Решение суда 13.08.2012 по иску Борисенко Т.П., действующей также в интересах несовершеннолетнего Борисенко Д.Е. к министерству регионального развития РФ, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Шуляковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисенко Т.П., действующей также в интересах несовершеннолетнего Борисенко Д.Е. к министерству регионального развития РФ, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации г. Ставрополя о взыскании социальной выплаты, расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л :

Борисенко Т.П., действующая также в интересах несовершеннолетнего Борисенко Д.Е. обратилась в суд с иском к министерству регионального развития РФ, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации г. Ставрополя о взыскании социальной выплаты, расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины, обосновав свой иск тем, что ей в рамках реализации муниципальной целевой про­граммы «Обеспечение жильем молодых семей», 7.09.2009 года администрацией г. Ставрополя было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серия СК - 26 № ***. Срок действия данного свидетельства установлен с момента выдачи до 07.06.2010 года, включительно. Согласно свидетельству размер дополнительной социальной выплаты составил (...) руб. 26.10.2009 года между нею и АКБ СБ РФ (ОАО) филиалом № 137 был заключен договор № *** о банковском счете для обслуживания целевых программ, согласно которому на данный банковский счет перечисляется до­полнительная социальная выплата в размере (...) руб. С целью улучшения жилищных условий 26.10.2009 года ею, действующей за себя и в ин­тересах своего несовершеннолетнего сына Борисенко Д.Е., был заключен договор участия в долевом строительстве № 7. В соответствии с п. 1.1. договора № 7 застройщик обязуется построить жилой дом, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, ***, кв. ***, и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию пере­дать соответствующий объект участнику долевого строительства. 14.12.2009 года между нею (заемщик) и АК СБ РФ (ОАО) (дополнительный офис № 137) (кредитор) был заключен кредитный договор № ***, согласно которому кредитор обязуется предоставить заемщику кредит в сумме *** руб. под 15 % го­довых на участие в долевом строительстве двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, *** кв. ***. 23.03.2010 года за ней и за её сыном Борисенко Д. Е. было зарегистрировано в равных долях право общей долевой собственности на объект, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 26-АЖ № ***. Согласно п. 45-46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приоб­ретение в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федераль­ной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 ею в банк были представлены документы, необходи­мые для перечисления субсидии на погашение суммы основного долга и уплату процентов по кредитному договору, а именно: кредитный договор; акт приема - передачи недвижимости от 15.01.2010 года; договор № 7; свидетельства о государственной регистрации права 26-АЖ № *** и 26-АЖ № *** от 23.03.2010 года. 14.04.2010 года она получила письмо дополнительного офиса № 137 Сберегательного банка РФ, в котором сообщалось, что молодая семья не вправе использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве, так как перечень документов не содержит договор участия в долевом строительстве. Считая данный отказ незаконным, нарушающим её права, она обратилась в Промышлен­ный районный суд г. Ставрополя с иском об обязании дополнительный офис № 137 СБ РФ на­править в администрацию г. Ставрополя заявку на перечислении бюджетных средств в размере (...) руб. в счет погашения основного долга и процентов по кредитному договору на осно­вании свидетельства. Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 02.11.2010 года её требования удовлетворены в полном объеме. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.01.2011 года решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. Во исполнение указанного выше решения, 09.02.2011 года дополнительный офис № 137 СБ РФ в администрацию г. Ставрополя направил заявку № 2902/2998 на перечисление бюджетных средств на оплату жилья, приобретаемого в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем моло­дых семей», согласно выданному ей свидетельству. Однако, письмом жилищного управления администрации г. Ставрополя от 21.12.2011 года № 01/11-6-3336 она была извещена о том, что в связи с истечением 7.06.2010 года срока действия выданного ей свидетельства, администрация г. Ставрополя осуществила возврат средств фе­дерального бюджета и бюджета Ставропольского края, выделенных в 2009 году в рамках реа­лизации подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы, в Министерство строительства и архи­тектуры Ставропольского края. Так же в письме было указано, что Жилищным управлением администрации г. Ставрополя было направлено обращение в комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя с просьбой зарезервировать средства бюджета г. Ставрополя на 2011 года в целях предостав­ления социальных выплат, в том числе и её семье. До настоящего момента указанные денежные средства на банковский счет не посту­пили. Считает, что действия ответчиков по вопросу перечисления денежных средств по социаль­ной выплате на приобретение жилья в сумме (...) рублей незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Правилами, действовавшими в 2010 году, предусмотрен порядок формирования го­сударственным заказчиком подпрограммы предварительных контрольных цифр в отно­шении бюджетных средств, а также доведения их в сроки, установленные государственным заказчиком, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. При этом формирование предварительных контрольных цифр бюджетных средств проис­ходит с учетом средств, предусмотренных на реализацию программы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также при учете полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ заявок и сводных списков. В соответствии с п. 28 Правил Государственный заказчик подпрограммы после вступ­ления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансо­вый год и плановый период в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, утверждает в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы, и с учетом предварительных контрольных цифр распределение средств федерального бюджета между субъектами РФ, и доводит эти сведения до ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с Постановлениями Правительства от 31.12.2005 года № 865 и от 29.05.2008 года № 405 Министерству регионального развития РФ в рамках указанной подпрограммы делегированы полномочия государственного заказчика и государственного заказчика-координатора, уполномоченного на определение контрольных цифр при распределении средств федераль­ного бюджета между субъектами Российской Федерации. Согласно п. 31 Правил средства из федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных госу­дарственным заказчиком подпрограммы, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов РФ, при условии, что в бюджете субъекта РФ и (или) ме­стных бюджетах в необходимых объемах предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий подпрограммы. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, от­крытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. На основании п. 33 Правил перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета РФ на основании соглашения, заключаемого между исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления муниципального образования, на счета, предусмотрен­ные п. 31 Правил, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюдже­ты. Учитывая требования п. 21 Правил, органы местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме до 1 сентября года, пред­шествующего планируемому году, формировали списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляли эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с п. 23 Правил, на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социаль­ную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с уче­том средств, которые планировалось выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, с учетом указанных средств, формировал заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждал сводный список моло­дых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список представлялись органом исполнительной власти субъекта РФ го­сударственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. Согласно Приложению № 3 к Закону Ставропольского края от 12.12.2008 года № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2009», утверждающему пере­чень главных администраторов доходов краевого бюджета главным администратором доходов краевого бюджета является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Таким образом, неиспользованные средства федерального бюджета и бюджета Ставро­польского края, имеющее целевое назначение, аккумулируются на счетах главного администра­тора доходов краевого бюджета - Министерства строительства и архитектуры Ставрополь­ского края. В соответствии с п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут исполь­зоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указан­ных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. Следовательно, по запросу администрации г. Ставрополя и по решению Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, ей в очередном финансовом году, а именно в 2011 году, должна были перечислить социальную выплату на приобретение (строительст­во) жилья в размере (...) руб. До настоящего времени данная выплата перечислена не была. Пунктом 24 Правил установлен механизм расчета с 2008 года долей средств, направляе­мых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на софинансирование мероприятий подпрограммы, а также и механизм расчета долей средств, направляемых из бюджетов субъек­тов Российской Федерации и (или) местных бюджетов в целях софинансирования мероприятий подпрограммы. Приложением № 32 к Закону о бюджете СК утверждена методика распределения субсидий местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, устанавливающая механизм расчета размера субсидий за счет федеральных, краевых и местных бюджетных средств, согласно которой в основе расчета размера субсидии содержится показатель уровня бюджетной обеспеченности. За основу в системе расчетов принимается уровень расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта РФ, сведениями, о котором она не располагает, а, соответственно, ли­шена возможности произвести расчет долей средств, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджетов трех уровней - федерального, краевого, местно­го по прилагаемой к Правилам схеме расчета. Заявление о взыскании вышеуказанной социальной выплаты ею было подано в Ок­тябрьский районный суд г. Ставрополя 04.04.2012 года. В соответствии с требованиями ст. 132 ГПК РФ и п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ была уплаче­на государственная пошлина в размере 6 585 рулей 20 копеек, что подтверждается копией квитанции от 07.03.2012 года. Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь п. 5 ст. 242 БК РФ, Постановлением Прави­тельства от 13.05.2006 года № 285, Законом Ставропольского края от 12.12.2008 года № 95-кз «О бюдже­те Ставропольского края на 2009 год», ст. ст. 131,132 ГПК РФ, просила суд: обязать Министерство регионального развития РФ, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, администрацию г. Ставрополя предоставить расчеты долей средств, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджетов трех уровней - федерального, краевого, местного, в части возложенных на них полномочий по рас­пределению данных средств из соответствующих бюджетов; взыскать с Министерства регионального развития РФ, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации г. Ставрополя в пользу Борисенко Т.П., Борисенко Д.Е. социальную выплату в сумме (...) рублей в пропорциональном размере, согласно определенных полномочий по распределению средств из соответствующего бюджета; взыскать с Министерства регионального развития РФ, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации г. Ставрополя в пользу Борисенко Т.П. оплату услуг представителя в размере *** рублей; взыскать с Министерства регионального развития РФ, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации г. Ставрополя в пользу Борисенко Т.П. госпошлину в размере *** рублей ** копеек.

В последствии истец уточнила исковые требования и просила взыскать с Министерства регионального развития РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Борисенко Т.П., Борисенко Д.Е. социальную выплату в сумме (...) рублей путем перечисления на счет ***, открытый Акционерным Коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) по кредитному договору от 14.12.2009 года № ***. Взыскать с Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края за счет средств краевого бюджета в пользу Борисенко Т.П., Борисенко Д.Е. социальную выплату в сумме (...) рублей. Взыскать с Администрации г. Ставрополя за счет средств местного бюджета в пользу Борисенко Т.П., Борисенко Д.Е. социальную выплату в сумме (...) рубля. Взыскать с Министерства регионального развития РФ, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Администрации г. Ставрополя в пропорциональном размере в пользу Борисенко Т.П. госпошлину в сумме *** рублей ** копеек.

Истец Борисенко Т.П., надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие, с участием её представителя по доверенности Павловой Е.Ю.

Представитель истца Борисенко Т.П. по доверенности Павлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования истца и просила их удовлетворить в полном объеме по выше изложенным основаниям.

Представитель администрации г. Ставрополя Салова З.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что 7.09.2009 года семье Борисенко Т.П. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серии СК-26 № *** в размере (...) рублей. Срок действия данного свидетельства составляет 9 месяцев, т.е. до 7.06.2010 года. В соответствии с пунктом 41 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям – участникам подпрограммы. Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк. Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства вправе обратиться в порядке, предусмотренном п. 38 настоящих Правил, в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, с заявлением о замене свидетельства. Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, с данными, содержащимися в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк. В соответствии с пунктом 45 Правил для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Пунктом 49 Правил предусмотрено, что банк в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, указанных в пунктах 45, 46 и 48 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений. В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся сумме паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней с даты получения указанных документов, соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются. Оригиналы договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) хранятся в банке до перечисления средств лицу, указанному в них, или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета. Банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов или уплаты оставшейся части паевого взноса. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк. Согласно пункту 51 Правил по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если: до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство, справку об оставшейся части паевого взноса, справку об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), но оплата не произведена; в банк до истечения срока действия договора банковского счета представлена расписка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении им документов для государственной регистрации прав с указанием срока оформления государственной регистрации. Документ, являющийся основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение представляются в банк не позднее 2 рабочих дней после окончания срока, предусмотренного в расписке указанного органа, а принятие банком договора купли-продажи жилого помещения для оплаты осуществляется в порядке, установленном п. 49 настоящих Правил. Учитывая, что в период действия свидетельства из банка не поступила заявка на перечисление социальной выплаты, а так же не предоставлены документы о продлении действия банковского счета, по истечению срока действия свидетельства после 7.06.2010 года администрацией г. Ставрополя неиспользованные средства краевого и федерального бюджетов были возвращены в Минстрой СК. При этом заявка из банка была направлена в администрацию г. Ставрополя уже в 2011 году, тогда как средства были возвращены в соответствующие бюджеты. При этом нарушения срока по направлению заявки послужили незаконные действия банка (установлено решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 2.11.2010 года). Относительно требований о взыскании госпошлины, пояснила, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. Учитывая изложенное, в заявленных требованиях к администрации г. Ставрополя просила отказать в полном объеме.

Представитель министерства строительства и архитектуры СК Горелик И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в 2009 году семье Борисенко Т.П. было предоставлено право на получение социальной выплаты за счет перераспределения остатков средств, полученных в 2008 году. Расчет размера социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» семье Борисенко Т.П. осуществлялся в соответствии с пунктом 10 правил предо­ставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реали­зации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой про­граммы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285. Расчет производился в 2009 году, но по методике и нормативным правовым актам 2008 года, так как социальная выплата состояла из остатков средств 2008 года. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стои­мости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Фе­дерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации феде­ральным органом исполнительной власти. Расчетная стоимость жилья для семьи Борисенко Т.Б. состояла из стоимости 1 кв.м. жилья по г. Ставрополю, равной 20,15 тыс. рублей умноженной на 42 кв.м. (об­щая площадь жилого помещения для семьи из двух человек), что составило *** тыс. рублей. В соответствии с пунктом 9 правил размер социальной выплаты составляет 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих од­ного ребенка и более, что для семьи Борисенко Т. П. составило (...) (40 процентов) тыс. рублей. В соответствии с пунктом 24 Правил с 2008 года доля средств, направляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы рассчитывается по формуле: ДСФ = (40-15 х КБО), где: ДСФ - доля средств, направляемых из федерального бюджета в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы. В соответствии с вышеуказанным расчетом доля средств федерального бюджета в социальной выплате составила 30 процентов от расчетной стоимости жилья ((...) тыс. рублей), а доля краевого и местного бюджета 10 процентов от расчетной стоимости. Доля краевого и местного бюджетов в 10 процентах от расчетной стоимости жи­лья разбивается в соответствии с уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ставропольского края, утвержденной приказом министерства финансов Ставропольского края от 12 марта 2008 года № 26-бр. Уровень бюджетной обеспеченно­сти г. Ставрополя в соответствии с вышеуказанным приказом составил 1,97. В соот­ветствии с методикой распределения субсидий местным бюджетам на предоставление социальной выплаты молодым семьям на приобретение жилья, являющейся приложени­ем 32 к Закону Ставропольского края от 12 декабря 2008 года № 95-кз «О бюджете Став­ропольского края на 2009 год» доля местного бюджета в социальной выплате семье Бо­рисенко Т.П. составила 8 процентов от расчетной стоимости жилья (*** тыс. рублей), доля краевого бюджета составила 2 процента от расчетной стоимости жилья (*** тыс. рублей). В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» феде­ральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы министерством строительства и архитектуры Ставропольского края выполнены обязательства по перечислению денеж­ных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов на осуществление меро­приятий, предусмотренных указанной программой, в полном объеме. При решении вопроса о возможности предоставления субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы из остатков неиспользованных в текущем финансовом году денежных средств следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 ст. 242 Бюджетно­го кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты, полученные в форме суб­сидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финан­совом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. Взыскание неиспользо­ванных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осу­ществляется в порядке, установленном министерством финансов Российской Федерации. Согласно приказу Минрегиона России от 24.03.2011 года № 113 «О подтверждении наличия потребности в использовании субсидий, предоставленных в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение мероприятий по обеспечению жильем иных категорий граждан на основании решений Правительства Российской Федерации целевой программы «Жили­ще» на 2002 - 2010 годы, на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», принято решение о подтверждении в использовании в 2011 году остатка неиспользованных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2010 году на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Необходимо отметить факт незаконных действий банка в отношении истцов, уста­новленных решением от 02.11.2010 года Промышленного районного суда г. Ставрополя, из которого следует, что нарушение прав истцов стало следствием неправомерных действий сотрудников Северо-Кавказского банка Сберегательного банка РФ, выразившихся в не­своевременном направлении банком заявки в администрацию г. Ставрополя на перечис­ление бюджетных средств на банковский счет владельца свидетельства - Борисенко Т.П., которым удостоверено право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Таким образом, причинителем вреда в указанных спорных правоотношениях является коммерческая организация - Северо-Кавказский банк Сберегательного банка РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации ответственность за причинение имущественного вреда возлагается на причинителя вреда в рамках института возмещения убытков. По требованию Борисенко Т.П. о взыскании с министерства расходов: по оплате государственной пошлины, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Нало­гового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков; на представление услуг адвоката, сообщаем, что формирование расходов на со­держание министерства осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края и иных финансовых ресурсов, получение и использование которых не противоречит зако­нодательству Российской Федерации и законодательству Ставропольского края. Таким образом, министерство является бюджетным учреждением, находящемся на казначей­ской системе исполнения бюджета, в котором расчетных (текущих) счетов не имеется. Кроме того, необходимо отметить, что при формировании проекта бюджета Став­ропольского края органы исполнительной власти Ставропольского края, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21.09.2009 года № 243-п, согласно которой расходы на оплату юридических услуг не предусматриваются. Таким образом, у министерства отсутствуют основания по оплате юридических услуг предоставленных представителю Борисенко Т.П.

Представители Министерства финансов РФ, министерства финансов СК, комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки в суд, не сообщили, не настаивали на рассмотрении дела с их участием, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Министерства регионального развития РФ, надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без их участия, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Министерства регионального развития РФ представил в суд письменные возражения, в которых указал, что истец являлся участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы. Пунктом 5 Правил установлены условия признания молодой семьи участницей Подпрограммы. В соответствии с пунктом 3 Правил, выдача свидетельств осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников Подпрограммы. Размер предоставляемой социальной выплаты определяется в соответствии с пунктами 9-13 Правил. Финансирование и предоставление социальной выплаты осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 20-27 Правил. Необходимо отметить, что в настоящее время данная подпрограмма не действует, обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется свидетельством на приобретение жилья. Порядок предоставления социальных выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В соответствии с паспортом федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Минрегион России является государственным заказчиком-координатором Программы. Минрегион России, в соответствии с главой V Механизм реализации Программы, координирует субъекты Российской Федерации и осуществляет управление и контроль за ходом реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм. При этом, распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Таким образом, распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с подпрограммой является Правительство Российской Федерации. В соответствии с положениями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, Правил предоставления субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложения 3, 4 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, Минрегион России вправе перечислить денежные средства (субсидию) в бюджет субъекта Российской Федерации только при выполнении следующих обязательных условий: субъект Российской Федерации отобран для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора (пункт 2 Правил Приложения 4); осуществлено определение государственным заказчиком подпрограммы по специальной формуле размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год (пункт 23 Правил Приложения 3), с учетом размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год для предоставления субсидий, распределяемых на соответствующий год (пункт 4 Правил Приложения 4); осуществлено доведение этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 23 Правил Приложения 3); осуществлено утверждение Правительством Российской Федерации распределения средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации (пункт 7 Правил Приложения 4); осуществлено предоставление субъектом Российской Федерации в целях перечисления средств федерального бюджета субъект Российской Федерации списка молодых семей претендентов на получение социальных выплат с указанием долей финансирования за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; осуществлено заключение соглашения между Министерством регионального развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации (пункт 8 Правил Приложения 4). При этом субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 11 Правил Приложения 4). Объем финансирования Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы из федерального бюджета утвержден на каждый последующий год (приложение 2 Подпрограммы) и подлежит распределению строго в соответствии с положениями Правил, возможность использования данных средств на иные цели не предусмотрена. Иного порядка предоставления субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, требование истца перечислить денежные средства в бюджет Ставропольского края не соответствует установленному порядку предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 35, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Минрегион России просит суд отказать истцу в удовлетворении требований, предъявленных к Минрегиону России.

Представитель ОАО «Сбербанк России» Северо-Кавказский банк Блинова А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что действительно решением Промышленного районного суда действия банка были признаны незаконными. Во исполнение указанного решения суда 09.02.2011 года банк направил в администрацию г. Ставрополя заявку на перечисление денежных средств на оплату жилья, приобретаемого в рамках подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей», однако денежные средства не поступили на счет банка в связи с истечением срока действия выданного семье Борисенко Т.П. свидетельства. При рассмотрении данного спора просила учитывать вышеуказанные обстоятельства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в 2009 году семье Борисенко Т.П. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серии СК-26 № 0080 в размере (...) рублей. Срок действия указанного свидетельства составляет 9 месяцев, т.е. до 07.06.2010 года.

В соответствии с пунктом 41 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы. Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи, сдает свидетельство в банк.

Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства вправе обратиться в порядке, предусмотренном п. 38 настоящих Правил, в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, с заявлением о замене свидетельства. Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, с данным, содержащимися в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.

В соответствии с пунктом 45 Правил для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 49 Правил предусмотрено, что банк в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, указанных в п.п. 45, 46 и 48 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений.

В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся сумме паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней с даты получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

Оригиналы договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) хранятся в банке до перечисления средств лицу, указанному в них, или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

Банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов или уплаты оставшейся части паевого взноса.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Согласно пункту 51 Правил по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если: до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство, справку об оставшейся части паевого взноса, справку об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), но оплата не произведена; в банк до истечения срока действия договора банковского счета представлена расписка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении им документов для государственной регистрации прав с указанием срока оформления государственной регистрации. Документ, являющийся основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение представляются в банк не позднее 2 рабочих дней после окончания срока, предусмотренного в расписке указанного органа, а принятие банком договора купли-продажи жилого помещения для оплаты осуществляется в порядке, установленном п. 49 настоящих Правил.

В период действия свидетельства из банка в администрацию г. Ставрополя не поступила заявка на перечисление социальной выплаты, а так же не предоставлены документы о продлении действия банковского счета. По истечении срока действия свидетельства, после 7.06.2010 года, администрацией г. Ставрополя неиспользованные средства краевого и федерального бюджетов были возвращены в Минстрой СК.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 02.11.2010 года установлено, что нарушения срока по направлению заявки послужили незаконные действия банка.

При наличии судебного акта, подтверждающего выполнение Борисенко Т.П. обязанностей по получению субсидии, суд считает, что администрацией г. Ставрополя должны были быть предприняты действия для получения истом данной выплаты. Более того, своим письмом от 21.12.2011 года администрация г. Ставрополя сообщает, что денежные средства будут предоставлены в 2011 году, однако до настоящего времени денежные средства на банковский счет истца не поступили.

В соответствии с пунктом 9 Правил предо­ставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реали­зации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» размер социальной выплаты составляет 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей и 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих од­ного ребенка и более, что для семьи Борисенко Т.П. составило (...) (40 процентов) тыс. рублей.

Доля средств федерального бюджета в социальной выплате составила 30 процентов от расчетной стоимости жилья ((...) тыс. рублей), а доля краевого и местного бюджета 10 процентов от расчетной стоимости.

Доля краевого и местного бюджетов в 10 процентах от расчетной стоимости жилья разбивается в соответствии с уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ставропольского края, утвержденной приказом министерства финансов Ставропольского края от 12 марта 2008 года № 26-бр.

Уровень бюджетной обеспеченно­сти г. Ставрополя в соответствии с вышеуказанным приказом составил 1,97.

В соот­ветствии с методикой распределения субсидий местным бюджетам на предоставление социальной выплаты молодым семьям на приобретение жилья, являющейся приложени­ем 32 к Закону Ставропольского края от 12 декабря 2008 года № 95-кз «О бюджете Став­ропольского края на 2009 год» доля местного бюджета в социальной выплате семье Бо­рисенко Т.П. составила 8 процентов от расчетной стоимости жилья (*** тыс. рублей), доля краевого бюджета составила 2 процента от расчетной стоимости жилья (*** тыс. рублей).

В настоящем судебном заседании также установлено, что администрацией г. Ставрополя неиспользованные денежные средства краевого и федерального бюджетов были возвращены в министерство строительства и архитектуры СК.

В соответствии с пунктом 5 ст. 242 Бюджетно­го кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты, полученные в форме суб­сидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финан­совом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответ­ствии с решением главного администратора бюджетных средств. Взыскание неиспользо­ванных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осу­ществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.03.2011 года № 113 «О подтверждении наличия потребности в использовании субсидий, предоставленных в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение мероприятий по обеспечению жильем иных категорий граждан на основании решений Правительства Российской Федерации целевой программы «Жили­ще» на 2002 - 2010 годы, на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», принято решение о подтверждении в использовании в 2011 году остатка неиспользованных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2010 году на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Объем финансирования Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы из федерального бюджета утвержден на каждый последующий год (приложение 2 Подпрограммы) и подлежит распределению строго в соответствии с положениями Правил.

Следовательно, суд считает, что имеются законные основания для осуществления механизма перечисления суммы субсидии в пользу истца, более того, судом установлено, что обязательства Борисенко Т.П. по использованию субсидии были выполнены в полном объеме.

Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом в обоснование требований о взыскании с ответчиков расходов на услуги представителя, представлен в судебное заседание договор на оказание юридических услуг от 02.03.2012 года, заключенный между Борисенко Т.П. и ООО «Северо-Кавказский региональный юридический центр», в судебных заседаниях интересы истца, на основании доверенности представляла Пашина Ю.Г.

Суд считает, что в настоящем судебном заседании не нашли своего подтверждения затраты на услуги представителя, поскольку отсутствует квитанция об оплате услуг ООО «Северокавказский региональный юридический центр», отсутствуют сведения о том, что Пашина Ю.Г. состоит в трудовых отношениях с ООО «Северо-Кавказский региональный юридический центр», отдельного договора на оказание юридических услуг с Пашиной Ю.Г., суду не представлено, в связи с чем, суд считает требования истца о взыскании с ответчиков *** рублей, якобы, уплаченных ею за представительские услуги, не подлежат удовлетворению.

Требования истца о взыскании пропорционально с ответчиков судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере *** руб. *** коп. подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Борисенко Т.П., действующей также в интересах несовершеннолетнего Борисенко Д.Е. к Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Администрации г. Ставрополя о взыскании социальной выплаты, расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Борисенко Т.П., Борисенко Д.Е. социальную выплату в сумме (...) (двести пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто) рублей путем перечисления их на счет ***, открытый Акционерным Коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) по кредитному договору от 14.12.2009 года № ***.

Взыскать с Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края за счет средств краевого бюджета в пользу Борисенко Т.П., Борисенко Д.Е. социальную выплату в сумме (...) (…) рублей.

Взыскать с Администрации г. Ставрополя за счет средств местного бюджета в пользу Борисенко Т.П., Борисенко Д.Е. социальную выплату в сумме (...)(…) рубля.

В пользу Борисенко Т.П. взыскать с ответчиков госпошлину в сумме *** (***) рублей ** копеек в следующем соотношении: с Министерства регионального развития РФ ** рублей ** коп., с Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края ** руб., ** коп., Администрации г. Ставрополя *** руб., ** коп.

В удовлетворении требования Борисенко Т.П. о взыскании с ответчиков расходов по оплате услуг представителя в размере *** рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Решение суда в окончательной редакции изготовлено 20 августа 2012 года.

Судья А.И.Эминов