Решение суда 10.09.2012 по заявлению Дорохова А.Ю. (заинтересованные лица – администрация города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя)



№2-1978/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующей судьи Шевченко Ю.И.

при секретаре Назаровой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дорохова А.Ю. (заинтересованные лица – администрация города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя) о признании незаконным решения администрации города Ставрополя об отказе в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта,

УСТАНОВИЛ:

Дорохов А.Ю. обратился в Октябрьский районный суд города Ставрополя с заявлением о признании незаконным уведомления №09/2-07/1-827 от 06 марта 2012 года города администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги по подготовке документов на предоставление в аренду земельного участка площадью 1915 кв.м. для размещения объекта спортивного назначении по ул. …, в районе жилого дома № … с предварительным согласованием места размещения объекта; об обязании администрации г. Ставрополя в течение 15 дней с момента вступления настоящего решения суда в силу устранить допущенные нарушение прав и свобод Дорохова А. Ю. и принять решение об утверждении акта выбора земельного участка для строительства в г. Ставрополя от 18 августа 2011 года № 69 и предварительном согласовании места размещения объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 1915 кв.м. по ул. …, в районе жилого дома № ….

Заявитель Дорохов А.Ю., будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Головченко В.Е. поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что 20.07.2011 согласовано руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя градостроительное заключение № 3027 о возможности предоставления земельного участка площадью 1915 кв.м. по ул. …, в районе жилого дома № … для размещения объекта спортивного назначения. Распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 16.08.2011 № 1642-р, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Заявителем получено заключение министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 05/11-345зу от 16.09.2011, а также получен и согласован акта выбора земельного участка с инженерно-техническими службами города. В соответствии с п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства произведено органом местного самоуправления в газете «Вечерний Ставрополь» от 17.01.2012 № 6. Т.е. заявителем полностью подготовлены документы и исполнены требования законодательства по предоставлению испрашиваемого земельного участка. Однако, письмом от 06.03.2012 №09/2-07/1-827 администрацией города Ставрополя Дорохову А.Ю. отказано в оформлении документов о предоставлении в аренду земельного участка. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что проектом застройки … квартала города Ставрополя не предусмотрено размещение объекта спортивного назначения на испрашиваемом им земельном участке. При этом не указана дата утверждения проекта планировки … квартала г. Ставрополя. Между тем, данное основание для отказа не предусмотрено основаниями для отказа в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренными Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением Главы администрации г. Ставрополя № 691 от 10 сентября 2009 года, а также ст. 28 ЗК РФ.

В судебном заседании представитель администрации города Ставрополя по доверенности Жукова М.В. возражала против указанных требований, считая отказ в предоставлении земельного участка законным и обоснованным и указали, что данный отказ подготовлен на основании градостроительного заключения №319 о невозможности предоставления земельного участка площадью 1915 кв.м. по ул. …, в районе жилого дома № … для размещения объекта спортивного назначения в связи с тем, что размещение объектов спортивного назначение не предусмотрено проектом застройки в квартале …. Данное градостроительное заключение 17.02.2012 утверждено руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя – главным архитектором города Ставрополя и 18.02.23011 согласовано заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя. Самого проекта представить в суд не смогла, его нет и скорее всего не будет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.28Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что 7 июля 20111 года Дорохова А.Ю. обратился к главе администрации г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды для размещения объекта спортивного назначения по ул. … г. Ставрополя.

15 июля 2011 года Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя подготовлено и утверждено градостроительное заключение № 3027 о возможности предоставления земельного участка площадью 1915 кв.м. по ул. …, в районе жилого дома № … для размещения объекта спортивного назначения, согласованное 20.07.23011 руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя.

Распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 16.08.2011 № 1642-р утверждена схема расположения земельного участка пл. 1915 кв.м. по ул. … в районе жилого дома № … на кадастровом плане соответствующей территории.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 16.09.2011г. подготовлено заключение № 05/11-345зу о том, что испрашиваемый земельный участок в состав особо охраняемых природных территорий не входит, расположен за пределами границ водоохранных зон, размещение объекта спортивного назначения не окажет существенного влияния на окружающую природную среду.

18 августа 2011 года № 69 Дороховым А.Ю. подготовлен акт выбора земельного участка с согласованием места размещения объекта спортивного назначения с инженерно-техническими службами города - МУП « … » города Ставрополя, ОАО « … », Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, ОАО « … », Филиала ОАО « … » - « … » … ОАО « … », … № 3 ОАО « … ».

Заключение управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю о соответствии санитарным нормам и правилам земельного участка заявителем не получалось, так как в соответствии с подпунктом «а» пункт 5 статьи 31 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утратил силу.

В соответствии с п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства произведено органом местного самоуправления в газете «Вечерний Ставрополь» от 17.01.2012 № 6.

18 февраля 2012 года руководителем комитета градостроительства администрации г. Ставрополя утверждено градостроительное заключение 3320 о невозможности предоставления земельного участка для размещения объектов спортивного назначения в районе ул. … пл. 195 кв.м., так как проектом застройки в квартале 547 не предусматриваются размещения объектов спортивного назначения. Градостроительное заключение от 15 июля 201 года № 3027 считать утратившим силу.

Письмом от 06.03.2012 №09/2-07/1-827 администрацией города Ставрополя Дорохову А.Ю. отказано в оформлении документов о предоставлении в аренду земельного участка. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что проектом застройки 547 квартала города Ставрополя не предусмотрено размещение объекта спортивного назначения на испрашиваемом им земельном участке.

Из письма МФЦ г. Ставрополя от 9 августа 2012 года следует, что оспариваемое уведомление администрации г. Ставрополя выдано заявителю 6 августа 2012 года.

Как пояснила представитель администрации г. Ставрополя, письменными сведениями, что оспариваемое уведомление от 6 марта 2012 года направлялось по почте или иным образом выдавалось Дорохову А.Ю. или его представителю непосредственно после подписания данного уведомления, не располагает.

Учитывая, что настоящее заявление подано Дороховым А.Ю. 14 августа 2012 года, суд считает, что предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд об оспаривании данного уведомления не пропущен.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с нормами градостроительного законодательства (ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Ст. 42 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что «проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

(пп. "г" введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:

1) схему расположения элемента планировочной структуры;

2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;

3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;

( в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

4) схему границ территорий объектов культурного наследия;

5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;

6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;

7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.

6. Пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся:

1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;

2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;

3) иных вопросов планировки территории.

Состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации».

На запрос суда администрацией г. Ставрополя не был представлен документ, послуживший основанием для принятия оспариваемого уведомления, а именно: проект застройки … квартала г. Ставрополя, в том числе: основную его часть, которая подлежала утверждению, материалы по ее обоснованию (графическая часть и пояснительная записка).

Как пояснил представитель администрации г. Ставрополя в судебном заседании Жукова М.В., таким документом как проект застройки … квартала г. Ставрополя она не располагает, представить его не имеет возможности.

В самом уведомлении об отказе от 06.03.2012 № 09/2-07/1-825 не указана дата утверждения проекта застройки … квартала города Ставрополя, разработанного и утвержденного в соответствии с положениями и требованиями главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка.

Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок осуществления выбора земельных участков для строительства. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка обращается с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Принятие решений о предоставлении земельного участка для строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением администрации города Ставрополя от 10.09.2009 № 691, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта обращается в МУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» с заявлением, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность заявителя, его представителя, а также подтверждение полномочий представителя или выписка из единого государственного реестра юридических лиц.

Основаниями для отказа в выборе земельного участка для строительства при оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются:

- отрицательное градостроительное заключение;

- отрицательное заключение городской комиссии по охране зеленых насаждений;

- отрицательное заключение администрации соответствующего района об

информировании населения;

- заключение комитета градостроительства об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории;

- отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение;

- отрицательное заключение министерства природных ресурсов и охраны

окружающей среды СК;

- отрицательное заключение министерства культуры СК;

- отрицательное заключение инженерно-технических служб при согласовании акта выбора земельного участка;

- отрицательное заключение комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.

Такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как отсутствие его в проекте застройки квартала указанным Регламентом не предусмотрено.

Ст. 28 ЗК РФ также содержит исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении земельного участка, в числе которых отсутствуют основания указанные в оспариваемом уведомлении.

29 июня 2011 года Ставропольской городской Думой принято решение №84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах».

Данным решением не предусматривается приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов спортивного назначения на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38 ЗК РФ.

Таким образом, на момент подготовки отказа в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в распоряжении органа местного самоуправления имелся полный комплект документов необходимых для принятия данного решения, предусмотренный земельным законодательством Российской Федерации порядок предоставления указанного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения соблюден в полном объеме, в связи с чем оснований для отказа не имелось.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд не может принять как надлежащее доказательство повторное градостроительное заключение № 320 от 18 февраля 2012 года о невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, поскольку само по себе данное заключение каких-либо правовых последствий не порождает, в данном заключении также имеется ссылка на проект застройки … квартала г. Ставрополя, который не был представлен суду. При этом действующий Регламент подготовки документов в области градостроительства и землепользования, а также положения земельного и градостроительного законодательства не предусматривает возможности повторного, по одному и тому же вопросу, утверждения градостроительного заключения. Доказательств наличия полномочий у руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя или главного архитектора г. Ставрополя по признанию утратившим силу предыдущего градостроительного заключения суду не представлено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что ни администрацией города Ставрополя, ни комитетом градостроительства администрации города Ставрополя не представлено доказательств подтверждающих законность отказа в предоставлении испрашиваемого Дороховым А.Ю. земельного участка.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку суд считает, что оспариваемое уведомление не соответствует закону и нарушает права и интересы заявления, на администрацию г. Ставрополя подлежит возложению обязанность в течение 15 дней с момента вступления настоящего решения суда в силу принять решение (издать постановление) об утверждении акта выбора земельного участка для строительства в г. Ставрополя от 18 августа 2011 года № 69 и предварительном согласовании места размещения объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 1915 кв.м. по ул. …, в районе жилого дома № ….

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 254- 259 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Заявление Дорохова А.Ю. – удовлетворить.

Признать незаконным уведомление №09/2-07/1-827 от 06 марта 2012 года города администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги по подготовке документов на предоставление в аренду земельного участка площадью 1915 кв.м. для размещения объекта спортивного назначении по ул. …, в районе жилого дома № … с предварительным согласованием места размещения объекта.

Обязать администрацию г. Ставрополя в течение 15 дней с момента вступления настоящего решения суда в силу устранить допущенные нарушение прав и свобод Дорохова А.Ю. и принять решение (издать постановление) об утверждении акта выбора земельного участка для строительства в г. Ставрополя от 18 августа 2011 года № 69 и предварительном согласовании места размещения объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 1915 кв.м. по ул. …, в районе жилого дома № ….

Мотивированное решение составлено 15 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И. Шевченко