Решение суда 31.08.2012 по заявлению Хомуха ОФ



Дело №2-1927/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2012 года г.

районный суд г. в составе:

председательствующего судьи Гусевой С.Ф.,

при секретаре Абрамян Э.Г..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Хомуха ОФ, заинтересованные лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г., администрация г., об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Хомуха О.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г., Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г., выразившиеся в письме и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. от 21.05.2012 № 06-2274-11 об отказе в приватизации земельного участка № по пер. в г., кадастровый номер, площадью кв.м., мотивируя свои доводы следующим.

Он является собственником объекта незавершенного строительством - магазина, расположенной по адресу: г., пер., литер общей площадью застройки кв.м., степенью готовности – 53%, инвентарный номер, на основании договора дарения указанного недвижимого имущества от и разрешения на строительство указанного магазина №, выданного комитетом градостроительства администрации г.. Право собственности на неоконченный строительством магазин, 53% готовности признано уполномоченным регистрирующим органом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по.

Указанный объект недвижимости находится на земельном участке № по адресу: пер., г., в квартале с кадастровым номером, общей площадью 1381, разрешенное использование – для продолжения строительства магазина, предоставленном ему Комитетом по управлению муниципальным имуществом города сроком на 3 года с по года на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. от №, и зарегистрированном в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по СК за №.

С целью приватизации земельного участка под принадлежащим на праве собственности объектом недвижимости, Хомуха О.Ф. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом г.

Однако, письмом от 21.05.2012 № 06-2274-11 ему было отказано в приватизации указанного земельного участка со ссылкой на ст.36 Земельного кодекса РФ, мотивируя свой отказ тем, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ объекты незавершенного строительства являются объектами капитального строительства, но не являются зданиями, строениями, сооружениями. Поскольку по указанному адресу находится незавершенный строительством объект, Комитет по управлению муниципальным имуществом города считает, что правовых оснований для приватизации испрашиваемого заявителем земельного участка в порядке ст.36 ЗК РФ не имеется.

Заявитель считает указанный отказ в приватизации земельного участка в г по пер. в квартале незаконным и нарушающим его права. Полагает, что данный отказ создает ему препятствие к осуществлению права на приватизацию земельного участка, поскольку данный участок не относится к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, и на основании изложенных доводов, просил признать незаконными действия администрации города, Комитета по управлению муниципальным имуществом города по отказу в приватизации мною земельного участка № по пер. в г., кадастровый номер, выраженные в письме и.о. руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом город от №. Обязать администрацию город в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении мне в собственность земельного участка № по пер. в г., кадастровый номер, под объектом недвижимости на существующих на момент обращения условиях. Обязать администрацию города и Комитет по управлению муниципальным имуществом города в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка № по пер. в г., кадастровый номер, под объектом недвижимости.

В судебном заседании заявитель Хомуха О.Ф. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по указанным выше доводам.

Представитель заинтересованного лица - администрации г. -, действующая на основании доверенности № от 2г., в судебном заседании возражала против требований заявителя, пояснив суду, что по смыслу норм ст. 36 ЗК РФ под зданиями, строениями, сооружениями понимаются объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию. Поскольку на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, то есть объект не введен в эксплуатацию, предоставление земельного участка в собственность не предусмотрено законом. Просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований и просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Суд, выслушав заявителя, а также представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено в судебном заседании, Хомуха О.Ф. является собственником объекта незавершенного строительством - магазина, расположенной по адресу: г., пер., литер, общей площадью застройки кв.м., степенью готовности – %, инвентарный номер, на основании договора дарения указанного недвижимого имущества от и разрешения на строительство указанного магазина №, выданного комитетом градостроительства администрации г.. Право собственности на неоконченный строительством магазин, % готовности зарегистрировано уполномоченным регистрирующим органом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК.

Принадлежащий Хомуха О.Ф. неоконченный строительством магазин % готовности находится на земельном участке № по пер., г. в квартале, с кадастровым номером, общей площадью, разрешенное использование – для продолжения строительства магазина, предоставленном ему Комитетом по управлению муниципальным имуществом города сроком на 3 года с по года на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. от №, и зарегистрированного в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по СК за №.

При обращении Хомуха О.Ф. в администрацию г., письмом и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г., было отказано в предоставлении в собственность земельного участка под незавершенным строительством объектом, в связи с тем, что приобретение участка в собственность возможно только после вода объекта в эксплуатацию.

Однако, доводы, которыми мотивирован данный отказ в предоставлении Хомуха О.Ф. земельного участка в собственность, суд находит необоснованным и не основанном на законе по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.

Федерального закона, нормами которого прямо запрещена приватизация земельных участков по причине расположения на них объектов незавершенного строительства, в системе законодательных актов России не существует, следовательно, в силу норм ст.1 ГК РФ оснований для ограничения прав истца на приобретение земельного участка в собственность в данном случае не имеется.

Кроме того, в письме от 21.05.2012 № 06-2274-11 КУМИ г. также не указаны нормы федерального закона, на которых основан отказ в предоставлении земельного участка. Представители администрации г. и КУМИ г. в судебном заседании также не смогли назвать нормы закона, которыми прямо запрещено приватизировать земельные участки по причине расположения на них объектов незавершенного строительства.

Более того, в силу п.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. При этом, наличия перечисленных случаев в судебном заседании установлено не было.

В силу ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.

Доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных ст.28 ЗК РФ, заинтересованными лицами не было представлено, следовательно, в силу п.4 ст.28 ЗК РФ отказ в предоставлении земельного участка в собственность в данном случае является недопустимым.

Кроме того, п.1 ст.36 ЗК РФ предусматривает для собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключительное право на приватизацию данных земельных участков. В данной норме не названы объекты незавершенного строительства, однако применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация земельных участков в силу положений п.3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», из содержания которой следует, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

П.1 ст.28 Федерального закона от 2.1.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо предусмотрена возможность приватизации земельных участков, на которых расположены объекты, строительство которых не завершено.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) все то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Объект незавершенного строительства отвечает таким требованиям.

В силу ст.2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Доказательства признания недействительным или оспаривания зарегистрированного права истца на объект недвижимости ответчиками не представлены. Поскольку право собственности на незавершенный строительством объект было зарегистрировано в Управлении Росреестра по СК, следовательно, данный объект юридически был признан государством самостоятельным объектом недвижимого имущества. Отметок о самовольности строения в свидетельстве о государственной регистрации и техническом паспорте строения отсутствуют. Иные доказательства самовольности строения суду не представлены, следовательно, указанный объект не является самовольной постройкой.

Из указанных норм закона следует, что приватизация (приобретение в собственность) земельных участков, на которых расположены незавершенные строительством объекты, допускается в силу п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, а при отсутствии оснований, предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ, отказ в предоставлении земельных участков в собственность в силу норм п.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается, то есть прямо запрещен законом.

П.6 ст.36 ЗК РФ установлен месячный срок для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность.

В соответствии с п.28 постановления: Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению, либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В связи с изложенным суд находит обоснованными, а, следовательно, подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности в тридцатидневный срок предоставить земельный участок в собственность и направить истцу в тридцатидневный срок проект договора купли - продажи земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.1,12, 130 ГК РФ, ст.ст.28,36 Земельного Кодекса РФ. ст.28 ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» ст.ст.257-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Хомуха ОФ об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона - удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации города, комитета по управлению муниципальным имуществом города по отказу в приватизации мною земельного участка № по пер. в г., кадастровый номер, выраженные в письме и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом города от №.

Обязать администрацию города в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении мне в собственность земельного участка № по пер. в г., кадастровый номер, под объектом недвижимости на существующих на момент обращения условиях.

Обязать администрацию города и Комитет по управлению муниципальным имуществом города в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в мой адрес проект договора купли-продажи земельного участка № по пер. в г., кадастровый номер, под объектом недвижимости.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам краевого суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через районный суд города.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья Гусева С.Ф.