Решение суда 06.09.2012 по заявлению Литвиненко Т.И., Литвиненко П.В.



№2-1877/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 сентября 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Шевченко Ю.И.

при секретаре Назаровой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Литвиненко Т.И., Литвиненко П.В. об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Литвиненко Т.Т., Литвиненко П.В. обратились в Октябрьский райсуд г. Ставрополя с заявлением об обязании администрации г. Ставрополя в течение месяца предоставить жилое помещение в г. Ставрополе общей площадью не менее 30 кв.м. по норме социального найма или по договору найма жилого помещения на состав семьи из двух человек.

В судебном заседании представитель заявителя Литвиненко Т.И. адвоката Мудунова Е.С. пояснила, что Литвиненко Т. И. и Литвиненко П. В. с 1984 года проживают в муниципальном общежитии по адресу: г. Ставрополь, пр. …, комната 5, составом семьи из двух человек, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 29 марта 2011 г. Данное общежитие находилось на балансе ОАО « …, и находится в санитарно-защитной зоне завода « … », где не допускается размещение объектов для проживания людей. Постановлением № 4709 от 18.12.2000 года здание передано на баланс Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ставрополя. Здание по пр. … г. Ставрополя находится в санитарно-защитной зоне завода « … », что является нарушением требований пп. 2.6 и 2.17 санПиН 2.2.1/2Д.1Л031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». К видно из санитарно-эпидемиологического заключения от 06.01.2004 г., общежитие МУП « … » по пр. … не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, так как находится на расстоянии 30 м от промышленного комплекса действующих предприятий химической промышленности 3 класса опасности с размером санитарно-защитной зоны 300 м (ЗАО « … », ЗАО « … », ЗАО ИПФ « … », ЗАО « … » и др.) Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 21 мая 2004 года здание было признано нежилым. Однако, несмотря на то, что здание по пр. … г. Ставрополя признано нежилым, администрация г. Ставрополя, вопреки требованиям законодательства, ежегодно заключает с жильцами дома договоры социального найма жилых помещений. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора социального найма жилого помещения, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 552 «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» было проведено обследование нежилого дома по пр. …. 11 мая 2005 года МВК по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в СК был составлен акт № 3 от 11 мая 2005 года, утвержденный постановлением главы г. Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016, согласно которому дом № …, расположенный по пр. … г. Ставрополя, признан непригодным для проживания, вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды. Было выявлено, что здание по проспекту … не соответствует требованиям ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В акте был определен срок расселения жильцов 2005-2006 гг. Кроме того, глава г. Ставрополя прислал 02.03.2005 года жильца дома по пр. … г. Ставрополя гарантийное письмо, в котором было указано, что администрация г. Ставрополя гарантирует поэтапное расселение граждан, проживающих в этом доме, в течение 2005 года. В мае 2005 г. было проведено общее собрание жильцов с участием начальника жилищного управления администрации г. Ставрополя Максименко О.В., которым был составлен список - очередь жильцов дома по пр. … на предоставление жилых помещений. По указанному списку, постановлениями администрации г. Ставрополя № 1792 от 02.06.2005 г., № 5238 от 28.12.2005 г., № 3708 от 28.09.2005 г., № 2463 от 22.08.2007 г. было предоставлено 15 квартир, и соответственно переселено 15 семей. Оставшиеся 10 семей по настоящее время продолжают проживать в нежилом здании, которое находится в 30 метрах от действующего комплекса химических предприятий. Таким образом, администрация г. Ставрополя в своих письмах не раз подтверждала свою обязанность предоставить в течение 2005 года жильцам дома по пр.Кулакова,8 жилое помещение. С 2007 г. отношение администрации г. Ставрополя к вопросу о расселении жильцов дома по пр. … и предоставлении жилых помещений резко изменилось. Последовали отказы администрации г. Ставрополя в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что в акте № 3 от 11 мая 2005 года, утвержденный постановлением главы г. Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016, хотя дом № …, расположенный по пр. …, г. Ставрополя, и признан непригодным для проживания, но в акте отсутствует вывод о том, что строение по пр. … г. Ставрополя не подлежит ремонту или реконструкции и соответственно у жильцов дома по пр. … не возникает права на внеочередное предоставление жилого помещения. Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22.03.2011 г., вступившим в законную силу, установлен факт того, что общежитие по пр. … является непригодным для проживания. Тем же решением суда на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность признать Литвиненко Т.И., Литвиненко П.В. нуждающимися в жилых помещениях, а также поставить Литвиненко Т.И., Литвиненко П.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и в очереди граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, как граждан, проживающих в жилом помещении, которое признано в установленном законом порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащих, в соответствии со ст.57 ЖК РФ. В настоящее время заявители продолжают проживать в нежилом здании, в помещении № 5, состоящем из двух комнат, общей площадью 29,9 кв.м., по пр. … г. Ставрополя, составом семьи из двух человек, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 15 марта 2011 г. В настоящее время здание находится в аварийном состоянии. Ремонта, даже текущего, не осуществлялось с 1999 года, крыша протекает, в том числе и на энергораспределяющий щит третьего этажа. Этажи и лестницы не освещены. Окон в выселенных комнатах нет. Несмотря на вышеперечисленные обстоятельства администрация г. Ставрополя продолжает бездействовать. В связи с чем, Литвиненко Т.П., Литвиненко П.В. вновь вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав, с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Ставрополя по не предоставлению Литвиненко Т.Н. и Литвиненко П.В. жилого помещения. Исходя из требований ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В части механизма реализации указанных норм применяется порядок, установленный абзацем 2 п.22 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (в редакции постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г.), в силу которого граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. Постановлениями администрации г.Ставрополя № 1792 от 02.06.2005 г., № 5238 от 28.12.2005 г., № 3708 от 28.09.2005 г., № 2463 от 22.08.2007 г. было предоставлено 15
квартир, и соответственно переселено 15 семей. Оставшиеся 10 семей по настоящее время продолжают проживать в нежилом здании, которое находится в 30 метрах от действующего комплекса химических предприятий. Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (в редакции постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. № 494) орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах, признанными непригодными для проживания. Согласно пункту 49 указанного Положения, на основании полученного заключения о непригодности жилого дома для проживания, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и лиц. Как уже было указано, актом № 3 от 11 мая 2005 года, утвержденный постановлением главы г. Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016 здание по пр. … г. Ставрополя признано непригодным для проживания вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды. В связи с чем у органа местного самоуправления возникла обязанность по изданию распоряжения о дальнейшем использовании строения № 8 по пр. … в г. Ставрополе и сроках расселения проживающих в нем лиц. В акте № 3 от 11 мая 2005 года, утвержденный постановлением главы г. Ставрополя от 23 июня 2005 г. № 2016 был определен срок расселения жильцов 2005-2006 гг. Кроме того, глава г. Ставрополя прислал 02.03.2005 года жильца дома по пр. … г. Ставрополя гарантийное письмо, в котором было указано, что администрация г. Ставрополя гарантирует поэтапное расселение граждан, проживающих в этом доме, в течение 2005 года. Однако до настоящего времени администрация г. Ставрополя не выполнила возложенных обязательств и не предоставила жильцам дома жилых помещений, что существенно нарушает права и законные интересы лиц, проживающих в течении длительного времени в здании, не отвечающее санитарным требованиям, и которое является непригодным для проживания вследствие вредного химического воздействия промышленного предприятия. В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере не менее 15 кв.м. на каждого члена семьи.

Заявительница Литвиненко Т.И. поддержала своего представителя, просила заявленные требования удовлетворить, дополнив, что за эти пять лет состояние дома заметно ухудшилось. В доме отключили горячую воду, в помещениях, собственники которых уже переселены, нет стекол в окнах, коридоры не освещаются. Кроме того, согласно заключения СЭС, защитное расстояние до предприятия хим. промышленности должно составлять уже не 300 метров, а 1000 метров.

Заявитель Литвиненко П.В, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя по доверенности Васильев М.Ю. возражал против заявленных требований. Данные граждане находятся во внеочередном списке нуждающихся. Их номер на сегодняшний день № 356. Предоставление заявителям жилого помещения в настоящее время приведет к нарушению прав граждан, которые состоят на очереди до заявителей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие заявителя Литвиненко П.В., по сути заявленных требований суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что заявители проживают в общежитии, расположенном по адресу: г. Ставрополь, пр. … комната …, составом семьи из двух человек, что подтверждается договором найма жилого помещения от 29 марта 2011 года (л.д. 44-46).

В настоящее время семья Литвиненко Т.И. состоит из двух человек: она и Литвиненко П.В., … года рождения, что подтверждается справкой МУП « … » от 24 августа 2012 года (л.д.55).

11 мая 2005 года Межведомственной комиссией по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в СК составлен акт № 3, утвержденный постановлением главы г. Ставрополя № 2016 от 23 июня 2005 года, согласно которому, дом № … по пр. … г. Ставрополя признан непригодным для проживания, вследствие вредного воздействия факторов окружающей среды.

Указанным актом установлено, что здание по проспекту … г. Ставрополя не соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)». В акте был определен срок отселения - 2005-2006 годы.

В материалах дела имеются письма Главы г. Ставрополя за период 2005 г.-2010г. о предоставлении гражданам, проживающим в указанном общежитии, жилых помещений (л.д. 12-32).

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22 марта 2011 года, вступившем в законную силу, установлено, что «поскольку 23.06.2005 года жилой дом по пр. … г. Ставрополя был признан непригодным для проживания, но имеет статус общежития, он не был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда». Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 21 мая 2004 г., вступившим в законную силу, отказано об изменении статуса муниципального общежития на статус жилого дома, однако, указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении требований. Истцы имеют право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не в соответствии с целевой программой предоставления жилья, а в соответствии с указанными выше нормами Жилищного кодекса РФ, в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, как граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ».

Данным решением суда на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность признать Литвиненко Т.И. и Литвиненко П.В. нуждающимися в жилых помещениях и поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениям в общей очереди, и в очереди граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди как граждан, проживающих в жилых помещениях, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции, не подлежащих( л.д. 41-43).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, жилое помещение, в котором проживают заявители, - к. … по пр. … г. Ставрополя, состоящее из 2-х комнат, жилой площадью 24,7 кв.м., общей площадью 29,9 кв.м., признано в установленном законом порядке непригодным для проживания.

Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Р.В….» разъяснено, что «ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания».

Тем не менее, согласно письма жилищного управления администрации г. Ставрополя № 01/11-6-2031 от 1 августа 2011 года Литвиненко Т.И. составом семьи два человека поставлена на общую очередь нуждающихся в жилом помещении № 6500, по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения № 382.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ)

В соответствии с ч.1 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и ЖК РФ вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органов местного самоуправления.

Из имеющихся в материалах дела ответов администрации г. Ставрополя за 2010 г. И 2012 г. ( л.д. 33-40) следует, что предоставление жилого помещения заявительнице на ее состав семьи невозможно в связи с тем, что предоставление жилых помещений по спискам граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, осуществляется исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, лицам, помещения в которых они проживают признаны непригодными для проживания.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Поскольку администрацией г. Ставрополя не исполнены свои обязанности по переселению заявителей из жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, на администрацию г. Ставрополя подлежит возложению обязанность по предоставлению вне очереди заявителям взамен занимаемого ими жилого помещения - к. … по пр. … г. Ставрополя, состоящее из 2-х комнат, жилой площадью 24,7 кв.м., общей площадью 29,9 кв.м., признанной непригодной для проживания, другое благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям г. Ставрополя, по договору социального найма, расположенное в черте города Ставрополя, общей площадью, не менее занимаемого ранее жилого помещения, а именно: 29,9 кв.м.

При таких обстоятельствах заявленные требования Литвиненко Т.И. и Литвиненко П.В. подлежат удовлетворению частично.

Поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает предоставление жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания в соответствии с действующей социальной нормой предоставления, то заявленные требования в части обязания администрации г. Ставрополя предоставить жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м. по норме предоставления по договору социального найма на состав семьи 2 человека удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 57, 87, 89 ЖК РФ, ст.ст. 194-196 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г. Ставрополя в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Литвиненко Т.И. и Литвиненко П.В. вне очереди благоустроенное применительно к условиям города Ставрополя жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению – 29,9 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящимся в границах города Ставрополя.

Мотивированное решение составлено 11 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский райсуд г. Ставрополя в течение месяца с момента составления решения суд в окончательной форме.

Судья Ю.И.Шевченко