№2-2056/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: Председательствующей судьи Ю.И.Шевченко, При секретаре Н.С. Назаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Евстафиади В.В. (заинтересованные лица - администрация г. Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, КУМИ г. Ставрополя) о признании незаконным отказа, об обязании предоставить муниципальную услугу путем издания постановления о предоставлении земельного участка, УСТАНОВИЛ: Евстафиади В.В. обратилась в районный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя от 24.08.2012г № 4675-09/7-17/4 в предоставлении Евстафиади В.В. муниципальной услуги по оформлению документов на земельный участок площадью 33,5 кв.м., под строения (помещения) вспомогательного назначения: ступеней, приямков (подвальных окон), лестниц, пандуса, входа в подвал, расположенный в г. Ставрополе, ул. …, …, в квартале … – незаконным; обязании администрации г. Ставрополя предоставить Евстафиади В.В. муниципальную услугу по оформлению документов на земельный участок площадью 33,5 кв.м., под указанными строениями (помещениями) вспомогательного назначения, путем издания постановления главы администрации г. Ставрополя о предоставлении земельного участка. Заявитель Евстафиади В.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель заявителя по доверенности Карлова Л.М. поддержала заявление, пояснив, что 01.08.2012 г. Евстафиади В.В. обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ей земельного участка, площадью 33,5 кв.м. под строения (помещения) вспомогательного назначения: ступеней, приямков (подвальных окон), лестниц, пандуса, входа в подвал, необходимыми для обслуживания основного объекта строительства, без чего невозможно функционирование и эксплуатация основного объекта строительства в соответствии с проектно-строительной документацией. Администрацией г. Ставрополя, с изложением ответа в письме Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 24.08.2012г. №4675-09/7-17/4, отказано в предоставлении муниципальной услуги о выборе земельного участка площадью 90 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли по ул. …, в районе нежилого здания № …. Указанное решение администрации г. Ставрополя, изложенное в ответе Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, считает незаконным и необоснованным. В 2005 году на основании заявления Евстафиади В.В. о рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка под проектирование и строительство магазина, проведена процедура выбора земельного участка в соответствии с требованиями законодательства и 24.08.2005 года издано постановление главы г. Ставрополя №2838 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Евстафиади В.В. места размещения магазина, по ул. …, в квартале … и предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательных работ». На основании этого постановления заключен договор аренды земельного участка № … от 17.08.2006 года, площадью 60 кв.м. Издано постановление главы г. Ставрополя № … от 22.10.2007 года «О предоставлении участка для строительства магазина Евстафиади В.В. по адресу: … », в квартале …. Далее заключен договор аренды земельного участка №6288 от 27.11.2007 года, сроком на 2 года. Заявителем подготовлен проект строительства магазина по ул. …, в квартале …, согласованный 22.05.2006 г., в установленном законом порядке главным архитектором г. Ставрополя, начальником Управления архитектуры Маркатун П.К. На основании указанных документов, в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Комитетом градостроительства г. Ставрополя выдано разрешение на строительство №RU 26309000-168-С. В соответствии с разрешительной документацией осуществлено строительство незавершенного строительством объекта, готовностью 82% – магазина. Согласно кадастрового паспорта от 15.11.2010 года объект незавершенного строительства п.1.9 имеет площадь застройки здания 60,5 кв.м. (основной объект строительства). А также в общую площадь застройки Литера «А» - 93,5 кв.м. – входит площадь 33,5 кв.м., занятая строениями (помещениями вспомогательного назначения, необходимыми для обслуживания основного объекта строительства, его соответствующего функционирования и эксплуатации: ступеней, приямков (подвальных окон), лестниц, пандуса, входа в подвал. Постановлением администрации г. Ставрополя от 10.01.2012г. №1, в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 27.11.2007 г. №6288, заявителю предоставлен в аренду на новый срок – 3 года - земельный участок с кадастровым номером …, площадью 60 кв.м. (в том числе 17 кв.м. с особым режимом использования) для продолжения строительства магазина по ул. …, в квартале …, категория земель – земли населенных пунктов. На основании указанного Постановления, 05.04.1012 г. между Евстафиади В.В. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя заключен договор аренды земельного участка № …, общей площадью 60 кв.м., на срок – 3 года. В соответствии с техническим заключением №3279-12 от 24.04.2012г, подготовленным МУП «Земельная палата» г. Ставрополя, нежилое здание-магазин (лит.А) – 2-х этажное, с подвалом, имеет в плане форму прямоугольного многоугольника по наружному обмеру 6,16 м, 10,17 м, 4.46 м, 7,67 м. Высота здания – 6,28 м, высота помещения в подвале – 2,87 м, на первом этаже – 2,88 м, на втором – 2,80 м. Нежилое здание (лит.А) находится в стадии строительства, готовностью 82%. Согласно данного заключения возведенное нежилое здание соответствует проекту, разработанному и согласованному в установленном порядке. В качестве основания для отказа администрацией г. Ставрополя указано наличие обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов и выявленных на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги (пункт 9.3 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 №691), а именно: на приобретение права заключения договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст.30,38 ЗК РФ, со ссылкой на решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. №84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах». Однако данная позиция администрации г. Ставрополя, явившаяся основанием для отказа в предоставлении Евстафиади В.В. муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельного участка в аренду не в целях строительства, а под уже возведенные объекты строительства (вспомогательные помещения), внесенные в утвержденный и согласованный проект строительства объекта, не основана на нормах законодательства Российской Федерации. Статьями 209 и 216 ГК РФ установлен закрытый перечень вещных прав на объекты гражданских прав, в том числе земельные участки. К ним относится: право собственности: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитута: право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом. ЗК РФ также закрепляет положения о том, что земельным участком граждане либо организации имеют право пользоваться, если он находится в их собственности, предоставлен им в аренду, на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования либо на основании сервитута. В соответствии со статьей 26 ЗК РФ указанные права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статья 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляет открытый перечень правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, а статья 18 указанного ФЗ регламентирует требования к таким документам. Так одним из требований является наличие в таких документах описания недвижимого имущества земельного участка и вида регистрируемого права. Кроме того, проектная документация на объект недвижимости, в том числе с указанными вспомогательными помещениями, согласован 22.05.2006 года. Однако, земельный участок при наличии указанной проектной документации, предоставлен без учета данных помещений, без которых невозможно функционирование основного объекта строительства. Представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, по доверенности Беляев С.И., в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснив, что осуществленный на данном этапе незавершенный строительством объект недвижимости не соответствует проектной документации, так как те вспомогательные объекты, на которые ссылается заявитель и ее представитель по доверенности, исходя из представленного ими технического паспорта, в частности лестница (ступеньки) с другой стороны строения отсутствуют в проекте на строительство объекта. Поскольку в настоящее время строительство объекта не завершено, акт ввода объекта в эксплуатацию и регистрация права собственности на данный объект недвижимости у заявителя отсутствуют, то установить соответствие осуществляемого строительства проектной документации не представляется возможным. Межевой план заявителем изготовлен на земельный участок площадью 90 кв.м., в то время, как заявителю в аренду предоставлен земельный участок, площадью 60 кв.м. Кроме того, для предоставления земельного участка в аренду под строительство объекта торговли законом установлена процедура предоставления земельных участков посредством проведения торгов. В связи с этим считает, что оснований для оформления документов о выборе земельного участка площадью 90 кв.м. под весь объект торговли и предварительном согласовании места размещения данного объекта, не имеется. Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Зосименко М.В. с заявлениями не согласилась, поддержала объяснения представителя комитета градостроительства в полном объеме, в дополнение пояснив, что согласно ч.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности относится к полномочиям органов местного самоуправления. Решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. №84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» предусмотрен порядок предоставления земельных участков в аренду под объекты торговли посредством проведения торгов, то есть, предусмотрена определенная процедура предоставления земельных участков для осуществления строительства таких объектов недвижимости. Однако заявителем указанная процедура не соблюдена и по данным основаниям ей на законных основаниях отказано в оформлении документов о выборе земельного участка площадью 90 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по сути заявления приходит к следующему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Судом установлено, что постановлением Главы города Ставрополя от 24.08.2005 г. №2838 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Евстафиади В.В. места размещения магазина, по ул. …, в квартале … и предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательных работ» утвержден акт выбора земельного участка, согласовано Евстафиади В.В. место размещения магазина и предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 60 кв.м, по ул. …, в квартале … в г. Ставрополе, для проведения проектно-изыскательских работ. Во исполнение п.6.2 данного постановления Евстафиади В.В. подготовлен проект строительства магазина по ул. …, в квартале …, согласованный 22.05.2006 г., в установленном законом порядке главным архитектором г. Ставрополя, начальником Управления архитектуры Маркатун П.К., которым предусмотрено строительство как основного объекта, так и вспомогательных объектов: ступеней, приямков (подвальных окон), лестниц, пандуса, входа в подвал. 17.08.2006 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя и Евстафиади В.В. заключен договор аренды №5313 земельного участка, площадью 60 кв.м., кадастровый номер …, расположенного по адресу … в квартале …, для проведения проектно-изыскательских работ. Постановлением Главы города Ставрополя №3181 от 22.10.2007 г. Евстафиади В.В. предоставлен земельный участок, площадью 60 кв.м. для строительства магазина по ул. …, в квартале …. На основании данного постановления 27.11.2007 г. заключен договор аренды №6288 земельного участка, площадью 60 кв.м., сроком на 2 года. В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ Комитетом градостроительства г. Ставрополя выдано разрешение №RU 26309000-168-С от 20.08.2009 г. на строительство магазина, общей площадью - 146,8 кв.м., площадь земельного участка – 60 кв. м, строительный объем 510,3 куб.м., этажность – 2 ед., сроком действия до 22.11.2010г. В соответствии с разрешительной документацией осуществлено строительство незавершенного строительством объекта, готовностью 82% – магазина. Согласно кадастрового паспорта от 15.11.2010 года и технического паспорта от 18.11.2010г. степень готовности объекта незавершенного строительства – 82%, общая площадь застройки – объект незавершенного строительства 93,5 кв.м. Согласно п.1.9 кадастрового паспорта в общую площадь застройки Лит «А» входит: площадь застройки здания - 60,5 кв.м. и площадь застройки ступеней, приямков, лестницы, входа в подвал- 33,0 кв.м., что соответствует подготовленному и согласованному 22.05.2006 г проекту застройки. 25.07.2011г. распоряжением зам. Главы администрации г. Ставрополя Еличева В.А. №1521-Р, подготовлена и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории под объектом торговли - магазина, с общей характеристикой формируемого земельного участка площадью 90 кв.м. по адресу: г. Ставрополь, ул. …, в районе нежилого здания №23а из земель города Ставрополя в кадастровом квартале …. 10.01.2012 г. постановлением администрации г. Ставрополя №1, в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 27.11.2007 г. №6288, заявителю предоставлен в аренду на новый срок – 3 года - земельный участок с кадастровым номером …, площадью 60 кв.м. (в том числе 17 кв.м. с особым режимом использования) для продолжения строительства магазина по ул. …, в квартале …, категория земель – земли населенных пунктов. 05.04.2012 г. на основании данного постановления между Евстафиади В.В. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя заключен договор аренды земельного участка № …, общей площадью 60 кв.м, кадастровый номер …, на срок – 3 года, для продолжения строительства магазина. 24.04.2012г. на основании заявления Евстафиади В.В. МУП «Земельная палата» г. Ставрополя подготовлено техническое заключение №3279-12, согласно которому нежилое здание-магазин (лит.А) – 2-х этажное, с подвалом, имеет в плане форму прямоугольного многоугольника по наружному обмеру 6,16 м, 10,17 м, 4.46 м, 7,67 м. Высота здания – 6,28 м, высота помещения в подвале – 2,87 м, на первом этаже – 2,88 м, на втором – 2,80 м. Нежилое здание (лит.А) находится в стадии строительства, готовностью 82%. Согласно раздела I данного заключения возведенное нежилое здание соответствует проекту. 01.08.2012 г. Евстафиади В.В. обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 33,5 кв.м., под строения (помещения) вспомогательного назначения: ступеней, приямков (подвальных окон), лестниц, пандуса, входа в подвал, необходимых для обслуживания основного объекта строительства, без которых невозможно функционирование и эксплуатация основного объекта строительства в соответствии с проектно-строительной документацией. 24.08.2012 г. Евстафиади В.В. администрацией г. Ставрополя, с изложением ответа в письме Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 24.08.2012г. №4675-09/7-17/4, отказано в предоставлении муниципальной услуги – оформлении документов о выборе земельного участка площадью 90 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта торговли по ул. …, в районе нежилого здания №23 –а. Ссылаясь на пункты 5.15 и 9.3 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 №691, в качестве основания для отказа администрацией г. Ставрополя указано на наличие обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов и выявленных на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. А именно, на отсутствие у заявителя Евстафиади В.В. права заключения договора аренды на земельный участок, площадью 90 кв. для размещения объекта торговли, в связи с несоблюдением ею предусмотренной решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. №84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах» процедуры предоставлении участков под строительство объектов торговли на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст.30,38 ЗК РФ. С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям. Статьями 209, 216 ГК РФ установлен закрытый перечень вещных прав на объекты гражданских прав, в том числе земельные участки. К ним относится: право собственности; право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитуты: право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом. Земельный кодекс РФ также закрепляет положения о том, что земельным участком граждане либо организации имеют право пользоваться, если он находится в их собственности, предоставлен им в аренду, на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования либо на основании сервитута. В соответствии со статьей 26 ЗК РФ указанные права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статья 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляет открытый перечень правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, а статья 18 указанного ФЗ регламентирует требования к таким документам. Так, одним из требований является наличие в таких документах описания недвижимого имущества земельного участка и вида регистрируемого права. Пунктом 6 постановления Главы города Ставрополя от 24.08.2005 г. №2838 о предоставлении Евстафиади В.В. земельного участка в аренду для проведения проектно-изыскательных работ, на Евстафиади В.В. была возложена обязанность по получению исходных данных (паспорта объекта); разработке проектной документации, согласованной в установленном законодательством порядке; соблюдению экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов, уничтожению карантинных растений при использовании земельного участка и прилегающих к нему земель общего пользования города, в соответствии с нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления. Согласно пункту 7 данного постановления закреплено предоставление земельного участка для строительства и разрешение на строительство объекта получить дополнительно, в установленном законом порядке, после исполнения обязательств, установленных пунктом 6. Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств дела и вышеуказанных норм материального права, суд приходит к выводу, что при первичном предоставлении в аренду Евстафиади В.В. земельного участка для строительства магазина, администрацией города Ставрополя не была учтена площадь застройки всего объекта строительства – магазина, предусмотренная согласованным 22.05.2006 г. в установленном порядке проектом на осуществление данного строительства, выполненного во исполнение п. 6.2 постановления Главы города Ставрополя от 24.08.2005 г. №2838 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Евстафиади В.В. места размещения магазина, по ул. …, в квартале … и предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательных работ». Также указанные обстоятельства не были учтены Комитетом градостроительства г. Ставрополя при выдаче Евстафиади В.В. разрешения №RU 26309000-168-С от 20.08.2009г. на строительство магазина. Согласно п.4.3 постановления Главы города Ставрополя от 27.11.2007г. №6288, п.3.3 постановления администрации г. Ставрополя от 10.01.2012г., ст.55 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Евстафиади В.В. должно быть получено по окончании строительства. Таким образом, в суде установлено, что вследствие допущенной ошибки при первоначальном предоставлении Евстафиади В.В. земельного участка в аренду для строительства магазина и при выдаче разрешения на строительство, Евстафиади В.В. лишена возможности ввести в эксплуатацию объект – магазин - по окончании его строительства в соответствии с требованиями закона и во исполнение изданных постановлений. Доводы представителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о том, что для подтверждения соответствия осуществленного строительства объекта должен быть представлен акт ввода объекта в эксплуатацию несостоятельны и противоречат вышеуказанным требованиям закона и постановлениям о предоставлении земельного участка, так как соответствие выполненного строительства проекту с выдачей акта ввода объекта в эксплуатацию осуществляется только при вводе объекта в эксплуатацию по окончании строительства. Кроме того, согласно технического заключения МУП «Земельная палата» г. Ставрополя от 24.04.2012г №3279-12, возведенное нежилое здание соответствует проекту. Также суд обращает внимание, что земельный участок, который просит предоставить Евстафиади В.В., необходим не для целей строительства, так как все объекты (вспомогательные) уже возведены в соответствии с проектом. Поэтому процедура предоставления земельного участка для строительства, на которую ссылаются в своих доводах представитель Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя и представитель КУМИ администрации г. Ставрополя, в данном случае, не подлежит применению. Таким образом, у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявления Евстафиади В.В. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254,255 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Евстафиади В.В. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении Евстафиади В.В. муниципальной услуги по оформлению документов для предоставления земельного участка площадью 33,5 кв.м. в аренду для целей, не связанных со строительством, содержащиеся в письме Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 24 августа 2012 года № 4675-09/7-17/4. Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить Евстафиади В.В. муниципальную услугу по оформлению документов для предоставления земельного участка пл. 33.5 кв.м. в аренду для целей, не связанных со строительством - под строениями (помещениями) вспомогательного назначения: ступеней, приямков (подвальных окон), лестниц, пандуса, входа в подвал по адресу: ул. …, квартал … г. Ставрополя, издав постановление главы администрации г. Ставрополя о предоставлении Евстафиади В.В. данного земельного участка. Мотивированное решение составлено 19 сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И. Шевченко