжении всего времени по настоящий момент она получала неоднократные отказы с различными мотивировками, однако, каждый раз после получения очередного отказа её заявление опять пересматривалось заново. Правом на обжалование отказов ранее не воспользовалась. 20.03.2012 года она получила очередной отказ за № 09/2-07/1-1033, мотивированный тем, что возникли обстоятельства, ранее не известные при приеме документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Эти обстоятельства заключаются в принятии решения Ставропольской городской Думой от 29 июня 2011 года № 84 «Об утверждении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые в соответствии с земельным законодательством не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления г. Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования, исключительно на торгах». Согласно этого решения приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения административных зданий осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38 ЗК РФ. Считает этот отказ незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 года N 66-ФЗ), утратил силу Федеральный закон от 13.05.2008 года N 66-ФЗ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Постановлением главы администрации г. Ставрополя от 13.01.2011 года № 29 был утвержден акт выбора земельного участка от 23.11.2010 года № 229, согласовано с ней место размещения офисного здания на земельном участке, площадью 600 кв.м., по ул. ***, в квартале ***. Заявление о предоставлении земельного участка по договору аренды было подано весною 2011 года. В соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ органу местного самоуправления в двухнедельный срок по заявлению лица, заинтересованного в получении земельного участка в аренду, надлежит принять решение. Сроки рассмотрения администрация г. Ставрополя не выдержала. Согласно п. 5.15 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением администрации г. Ставрополя от 10 сентября 2009 года № 691, заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги только мотивированно и отказ должен содержать рекомендации по дальнейшим действиям заявителя. Решение Ставропольской городской Думы № 84, на которое ссылается администрация г. Ставрополя, было принято 29 июня 2011 года и вступило в силу после официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь». При таких обстоятельствах, данное решение не может являться обстоятельством, делающим невозможным предоставление муниципальной услуги, которое существовало на момент приема документов, но не было известно и было выявлено на одном из этапов подготовки документов. В соответствии со ст. 4 ч. 1 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 года № 84 принято в соответствии с п. 1.2. ч. 1 ст. 30 ЗК РФ, который относиться к актам гражданского законодательства в области землепользования и в решении Думы не указано, что оно распространяется на отношения, возникшие до введения данного решения в действие, данное решение не может быть применимо к отношениям, возникшим между нею и органом местного самоуправления, поскольку они возникли до принятия решения городской Думой. Решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 года № 84 в данном случае не может применяться к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, поскольку администрацией г. Ставрополя нарушены сроки рассмотрения её заявления. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 (в ред. от 09.02.2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Просила суд признать отказ администрации г. Ставрополя от 20.03.2012 года № 09/2-07/1-1033, в предоставлении выбранного земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного в г. Ставрополе, по ул. ***, *** г, в квартале ***, для строительства офисного здания по договору аренды - незаконньм. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения Закона, предоставить ей выбранный земельный участок, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный: г. Ставрополь, ул. ***, *** г, в квартале ***, для строительства офисного здания, по договору аренды. В судебном заседании заявитель Ефименко С.Н. поддержала свои требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Представитель заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя по доверенности Луценко Д.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Ефименко С.Н., пояснив суду, что выдача градостроительного заключения является одним из этапов оформления документов для предоставления земельного участка. После выдачи градостроительного заключения лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обязано произвести еще ряд действий, предусмотренных законодательством по предоставлению земельного участка, в том числе, поставит земельный участок на кадастровый учет, и написать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении конкретного земельного участка. Орган местного самоуправления в установленный законом срок обязан рассмотреть заявление и дать положительный либо отрицательный ответ заявителю. Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка заявителю считает законным. Просила отказать в удовлетворении требований Ефименко С.Н. Представитель заинтересованного лица – Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Судом установлено, что 8.07.2011 года и 2.11.2011 года Ефименко С.Н. обратилась с заявлением на имя главы г. Ставрополя о предоставлении земельного участка в г. Ставрополе для строительства офисного здания. Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации г. Ставрополя от 13.01.2011 года № 29 утвержден акт выбора земельного участка и согласовано Ефименко С.Н. места размещения офисного здания по ул. ***, ***г, в квартале ***. Ефименко С.Н. разрешено проектирование офисного здания на земельном участке, площадью 600 кв.м., по ул. ***, *** г, так же на нее возложены функции по проведение государственного кадастрового учета объекта недвижимости и обращение с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном законодательством. Срок действия данного постановления 3 года. Во исполнение указанного постановления главы г. Ставрополя Ефименко С.Н. проведены работы по изготовлению межевого плана и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, получении кадастрового паспорта земельного участка. После постановки земельного участка на кадастровый учет Ефименко С.Н. в соответствии с вышеуказанным постановлением главы администрации г. Ставрополя заявитель обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду. 20.03.2012 года заявителю было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, в котором указано, что регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования (п. 5.15 и 10.3) предусмотрен порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, в соответствии с которым основанием для отказа являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах», приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения административных зданий, осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или решения об отказе в размещении объекта. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию, производится двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Из смысла положений правовых норм названной статьи следует, что предоставление земельного участка без предварительного согласования мест размещения объекта осуществляется путем проведения торгов (в форме аукциона или конкурса) - п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется путем предоставления их в аренду и на иных основаниях лицам, определенных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации - п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Следовательно, без проведения торгов производится предоставление в аренду участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельный участок выделялся заявителю путем предварительного согласования места размещения объекта, а, соответственно, проведение торгов в этом случае не предусматривается. Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В статье 31 ЗК РФ определен порядок действий органа местного самоуправления в связи с получением заявления о выборе земельного участка, поэтому немотивированное и незаконное невыполнение этих действий или незаконный отказ в проведении выбора участка будут препятствовать осуществлению дальнейшей процедуры получения земельного участка для строительства и приведут к нарушению прав лица, обратившегося с указанным заявлением. Решение Ставропольской городской Думы 29 июня 2011 года № 84"Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления г. Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах", на которое ссылается при отказе заявителю в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 600 кв.м., по ул. ***, ***г, в квартале ***, для строительства офисного здания, принято после оформления всей необходимой документации и утверждения акта выбора испрашиваемого земельного участка. По смыслу содержания Конституции РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а, соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Анализ изложенных норм закона и документации, которая представлена заявителем в обоснование своих требований, приводит суд приходит к выводу, что предусмотренный земельным законодательством Российской Федерации порядок предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства соблюден в полном объеме. Также заявителем выполнены все предусмотренные действующим законодательством и названным постановлением главы г. Ставрополя требования по формированию и осуществлению государственного кадастрового учета согласованного ему земельного участка, в связи с чем, оснований для отказа в предоставлении обжалуемой муниципальной услуги не имеется. Доводы представителя администрации г. Ставрополя о том, что отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта является законным и обоснованным, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу, в связи с чем, оспариваемое уведомление является незаконным. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Ефименко С.Н. о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя № 09/2-07/1-1033 от 20.03.2012 года в предоставлении выбранного земельного участка для строительства офисного здания по договору аренды, обязании устранить выявленные нарушения, удовлетворить. Признать отказ администрации г. Ставрополя от 20.03.2012 года № 09/2-07/1-1033 в предоставлении земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, *** г, в квартале ***, для строительства офисного здания по договору аренды, незаконным. Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и принять решение о предоставлении Ефименко С.Н. земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, *** г, в квартале ***, для строительства офисного здания по договору аренды, в установленный законом срок. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца. Решение суда в окончательной редакции изготовлено 8 августа 2012 года. Судья А.И.Эминов