Р Е Ш Е Н И Е 06 сентября 2012 года город Ставрополь Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кочетковой С.А. при секретаре Марчукове М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Омарова В.В., Колесниковой Е.А. о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления. У С Т А Н О В И Л : Начальником МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска» 02.07.2012 г. заявителям выдано разрешение № RU 23308000-1 на строительство индивидуального жилого дома этажностью до 3-х этажей на земельном участке общей площадью 982 кв.м, расположенного по адресу г. Новороссийск, с. ХХ, ул. ХХ, х. Приказом начальника МКУ «Управления архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск № 41-В от 10.08.2012 г. вышеуказанное разрешение на строительство было отменено. Заявители Омаров В.В. и Колесникова Е.А. обратились в суд и просили признать недействительным приказ начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Новороссийска об отмене разрешения на строительство №RU 23308000-1202-12, выданного от 02.07.2012 г. на строительство жилого дома, ссылаясь на то, что в указанном приказе не указаны основания к отмене разрешения на строительство, а именно, в чем состоит несоответствие строящегося капитального объекта, ранее выданному разрешению на строительство. Законом не предоставлено право органу местного самоуправления отменять выданное в соответствии с Законом разрешение на строительство. В судебное заседание заявители Омаров В.В. и Колесникова Е.А. не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель Омарова В.В. по доверенности Верзун О.В. и представитель Колесниковой Е.А. по доверенности Серебрянникова С.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска» в судебное заседание не явился, извещенный о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 75). Суд, выслушав представителей заявителей, исследовав материалы дела, считает, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Судом установлено, что Колесникова Е.А. и Омаров В.В. являются сособственниками земельного участка каждый в равных долях (по 1/2 доли) общей площадью 982 кв.м., категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилого дома, кадастровый номер ХХ, расположенный по адресу: г. Новороссийск, с. ХХ, ул. Х, х. Начальником МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска» 02.07.2012 г. заявителям выдано разрешение № RU 23308000-1 на строительство индивидуального жилого дома этажностью до 3-х этажей на земельном участке общей площадью 982 кв. м, расположенного по адресу г. Новороссийск, с. ХХ, ул. Х, х. Приказом начальника МКУ «Управления архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск № 41-В от 10.08.2012 г. вышеуказанное разрешение на строительство было отменено. Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В соответствии с п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Судом установлено, что указанные документы заявителями были приобщены к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Согласно п. 11. ст. 51 Градостроительного кодекса, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Поскольку, представленные заявителями документы соответствовали требованиям Закона им было выдано разрешение на строительство, срок которого неоднократно продлялся. Заявителями 02.07.2012 г. в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск» было подано заявление о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако, 10.08.2012 г. приказом начальника МКУ «Управления архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск № 41-В вышеуказанное разрешение на строительство было отменено. Основанием к отмене разрешения на строительство, указано выявленное в ходе выездной проверки 10 августа 2012 года несоответствие строящегося капитального объекта выданному разрешению на строительство индивидуального жилого дома. Однако, в приказе об отмене разрешения на строительство не указано, в чем состоит несоответствие строящегося объекта выданному разрешению. В разрешении на строительство указано, что заявителям разрешено строительство индивидуального жилого дома этажностью до 3-х этажей включительно, в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка и утвержденным градостроительным планом земельного участка. Судом установлено, что в производстве Приморского районного суда г. Новороссийска находилось гражданское дело по иску администрации г. Новороссийска к заявителям о сносе самовольного строения - индивидуального жилого дома. По указанному гражданскому делу судом проводилось судебная строительно-техническая экспертиза, согласно заключения которой, возводимый объект строительства находится на территории муниципального образования, предназначенной для ИЖС и соответствует планировочной структуре. Неоконченный строительством объект является 2-х этажным строением, признаки многоэтажности отсутствуют, строение соответствует строительным нормам и правилам в вопросах надежности, безопасности и долговечности, соответствует противопожарным нормам и правилам и охраняемым законам и интересам других лиц, в том числе смежных землепользователей, права которых не нарушаются, строение угрозы жизни и здоровью граждан не создает. В части соблюдения расстояния до границ соседних земельных участков, включая земли общего пользования техническим регламентам, в увязке с Постановлением ЗС Краснодарского края от 24.06.2009 г. № 1381П «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края» не противоречит. Таким образом, указанным заключением экспертизы не было установлено, что строящийся объект не соответствует выданному разрешению на строительство. Определением Приморского районного суда г. Новороссийска от 02.08.2012 г. судом принят отказ от иска администрации г. Новороссийска к заявителям о сносе строения и производство по делу прекращено. Кроме того, при выдаче разрешения на строительство органом местного самоуправления были проверены представленные документы, и препятствий к выдаче разрешения установлено не было. Выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления. Данный вывод соответствует статьям 8, 51 Градостроительного кодекса, статье 10 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 кодекса). Основания, по которым уполномоченный орган вправе отменить выданное им разрешение на строительство, в законодательстве, действовавшем на дату принятия администрацией оспариваемого приказа об отмене разрешения на строительство, отсутствуют. Статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право, в частности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, отменять или приостанавливать действие принятых ими ненормативных правовых актов. Предусматривая такие полномочия в целом, оснований, по которым такая отмена либо приостановление действия ненормативного правового акта могут быть совершены, вышеназванный закон не содержит. Следовательно, такие основания в каждом конкретном случае должны следовать из законодательства, в рамках которого возникли правоотношения, повлекшие принятие ненормативного правового акта. Из смысла положений статьи 51 Градостроительного кодекса следует, что действующее законодательство предусматривает возможность отмены разрешения на строительство только в том случае, если после его выдачи компетентным органом будет установлено, что документация не соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка на момент обращения заявителя за его получением и выдачи разрешения на строительства. Отмена по иным основаниям, Законом не предусмотрена. Из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя. В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления или его должностные лица вправе отменить принятый им правовой акт лишь в том случае, если будет установлено, что данный акт был принят с нарушением действующего законодательства. Муниципальный орган должен доказать, что отмененный им ненормативный акт (в данном случае - разрешение на строительство) принят с нарушением действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права, поскольку обратное означало бы возможность отмены правового акта по субъективным причинам. При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Одной ссылки на ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в рассматриваемом случае недостаточно, поскольку в оспариваемом постановлении отсутствует обоснование незаконности отменяемого им разрешения на строительство, не указаны конкретные нормы закона, которыми руководствовалась администрация при отмене соответствующего разрешения. Оспариваемый ненормативный правовой акт имеет немотивированный и безосновательный характер и основан на формальном праве отмены муниципального правового акта, установленном статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В оспариваемом ненормативном акте (Приказ начальника МКУ «Управления архитектуры и градостроительства» администрации муниципального образования город Новороссийск №41-В от 10.08.2012 г.) не содержатся данные об обстоятельствах, связанных с нарушением норм действующего законодательства, повлекших отмену разрешения на строительство, не указаны конкретные нормы закона, которыми руководствовался начальник МУ «Управление архитектуры и градостроительства» Б. при издании приказа №41-В от 10.08.2012 г "Об отмене разрешения на строительство №RU 23308000-1202-12 от 02.07.2012». Таким образом, оспариваемый ненормативный акт принят в нарушение статей 34 и 43 Федерального закона от 06.10.09 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части того, что оспариваемый приказ в описательной части не содержит мотивов и описания нарушений, установленных ответчиком. Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. При таких обстоятельствах, принятие постановления об отмене разрешения на строительство нарушает права заявителей. Руководствуясь ст.ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Требования Омарова В.В., Колесниковой Е.А. - удовлетворить. Признать недействительным приказ начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Новороссийска об отмене разрешения на строительство № RU 23308000-1202-12, выданного от 02.07.2012 г. на строительство жилого дома на земельном участке № Х по ул. Ильича в с. Х г. Новороссийска. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 10 сентября 2012 года. Судья Кочеткова С.А. Копия верна. Судья Кочеткова С.А.