№2-1585/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующей судьи Шевченко Ю.И., При секретаре Назаровой Н.С., С участием помощником прокурора Коваленко Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ставрополя, СНТ « … » (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУ « … », Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю) о признании бездействия незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения закона, УСТАНОВИЛ: Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Октябрьский райсуд г. Ставрополя с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ставрополя, СНТ « … » о признании незаконным бездействия СНТ « … » по устранению нарушений требований пожарной безопасности и противопожарного режима; об обязании СНТ « … » устранить нарушения требований пожарной безопасности и противопожарного режима, а именно: вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01»; оборудовать территорию средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обустроить тупиковые проезды разворотными площадками не менее 12м.х12м.; установить указатели места расположения пожарных гидрантов; убрать на улицах шлагбаумы; очистить противопожарные разрывы от строений, территорию СНТ « … » и прилегающую к нему территорию лесного массива в лесных квадратах 32,33,37 и 38 от складированного бытового мусора, горючих отходов (древесины, сухой травы, бумаги, тары и другого горючего материала); убрать постройки в прилегающем к территории СНТ лесном массиве; о признании незаконным бездействие администрации г. Ставрополя по организации первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя в районе размещения СНТ « … »; о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности обеспечить беспрепятственный свободный проезд пожарной и специальной техники между территорией СНТ « … » и лесным массивом путем устройства противопожарных разрывов, обрезки кроны лесных деревьев вдоль частично имеющейся разделяющей СНТ и лесной массив дороги. В судебном заседании представитель истца Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, помощник прокурора Коваленко Л.Н. поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности по городу Ставрополю УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в садоводческом некоммерческом товариществе « … », расположенном в границах города Ставрополя и граничащем с территорией городского леса - урочищем « … » (лесные кварталы ……. И … ). Постановлением администрации города Ставрополя от 18.08.2011 № 2338 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя, которым установлены общие требования к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя. Согласно п. 2.1.6 Положения первичные меры пожарной безопасности включают в себя в обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности возложено на орган местного самоуправления города Ставрополя в рамках установленных полномочий, в том числе путем организации своевременной очистки территории города Ставрополя от горючих отходов, мусора, сухой растительности, деревьев, произрастающих в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, препятствующих установке подъемных механизмов и свободному проезду пожарной и специальной техники к месту пожара (п. 2.2, 2.2.8, 2.2.9 Положения). Проведенной проверкой установлено, что согласно лесоустроительной документации - планшет № 15 МБУ «Ставропольское городское лесничество» СНТ « … », граничит с территорией городских лесов в урочище « … » (лесные кварталы ……. и …), при этом в СНТ не соблюдаются обязательные требования по обеспечению пожарной безопасности, установленные ст. ст. 67, 75 Закона № 123-ФЗ, ППБ 01-03 и СНиП 30-02-97*, Правилами противопожарного режима, а именно: не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01»; территория не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 12x12м; ширина проезжей части улиц менее 7м, проездов - менее 3,5 м; максимальная протяженность тупиковых проездов превышает 150м; отсутствуют указатели места расположения пожарных гидрантов; на улицах СНТ установлены шлагбаумы, которые препятствуют свободному подъезду пожарных машин к садоводческим постройкам; допущено складирование сгораемого материала в противопожарном разрыве от строений в СНТ; не выдержаны расстояния 15 м от садоводческих построек до окружающего СНТ лесного массива; допускается складирование мусора и горючих отходов на территории СНТ и на прилегающей к СНТ территории лесного массива. Нарушением в СНТ « … » обязательных требований пожарной безопасности и противопожарного режима создается угроза возникновения на его территории пожара, в результате которого может быть причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических лиц, а также окружающей среде, в том числе вследствие распространения пожара с территории СНТ на примыкающий к нему лесной массив. Аналогично складирование мусора и горючих отходов в прилегающем к СНТ « … » лесном массиве, отсутствие противопожарных разрывов и минерализованных полос между территорией СНТ и лесным массивом создает угрозу возникновения лесного пожара и распространения его на территорию СНТ с соответствующими негативными последствиями для жизни, здоровья граждан, их имущества, окружающей среды. В силу ч. 2 ст. 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Правилами противопожарного режима на руководителя организации возложены обязанности обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, в том числе системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации (п. 61), своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы, не допуская сжигания отходов и тары в местах, находящихся на расстоянии менее 50 м от объектов (п. 78). Нарушения требований пожарной безопасности и противопожарного режима на территории СНТ « … » и на примыкающей к ней территории городского леса носят систематический характер, что подтверждается материалами плановых и внеплановых проверок органом пожарного надзора, проведенных в июне 2009, 2011, 2012 году, по результатам которых СНТ и председатель СНТ Хачатуров В.А. привлекались к административной ответственности соответственно постановлением Промышленного районного суда города Ставрополя от 29.06.2009 и постановлением органа пожарного надзора от 21.10.2011. Кроме того, органом пожарного надзора выдавались предписания об устранении СНТ выявленных нарушений требований пожарной безопасности со сроками исполнения до 01.06.2010 и до 01.03.2012. Однако до настоящего времени эти нарушения в СНТ не устранены, в связи с чем, на его территории и на территории примыкающего к нему лесного массива сохраняется угроза возникновения пожаров. Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности и противопожарного режима, выразившиеся в отсутствии противопожарных разрывов между территорией СНТ и лесным массивом препятствующих свободному проезду пожарной и специальной техники к возможному месту пожара, свидетельствуют о бездействии администрации города Ставрополя по исполнению закрепленных п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона № 131-ФЗ, Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя полномочий в этой сфере. Несоблюдение СНТ « … » требований пожарной безопасности и противопожарного режима, неисполнение администрацией города Ставрополя полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в районе расположения этого СНТ в примыкание к лесному массиву, целью которых является защита жизни, здоровья граждан, охраны окружающей среды, нарушает гарантированные ст.ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации права граждан на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду. Территория СНТ ограничивается определенной площадью. Поэтому СНТ можно обязать устранить нарушения только в границах их территории и прилегающей к СНТ территории. Что касается противопожарных разрывов и устройства минерализованных полос, то это входит в компетенцию администрации г. Ставрополя. Структурным подразделением администрации г. Ставрополя является Комитет городского хозяйства, который и должен заниматься вопросами соблюдения первичной пожарной безопасности, согласно ФЗ № 131. Кроме того, сейчас требования заявлены не по исполнению предписаний, а по конкретным выявленным нарушениям. Меры прокурорского реагирования в отношении администрации г. Ставрополя не предпринимались. Поскольку прокурорская проверка, которая проводилась в отношении СНТ « … », проводилась с участием представителя МБУ « … ». МБУ « … » было образовано Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя, поэтому о данных нарушениях администрация г. Ставрополя обязана была знать. Представитель администрации утверждает, что не понятно о какой дороге идет речь. За пределами СНТ есть дорога, между лесом и СНТ «… ». Данная дорога относится к землям администрации г. Ставрополя. Представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Якимов А. А. возражал против заявленных к администрации г. Ставрополя исковых требований. Прокурором не указано, какая именно дорога должна быть приведена в соответствии с противопожарными правилами. Кроме того, отсутствует информация о том, что истец пытался разрешить данный вопрос в досудебном порядке. Обязанность по обеспечению мер первичной пожарной безопасности также лежат и на СНТ. Документов, подтверждающих, что там имеется дороги муниципальных земель не представлено. Представитель ответчика СНТ « … » по доверенности Константинов И. Н. с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности по городу Ставрополю УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в садоводческом некоммерческом товариществе « … » (далее - СНТ « … »), расположенном в границах города Ставрополя и граничащем с территорией городского леса урочищем « … » (лесные кварталы …… и ….. ). С выводами комиссии не согласны по следующим основаниям: во-первых, вывод о том, что на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01» не соответствует действительности, так как п. 13 ППБ01-03 гласит, что во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. В СНТ « … » таким помещением является помещение правления СНТ « … », оно же является единственным. На наружной стене помещения правления на видном месте (месте для ознакомления с информацией) закреплена табличка с указанием номера вызова пожарной охраны (фото прилагается). Так же табличка с указанием номера вызова пожарной охраны закреплена на остановке СНТ « … ». Во-вторых, вывод о том, что территория СНТ « … » не оборудована средствами звуковой сигнализации, также не соответствует действительности, так как на помещении (вагончике) правления такая звуковая сигнализация существует (фото прилагается). В -третьих, комиссией установлено, что ширина проезжей части улиц менее 7 м, проездов менее 3,5 м, максимальная протяженность тупиковых проездов превышает 150 м и, что это является нарушением СНиП 30-02-97. В пункте 1.1 СниПЗО-02-97 сказано, что настоящий свод правил распространяется на проектирование застройки территорий садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан, находящихся на них зданий и сооружений. Решение об организации садоводческого товарищества « … » было принято Ставропольским городским Советом народных депутатов 27 июля 1987 года, т.е. определение размеров садовых участков, ширины дорог и их протяженности принималось задолго до введения в действие СниПЗ0-02-97. Следовательно, настоящий свод правил не распространяется на застройку территории СНТ « … ». На сегодняшний день изменить параметры проезжей части товарищества не представляется технически возможным, так как это приведет к нарушению прав собственников земельных участков. В-четвертых, тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 12x12м. В данном случае комиссия не установила количество таких площадок, их местонахождение на плане. В материалах дела находится одна фотография по данному факту нарушения, следовательно, не обеспечен разворотной площадкой один тупиковый проезд. Для решения данного вопроса председатель правления СНТ « … », Хачатуров В.А. обратился с письмом от 21.10.2011 г. в ОГПН ГУ МЧС России по СК, по оказанию содействия в проведении мероприятий для устройства противопожарной полосы и разворотной площадки. На данное обращение, ответа до настоящего времени предоставлено не было. В-пятых, не выдержаны расстояния 15 м от садоводческих застроек до окружающего СНТ « … » лесного массива. В данном случае, постройки являются собственностью граждан членов СНТ « … », а в соответствии с п. 2 ППБ01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В-шестых, отсутствуют указатели места расположения пожарных гидрантов. При производстве работ по водоснабжению СНТ «Нива» были установлены пожарные гидранты и указатели их места расположения на металлической основе. В дальнейшем они были украдены. В настоящее время указатели мест расположения пожарных гидрантов восстановлены. (Фото прилагается). В-седьмых, на улицах СНТ « … » установлены шлагбаумы, которые препятствуют свободному проезду пожарных машин к садовым постройкам. Шлагбаумы на улицах СНТ « … » были установлены по решению общего собрания членов СНТ « … » в 2004 г., на денежные средства членов товарищества, в период массового строительства, для предотвращения хищения строительных материалов и другого имущества членов СНТ « … ». В настоящее время, шлагбаумы не оборудованы замыкающими устройствами, что не создает препятствий для проезда. Поскольку, шлагбаумы были установлены по решению общего собрания членов СНТ « … » и на их средства, то председатель правления СНТ « … » не уполномочен самостоятельно их демонтировать. В-восьмых, убрать постройки в прилегающем лесном массиве. В акте обследования территории СНТ « … » такое нарушение не установлено. По данному требованию была создана комиссия СНТ « … », которой была проведена работа по выявлению собственника указанного контейнера. В результате чего, контейнер с территории прилегающего лесного массива был вывезен, о чем комиссией составлен акт от 19.08.2012 г. В-девятых, допускается складирование мусора, горючих отходов и сгораемого материала на территории СНТ « … », на прилегающей к СНТ территории лесного массива и в противопожарном разрыве от строений СНТ « … ». По решению общих собраний членов СНТ « … » мероприятия по вывозу мусора, отходов, горючих материалов осуществляются постоянно, за счет денежных средств членов СНТ « … », что подтверждается протоколами заседаний правления и общего собрания членов СНТ « … ». Кроме этого, между СНТ « … » и СМУП « … » заключен договор по вывозу ТБО. Из протоколов общий собраний членов СНТ « … » и заседаний правления следует, что работа по вывозу мусора и горючих отходов в СНТ « … » ведется постоянно, а также постоянно, среди членов СНТ « … » проводится разъяснительная работа по соблюдению правил пожарной безопасности, по постоянной очистке территории СНТ « … » и прилегающего лесного массива от горючих отходов и мусора. Засорение прилегающей территории лесного массива, разделительной полосы и мест общего пользования СНТ « … » происходит по вине несознательных членов СНТ « … ». В десятых, о проделанной работе по устранению нарушений председатель правления СНТ « … » представил в ОНД по г. Ставрополю УНД ГУ МЧС России по СК фотографии. Действия СНТ « … » направлены на соблюдение мер противопожарной безопасности. Построек в лесу нет, и в акте не указано про такие нарушения. Представитель ответчика СНТ « … » по доверенности Федюкевич И. А. поддержала пояснения представителя ответчика СНТ « … » - Константинова И.Н., добавив, что капитальные строения, граничащие с лесом – это собственность дачников. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУ « … » по доверенности Лунева Т. А. полностью поддержала заявленные исковые требования. Действительно, председатель СНТ « … » обращался за выделением автомашины для вывоза мусора с территории СНТ. Чтобы это проверить, специалисты лесничества выйдут на место, и проверят произведен ли вывоз мусора. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица, по сути исковых требований приходит к следующему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Судом установлено, что СНТ «. .. » как юридическое лицо зарегистрировано в установленном законом порядке как первоначально созданное 1 октября 1987 года решением исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов №773. Согласно выкопировки из планшета №15 МБУ « … » урочище « … », квартал …, квартал …, квартал …, квартал …, территория СНТ « … » расположено в границах г. Ставрополя с граничит с территорией городского леса – урочище « … ». В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собою совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного и иного характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) установлено, что объектом защиты от пожара является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (ст. 2); каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст. 5); пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения городского округа. Постановлением администрации города Ставрополя от 18.08.2011 № 2338 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя, которым установлены общие требования к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя. Согласно п. 2.1.6 Положения первичные меры пожарной безопасности включают в себя в обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности возложено на орган местного самоуправления города Ставрополя в рамках установленных полномочий, в том числе путем организации своевременной очистки территории города Ставрополя от горючих отходов, мусора, сухой растительности, деревьев, произрастающих в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, препятствующих установке подъемных механизмов и свободному проезду пожарной и специальной техники к месту пожара (п. 2.2, 2.2.8, 2.2.9 Положения). Как установлено в суде, за пределами СНТ « … », находящегося на землях города Ставрополя, имеется дорога, расположенная между лесом и СНТ « … », данная дорога относится к муниципальным землям, распорядителями которых является администрация г. Ставрополя. Как пояснил представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУ « … » в судебном заседании, указаний от администрации г. Ставрополя по устройству противопожарных разрывов и обрезке кронов деревьев не поступало. Таким образом, в суде установлено, что администраций г. Ставрополя допущено незаконное бездействие, выразившееся в неорганизации первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя в районе размещения СНТ « … » с возложением обязанность обеспечить беспрепятственный свободный проезд пожарной и специальной техники между территорией СНТ « … » и лесным массивом путем устройства противопожарных разрывов, обрезки кроны лесных деревьев вдоль частично имеющейся разделяющей СНТ и лесной массив дороги. В суде подтверждено, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности и противопожарного режима, выразившиеся в отсутствии противопожарных разрывов между территорией СНТ и лесным массивом препятствующих свободному проезду пожарной и специальной техники к возможному месту пожара, свидетельствуют о бездействии администрации города Ставрополя по исполнению закрепленных п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона № 131-ФЗ, Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя полномочий в этой сфере. В соответствии со ст. 67 Закона № 123-ФЗ, утратившей силу с вступлением в силу федерального закона от 10 июля 2012 года, ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров, тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров; максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров; на территории садоводческого, некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам и объектам общего пользования, при этом ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра. Статьей 75 Закона № 123-ФЗ, утратившей силу с вступлением в силу федерального закона №117-ФЗ от 10 июля 2012 года, определены специальные требования к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных земельных участков, согласно которым противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 № 849 утвержден свод правил «СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (далее - СНиП 30-02-97*). Согласно СНиП 30-02-97* на территории садоводческих (дачных) объединений должно быть: расстояние от застройки до лесных массивов - не менее 15 м. (п. 4.7), ширина проезжей части улиц - не менее 7,0 м, проездов - не менее 3,5 м (п. 5.7), максимальная протяженность тупикового проезда - не более 150 м, тупиковые проезды должны быть обеспечены разворотными площадками размером не менее 12x12 м. (п. 5.8). На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора (п. 5.11). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которыми в целях обеспечения пожарной безопасности запрещено: на территориях городских округов, на объектах садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов (п. 19), использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для разведения костров и сжигания отходов и тары (п. 74), использовать территории противопожарных расстояний от объектов и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков) под строительство различных сооружений и подсобных строений, для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов (п. 79), а также установлена необходимость предусматривать на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах (п. 78). Суду представлен акт проверки от 15 июня 2012 года о том, что в СНТ не соблюдаются обязательные требования по обеспечению пожарной безопасности, установленные ст. ст. 67, 75 Закона № 123-ФЗ, ППБ 01-03 и СНиП 30-02-97*, Правилами противопожарного режима, а именно: не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01»; территория не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 12x12м; ширина проезжей части улиц менее 7м, проездов – менее 3,5 м; максимальная протяженность тупиковых проездов превышает 150 м; отсутствуют указатели места расположения пожарных гидрантов; на улицах СНТ установлены шлагбаумы, которые препятствуют свободному подъезду пожарных машин к садоводческим постройкам; допущено складирование сгораемого материала в противопожарном разрыве от строений в СНТ; не выдержаны расстояния 15 м от садоводческих построек до окружающего СНТ лесного массива; допускается складирование мусора и горючих отходов на территории СНТ и на прилегающей к СНТ территории лесного массива. В силу ч. 2 ст. 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Пунктом 10 ППБ 01-03, действовавших до 31 мая 2012 года, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно Постановления Правительства РФ «О противопожарном режиме» № 390 от 25 апреля 2012 года п.16. - на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 75 - Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники; п.61- руководитель организации обязан обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, в том числе системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации; п. 78 – руководитель организации обязан обеспечить своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы, не допуская сжигания отходов и тары в местах, находящихся на расстоянии менее 50 м от объектов. В суде подтверждено, что нарушения требований пожарной безопасности и противопожарного режима на территории СНТ « … » и на примыкающей к ней территории городского леса носят систематический характер, что подтверждается материалами плановых и внеплановых проверок органом пожарного надзора, проведенных в июне 2009, 2011, 2012 году, по результатам которых СНТ и председатель СНТ Хачатуров В.А. привлекались к административной ответственности соответственно постановлением Промышленного районного суда города Ставрополя от 29.06.2009 и постановлением органа пожарного надзора от 21.10.2011. Кроме того, органом пожарного надзора выдавались предписания об устранении СНТ выявленных нарушений требований пожарной безопасности со сроками исполнения до 01.06.2010г. и до 01.03.2012г. Однако, до настоящего времени эти нарушения в СНТ не устранены, в связи с чем, на его территории и на территории примыкающего к нему лесного массива сохраняется угроза возникновения пожаров. Суд учитывает доводы представителей ответчика о том, что на территории СНТ « … » вывешены таблички с указанием, куда звонить в случае пожара, указания нахождения пожарных гидрантов, данные обстоятельства не опровергаются представителем Ставропольского природоохранного прокурора, в связи с чем, в требованиях вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01» надлежит отказать как добровольно исполненных ответчиком СНТ « … ». Суд не может согласиться с доводами о наличии действующей системы звукового оповещения о пожаре, поскольку в подтверждение данных доводов представлены фотографии, однако на данных снимках отсутствуют даты, а также сведения, кем, с помощью каких технических средств осуществлена данная фотосъемка. Кроме того, не представлено доказательств, что установленная звуковая сигнализация находится в рабочем состоянии. Суду также представлена фотография без даты, на которой отражено какое-то место, где остались частично горючие материалы (ветки, мусор). Данное доказательство суд не может признать достоверным, поскольку неизвестно, какое место сфотографировано, когда, кем и с помощью каких технических средств осуществлена фотография. Государственный инспектор ГУ МЧС России по СК, старший лейтенант внутренней службы Аксенов Е.А., будучи допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля, показал, что он не выходил на место в СНТ « … » при проведении прокурорской проверки, выходил другой сотрудник. Провели проверку, выявили нарушения, составили акты. СНТ « … » проверяется с 2009 года, постепенно СНТ устраняет выявленные нарушения. Актом от 29.03.2012 года были выявлены нарушения, выдано предписание. Неизвестно выполнил ли председатель СНТ « … » данное предписание или нет, потому что еще не подошел срок проверки исполнения предписания. 20.08.2012 г. к свидетелю пришел председатель СНТ « … » Хачатуров, и принес фотографии, на которых видно, что он исправил выявленные нарушения. Свидетель ему сказал, что для него данные фотографии не являются доказательством исполнения предписания, и посоветовал ему показать их в суде. Хачатуров настаивал, чтобы свидетель их приложил к делу. Свидетель приложил представленные фотографии к делу, и написал об этом расписку. Административный материал по исполнения предписания от 29.03.2011 года находится на рассмотрении мирового судьи Зарудняк Н.Н. По акту от 29.03.2012 г. предписание не выдавалось. Свидетель не смог сказать, сколько тупиковых разворотов должно быть в СНТ, есть ли возможность обустроить разворотную площадку без вырубки лесного массива. Из показаний данного свидетеля следует, что инспектор ГУ МЧС РФ по СК не выходил в СНТ « … » и не проверял, имеется ли звуковая сигнализация и действующая ли она, убран ли мусор из противопожарных разрывов, обустроен ли тупиковый разворот и т.д., т.е. исполнено ли предписание, срок исполнения которого заканчивался 1 марта 2012 года. Представители ответчика в своих возражениях также указали, что невозможно изменить ширину проезжей части улиц СНТ и максимальную протяженность тупиковых проездов, поскольку СНТ создано до введения соответствующих СНиПов. Данные доводы не относятся к предмету спора, поскольку исковых требований в данной части не заявлено. Как пояснил представитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в исковых требованиях идет речь об обустройстве в СНТ « … » одного тупикового проезда разворотной площадкой. Исходя из изложенного, суд не может учесть доводы представителей ответчиков о том, что представитель СНТ обращался в МЧС России по СК с просьбой оказать содействие в обустройстве разворотной площадки, поскольку обязанность по обустройству такой площадки возложено на СНТ « … », на Главное управление МЧС России по СК не возложена обязанность оказывать содействие по соблюдению противопожарных норм и правил. Суду не заявлено требований об устройстве 15 метрового расстояния от садоводческих застроек до окружающего СНТ « … » лесного массива, в связи с чем доводы представителей ответчиков в данной части не имеют отношения к предмету спора. Представители ответчиков указали, что шлагбаумы на улицах СНТ « … » установлены по решению общего собрания членов СНТ, в настоящее время они не оборудованы замыкающими устройства, содержаться в открытом состоянии круглосуточно, в связи с чем нет необходимости их убирать, представитель СНТ « … » не может самостоятельно принять решения об их демонтаже. Учитывая, что нормы Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от18 июня 2003 года № 313, обязывающие обеспечить свободный проезд на дорогах для пожарной техники (п.23) утратил силу с изданием приказа МЧС России от 31 мая 2012 года № 306, в требованиях Ставропольского природоохранного прокурора об обязании СНТ « … » убрать на улицах шлагбаумы надлежит отказать. Как пояснил представитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, прокурор не просит очистить противопожарные разрывы от находящихся там строений, т.е. их снести, поскольку права на данные строения зарегистрированы в установленном порядке. Прокурор просит очистить противопожарные разрывы, в том числе, строения от складированного бытового мусора, горючих отходов. Как пояснил представитель МБУ « … », ими выделялась машина для уборки мусора из противопожарных разрывов, для того, чтобы убедиться в том, что противопожарные разрывы очищены необходимо проведение проверки специалистами; трудно сказать, что большое количество мусора, контейнеров, бытовых отходов и т.д. можно вывести одной машиной. Представителями ответчика не представлено суду сведений, что ими вызывались специалисты лесничества для подтверждения факта очистки противопожарных разрывов, а также уборки построек (контейнеров, емкостей и т.д.). Таким образом, суду не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств, что ответчиком устранены недостатки, выявленные в акте от 15 июня 2012 года. Также в суде доказано, что СНТ « … » в течение длительного времени с 2009 года по настоящее время допускается незаконное бездействие, выразившееся в несоблюдении требований пожарной безопасности и противопожарного режима. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению частично. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие СНТ « … », выразившееся в неустранении нарушений требований пожарной безопасности и противопожарного режима. Обязать СНТ « … » устранить нарушения требований пожарной безопасности и противопожарного режима, а именно: оборудовать территорию средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обустроить тупиковый проезд разворотной площадкой не менее 12м.х12м.;; очистить противопожарные разрывы, в том числе строения, иную территорию СНТ « … » и прилегающую к нему территорию лесного массива в лесных квадратах 32, 33, 37 и 38 от складированного бытового мусора, горючих отходов (древесины, сухой травы, бумаги, тары и другого горючего материала); убрать постройки (контейнеры, емкости и т.д.) в прилегающем к территории СНТ лесном массиве. Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к СНТ « … » об обязании вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны «01»; убрать на улицах шлагбаумы, установить указатели места расположения пожарных гидрантов – оставить без удовлетворения. Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в неорганизации первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя в районе размещения СНТ « … ». Возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность обеспечить беспрепятственный свободный проезд пожарной и специальной техники между территорией СНТ « … » и лесным массивом путем устройства противопожарных разрывов, обрезки кроны лесных деревьев вдоль частично имеющейся разделяющей СНТ и лесной массив дороги. Мотивированное решение составлено 28 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И.Шевченко