Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 августа 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Эминова А.И., при секретаре Шуляковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Карповой С.Ф. о признании отказа в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, У С Т А Н О В И Л: Карпова С.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, обосновав свое заявление тем, что она является опекуном дочери – инвалида Карповой П.Е., ГГГГ года рождения. В июне 2012 года она обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ей земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях аренды. 16.07.2012 года она получила письмо Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, в котором указано, что исключений в порядке предоставления земельных участков для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, в настоящее время не предусмотрены, соответственно, правовых основании для предоставления указанной категории граждан земельных участков в первоочередном порядке в целях ИЖС отсутствуют. То есть, фактически она получила официальный отказ в представлении земельного участка. Считает отказ в предоставлении ей земельного участка для ИЖС по договору аренды незаконным, дискриминационным, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления к приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Таким образом, для реализации права на получение земельного участка в порядке абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», достаточно только заявления и справки МСЭ. В соответствии со ст. 28 ГК РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Предоставление земельных участков для строительства на территории города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Причем никаким НПА форма указанного заявления не предусмотрена. В Обзоре законодательств и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 года указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Также, полагает, и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по своей сути является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-0-0, данная льгота реализуется гражданами на практике. При этом принцип платного пользования землей сохраняется. Отсутствие механизма правового регулирования вопросов, связанных с льготным предоставлением земельных участков под ИЖС инвалидам на уровне субъекта РФ не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе, прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Просила признать отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении ей в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - незаконным, обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона. В судебном заседании заявитель Карпова С.Ф. поддержала свои требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным выше. Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Жукова М.В. в судебном заседании требования Карповой С.Ф. не признала и пояснила, что согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (торгах). В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно вышеуказанным правовым нормам, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на заключение договоров купли-продажи (то есть, за плату) земельных участков без проведения торгов (ответ на вопрос № 2, включенный в Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года). Однако нормами действующего законодательства не установлен порядок льготного предоставления земельных участков, в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что влечет невозможность реализации данного права. Таким образом, вопрос о предоставлении Карповой С.Ф. земельного участка может быть рассмотрен после принятия соответствующего федерального нормативного правового акта или нормативного правового акта Ставропольского края. Представители Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки, не сообщили, не настаивали на рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст. 254 ГПК РФ). Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения или действие (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Судом установлено, что Карпова С.Ф., являясь опекуном своей дочери Карповой П.Е., которая является инвалидом детства 1 группы, в июне 2012 года обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях долгосрочной аренды. Судом так же установлено, что 16.07.2012 года Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в адрес Карповой С.Ф. было направлено письмо с указанием на то обстоятельство, что вопрос о предоставлении Карповой С.Ф. земельного участка может быть рассмотрен после принятия соответствующего федерального нормативного правового акта или нормативного правового акта Ставропольского края. То есть, фактически администрация г. Ставрополя отказала в предоставлении земельного участка Карповой С.Ф. для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке на основании абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 года, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду для индивидуального жилищного строительства не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Суд считает, что и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-О-О, данная льгота реализуется гражданами на практике. Согласно ст. 48 Устава г. Ставрополя администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом, а также муниципальными правовыми актами г. Ставрополя. Исходя из положений п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками в установленном порядке органами местного самоуправления. Из пояснений представителя администрации г. Ставрополя в судебном заседании следует, что нормативно-правовой акт на региональном уровне, который регулировал бы порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам, отсутствует. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении заявления, возлагает на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. Исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела незаконность действий администрации г. Ставрополя, выраженных в отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлена, в связи с чем, заявление Карповой С.Ф. в части признания указанных действий администрации г. Ставрополя незаконным, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, подлежит удовлетворению. Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и предоставить Карповой С.Ф. в первоочередном порядке земельный участок в аренду под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с требованиями действующего законодательства. С учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Карповой С.Ф. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Заявление Карповой С.Ф. о признании отказа в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, – удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении Карповой Светлане Федоровне в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ г. Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и предоставить Карповой Светлане Федоровне в первоочередном порядке земельный участок в аренду под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца. Решение суда в окончательной редакции изготовлено 21 августа 2012 года. Судья А.И.Эминов