№2-1876/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 сентября 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд в составе: председательствующей судьи Шевченко Ю.И., при секретаре Назаровой Н.С., с участием адвоката Кравченко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скрымина Н.М. (заинтересованное лицо – администрация города Ставрополя) об оспаривании действий органов местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Скрымин Н.М. обратился в Октябрьский районный суд города Ставрополя с заявлением (заинтересованное лицо – администрация города Ставрополя) об обязании администрации города Ставрополя предоставить ему в первоочередном порядке как инвалиду, долгосрочную аренду без проведения торгов, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Ставрополя и площадью в соотвествии с нормами предоставления земельных участков на территории города Ставрополя в порядке абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В судебном заседании адвокат Кравченко О.А., действующий в защиту интересов заявителя пояснил суду, что Скрымин Н.М., является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии … № …. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. На обращение с просьбой о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поступившее в администрацию г. Ставрополя, последняя ответила отказом, что подтверждается письмом от 23 июля 2012 года. Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Ответчиком нарушается конституционное право на жилище предусмотренное в ст. 40 Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, причем в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положения ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. В указанных правовых актах отсутствует указание на какие-либо условия реализации названного права кроме того, что оно реализуется только гражданами из числа инвалидов, либо семьями, имеющими в своем составе детей-инвалидов. В связи с чем, для реализации права на получение земельного участка в порядке предусмотренном абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» достаточно представить в администрацию г. Ставрополя заявление и справку МСЭ об инвалидности. Скрымин Н.М. в установленном порядке обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, подтвердив то обстоятельство, что он является инвалидом. В связи с чем, заявитель относится к категории граждан имеющих право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1998 года № 155-0 «По жалобе гражданки Васильевой Нины Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 34 Кодекса законов о труде Российской Федерации» следует, что конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2008 года утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года указано, что согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся». Таким образом, нормы земельного законодательства должны применяться с учетом социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данная норма исключает применение при предоставлении земельных участков инвалидам требований ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся. Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, для жилищного строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду. В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. В силу ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления – администрации г. Ставрополя. Так, из ст. 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Кроме того, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», 30-32 Земельного кодекса РФ, п. 21 ст. 48 Устава города Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Согласно п. 17 и 21 ч. 1 ст. 48, ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2008 года №81, глава города Ставрополя осуществляет в пределах своей компетенции управление и распоряжение объектами муниципальной собственности; принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении земельных участков, причем Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя, а глава города Ставрополя возглавляет администрацию города Ставрополя и руководит ею на принципах единоначалия. Таким образом, для устранения нарушения прав заявителя допущенных администрацией г. Ставрополя необходимо возложить на последнюю обязанность по предоставлению земельного участка. Представитель заинтересованного лица – администрации города Ставрополя, действующая на основании доверенности Гуторова И.В., представила письменный отзыв на заявленные требования, просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Заявитель Скрымин Н.М. в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав адвоката, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст. 254 ГПК РФ). Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения или действие (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Судом установлено, что Скрымин Н.М. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии … № … (л.д. 28). На обращение заявителя с просьбой о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поступившее в администрацию г. Ставрополя, последняя ответила отказом, что подтверждается письмом от 23 июля 2012 года (л.д. 5-6). В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утвержденной Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 года, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду для индивидуального жилищного строительства не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Суд считает, что и не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-О-О, данная льгота реализуется гражданами на практике. Согласно ст. 48 Устава г. Ставрополя администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом, а также муниципальными правовыми актами г. Ставрополя. Исходя из положений п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками в установленном порядке органами местного самоуправления. Из пояснений представителя администрации г. Ставрополя в судебном заседании следует, что нормативно-правовой акт на региональном уровне, который регулировал бы порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам, отсутствует. В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении заявления, возлагает на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. Исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела незаконность действий администрации г. Ставрополя, выраженных в отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлена, в связи с чем, заявление Скрымина Н.М. в части признания указанных действий администрации г. Ставрополя незаконным, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, подлежит удовлетворению. Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и предоставить Скрымину Н.М. в первоочередном порядке земельный участок в аренду под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с требованиями действующего законодательства. С учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании адвоката заявителя, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Скрымина Н.М. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Заявление Скрымина Н.М. – удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации города Ставрополя в предоставлении Скрымину Н.М. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды в пределах границ города Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов РФ». Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона –предоставить Скрымину Н.М. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в долгосрочную аренды в пределах границ города Ставрополя и площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории города Ставрополя в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов РФ». Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. Судья Ю.И.Шевченко
администрации города Ставрополя; отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что согласно ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продаже земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства с 01.10.2005 осуществляется на аукционах. Решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 № 120 функции по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя торгов по продаже права на заключение договоров аренды, иных договоров возложены на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя. Норма статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства садоводства не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов - в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства). Верховным Судом Российской Федерации в «Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008, дано разъяснение по вопросу предоставления земельных участков указанным категориям граждан лишь в части, касающейся заключения договоров купли-продажи земельных участков. При предоставлении инвалидам земельных участков для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся. Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность гражданам может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» установлены случаи бесплатного предоставления гражданам земельных участков: для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства - ветеранам Великой Отечественной войны при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий: военнослужащим, уволенным в запас (отставку); иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию; для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства - гражданам, проживающим в жилых помещениях, не отвечающих установленным федеральным законодательством требованиям к жилым помещениям и расположенных в опасных зонах (зонах оползней, селевых потоков, эрозии почв и других), в случае их отказа от заключения договора социального найма; для индивидуального жилищного или дачного строительства в городских, сельских поселениях и городских округах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и постоянного проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет следующим лицам: женщине, родившей (усыновившей) третьего ребенка или последующих детей после 1 января 2012 года; мужчине, являющемуся единственным родителем, в случае если право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков не было реализовано женщиной, или единственным усыновителем третьего ребенка или последующих детей после 1 января 2012 года.