Решение суда 03.09.2012 по иску Борзых Е.Л. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Главному Управлению Внутренних дел по Ставропольскому краю



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд в составе:

Председательствующей судьи Кочетковой С.А.

При секретаре Марчукове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзых Е.Л. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Главному Управлению Внутренних дел по Ставропольскому краю о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

У С Т А Н О В И Л :

Истец Борзых Е.Л. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Главному Управлению Внутренних дел по Ставропольскому краю о признании за ней права собственности на квартиру № Х дома № ХХ по ул. ХХ г. Ставрополя в порядке приватизации, ссылаясь на то, что 14 мая 2004 года на основании Постановления главы администрации г. Ставрополя № 297 от 29.01.2004 г. Главным Управлением Внутренних дел Ставропольского края ее мужу Борзых Ю.Е. на состав семьи из пяти человек была предоставлена для проживания квартира № ХХ, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. ХХ, хх и выдан ордер № 45 от 14.05.2004 г..

В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают пятеро человек: она, Борзых Ю.Е., Борзых - Москвитина Н.Ю., Борзых П.Ю., Борзых С.Ю.

В мае 2012 г. она решила воспользоваться своим правом на приватизацию.

Вышеперечисленные члены семьи написали письменный отказ от участия в приватизации вышеуказанной квартиры в пользу истицы.

По обращению с заявлением на приватизацию спорной квартиры в Муниципальное унитарное предприятие «Жемчуг» ей был выдан перечень документов, которые необходимо было собрать для приватизации квартиры. В том числе необходимо было обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, в Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом и в Министерство имущественных отношений Ставропольского края о выдаче выписки из реестра (муниципальной, государственной, федеральной) собственности на указанную квартиру.

08.06.2012 г. из Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя был получен ответ, о том, что квартира № Х в жилом доме, расположенном в г. Ставрополе ул. ХХ, х в реестре муниципальной собственности г. Ставрополя не значится.

В 2004 г. в соответствии с ходатайством ГУВД СК о передаче на баланс города первой очереди указанного жилого дома Ставропольской городской думой было принято решение от 18.02.2004 г. № 30 «О перечне предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Ставрополя».

Однако, в связи с тем, что процедура передачи жилых помещений из федеральной собственности не соблюдена передающей стороной, а именно не были представлены соответствующее постановление Правительства РФ и акты приема передачи указанного имущества из федеральной собственности в муниципальную, комитет до настоящего времени не имеет возможности зарегистрировать право муниципальной собственности на переданные квартиры. Ввиду отсутствия указанных документов, Управление Росреестра по Ставропольскому краю отказывает в регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на переданные квартиры, что соответственно делает невозможным передачу гражданам данных квартир в собственность в порядке приватизации.

13.06.2012 г. ею был получен ответ из Министерства имущественных отношений Ставропольского края, в котором сообщалось, что спорная квартира в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.

13.06.2012 г. также был получен ответ из Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае, в котором сообщалось, что квартира в реестре федерального имущества отсутствует.

14.06.2012 г. ею был получен отказ МУП «Жемчуг» в котором сообщалось, что МУП «Жемчуг» оформляет документы по передаче в собственность жилых помещений, являющихся муниципальной собственностью.

Факт принадлежности жилых помещений к муниципальному жилому фонду подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности, выдаваемой комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.

Как видно из ответов полученных из Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, из Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ставропольского края и из Министерства имущественных отношений Ставропольского края квартира №17 расположенная по адресу Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Октябрьская 186/4 в реестре государственного, муниципального и федерального имущества не значится.

Таким образом, право собственности на квартиру ни за кем не оформлено.

Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Таким образом, она не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, это возможно лишь в судебном порядке.

В судебном заседании истица Борзых Е.Л. исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме заявленных требований.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в судебном заседании исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, пояснив, что в 2004 году в соответствии с ходатайством ГУВД по СК о передаче на баланс города жилого дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ХХ, х -Ставропольской городской Думой было принято решение от 18.02.2004 №30 г «О перечне предприятий, передаваемых в муниципальную собственность города Ставрополя».

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», для принятия решения о передаче имущества, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы:

а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных нравах па земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом:

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит па праве хозяйственною ведения или оперативного управления федеральном) государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним):

д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

з) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;

и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации:

к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передач) имущества;

л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями. государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на нраве хозяйственного ведения пли оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Кроме того, согласно п.5 Постановление Правительства от 13.06.2006 № 374 в целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.

Однако, в связи с тем, что процедура передачи жилых помещений из федеральной собственности в муниципальную собственность не была соблюдена передающей стороной, а именно: не были представлены соответствующее постановление Правительства РФ и акты приема-передачи указанного имущества из федеральной собственности в муниципальную, комитет до настоящего времени не имеет возможности зарегистрировать право муниципальной собственности на переданные квартиры. Ввиду отсутствия указанных документов. Управление Росреестра по СК отказывает в регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на переданные квартиры, что соответственно делает невозможным передачу гражданам квартир в собственность в порядке приватизации.

То есть, правовая неопределенность в положении спорного имущества возникла независимо от волеизъявления комитета, и комитет никоим образом не нарушал права истица на приватизацию.

Представитель ответчика Главного Управления Внутренних дел по СК и третьего лица МУП «Жемчуг» в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дне и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 41, 43).

Третьи лица Борзых Ю.Е., Борзых Н.Ю., Борзых П.Ю., Борзых С.Ю. в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, и исковые требования, заявленные к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, удовлетворить по следующим основаниям.

На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 219 Гражданского Кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статья 2 Закона РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что на основании Постановления главы администрации г. Ставрополя № 297 от 29.01.2004 г. Главным Управлением Внутренних дел Ставропольского края Борзых Ю.Е. на состав семьи из пяти человек: он, жена Борзых Е.Л., дочь Борзых Н.Ю., сын Борзых П.Ю. и сын Борзых С.Ю. была предоставлена для проживания квартира № ХХ, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. ХХ, х, состоящая из четырех комнат, жилой площадью 51,7 кв.м., общей площадью 78,9 кв.м. и выдан ордер № 45 от 14.05.2004 г.

Указанные лица проживают и зарегистрированы в спорной квартире в настоящее время.

Согласно технического паспорта, выданного ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» спорный дом является жилым домом, а спорная квартира по состоянию на 28.02.2012 г. жилой квартирой, общей площадью 85,1 в.м, жилой – 51,7 кв.м..

В 2004 г. в соответствии с ходатайством ГУВД СК о передаче на баланс города первой очереди жилого дома по ул. ХХ, х. Ставрополя, Ставропольской городской думой было принято решение от 18.02.2004 г. №30 «О перечне предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Ставрополя».

Однако, в связи с тем, что процедура передачи жилых помещений из федеральной собственности не соблюдена передающей стороной, а именно не были представлены соответствующее постановление Правительства РФ и акты приема передачи указанного имущества из федеральной собственности в муниципальную, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя не зарегистрировал право муниципальной собственности на переданные квартиры.

Согласно письма Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 08.06.2012 г., квартира № х жилого дома, расположенного в г. Ставрополе по ул. ХХ, х, в реестре муниципальной собственности г. Ставрополя не значится.

Согласно письма Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 13.06.2012 г. указанная квартира в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.

Согласно письма Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае от 13.06.2012 г. указанная квартира в реестре федерального имущества отсутствует.

Истица обратилась в МУП «Жемчуг» с заявлением о приватизации указанной квартиры, откуда получила отказ и рекомендацию обратиться в суд.

Спорная квартира не является муниципальной, в связи с чем, вышеуказанные организации не имеют права распоряжаться ею, в том числе заключать договоры приватизации.

Указанные обстоятельства являются препятствием к реализации права истца на приватизацию квартиры.

В суде также установлено, что квартира № х в жилом доме по ул. ХХ, х г. Ставрополя не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, для истицы указанная квартира является единственным местом постоянного проживания, другого жилья она не имеет. Ранее правом на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения истица не воспользовалась, что подтверждается справкой МУП «Жемчуг» (л.д.12).

Таким образом, по независящим от истца причинам она не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ей по договору социального найма жилого помещения.

Согласно ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

В случае если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 01.03.2005 г., фактически не переданы в муниципальную собственность, то, как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Таким образом, имеются предусмотренные законом основания, для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Третьи лица – наниматель спорной квартиры Борзых Ю.Е. и члены его семьи Борзых Н.Ю., Борзых П.Ю., Борзых С.Ю. отказались от приватизации жилого помещения в пользу истицы, предоставив суду нотариально заверенные отказы (л.д. 18, 19, 20, 21).

Требования, заявленные истицей к Главному Управлению Внутренних дел по Ставропольскому краю, не подлежат удовлетворению, поскольку, ГУВД собственником спорного имущества не является, ордер на квартиру был выдан истцам Постановлением Главы администрации г. Ставрополя от 29 января 2004 года.

Руководствуясь ст. ст. 218, 219 ГК РФ, ст. ст. 2, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. ст. 17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Борзых Еленой Леонидовной право собственности в порядке приватизации на квартиру № Х дома № ХХ по ул. ХХ г. Ставрополя, жилой площадью – 51,7 кв.м, общей площадью - 85,1 кв.м., инвентарный номер ХХ. Решение суда является основанием для осуществления государственной регистрации возникновения права собственности на квартиру № Х дома № Х по ул. ХХ г. Ставрополя, жилой площадью – 51,7 кв.м., общей площадью - 85,1 кв.м, инвентарный номер ХХ.

Исковые требования Борзых Е.Л. к Главному Управлению Внутренних дел по Ставропольскому краю – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.